Страницы меню навигации

Professional Photo

Апрель – Народный календарь

1 Апреля - ДАРЬЯ ГРЯЗНАЯ

Солнышко пригревает все сильнее, и на прорубях на реках и прудах делается грязно. Тогда говорят: «Вот пришли и Дарьи грязные пролубницы». У прорубей обламываются бережки. А вокруг обтаявших прорубей начинает чернеть навоз.

Поэтому и замечают, что «Дарья проруби обгадила». От таянья снега и грязи вода в прорубях делается желтой, поэтому и Дарью иногда называ­ли Дарьей — желтые поруби.

Если навоз на дорогах вытаивает — к доброму году.

Но Дарья даром не марала, а грязь на одежду лишь тех людей лепила, кто нечистыми помыслами был тяжел. Поэтому определить в этот день плохого человека легко — по грязной одежде.

Если вешняя вода на Дарью идет с шумом — хорошие травы будут, а когда тихо — трава плохо вырастет.

С Дарьи холсты белят. Говорили: «Стели кросна по заморозкам». Кросна — это длинные, тонкие холстины Когда холсты расстилали под яркое солнце на снег, то ткань под лучами солнца отбеливалась, а от вымерзки становилась мягче. «Стели кросна по заморозкам», — советовали пряхи.

Какова Дарья — таков Покров (14 октября).

1 апреля просыпается домовой, а потому нужно всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку.

1 апреля девушки стараются разыграть как можно больше народа, думая, что в таком случае женихи не проведут их, а напротив, они сами будут водить молодых людей за нос.

Говорили: «1 апреля — день враля, а шутки греют человека». «Коль первого апреля не соврешь, когда еще времечко найдешь?»

1 апреля прилетали первые коршуны.

2 Апреля - ФОТИНИЯ КОЛОДЕЗНИЦА

Мученица Фотина (Светлана), память которой отмечается в этот день, — самарянка, с которой Иисус Христос беседовал у колодца, близ города Сихаря. Имя Фотины получила при крещении.

Она обратила многих ко Христу, за что и была замучена: в 66 году была брошена в колодец.

Поскольку Фотиния окончила свои дни в колодце, то на Руси верили, что там омывается душа святой, а потому колодезная вода в этот день обладала чудодейственной силой.

Фотинию считали целительницей лихорадки. Во многих селах служили ей молебен.

В некоторых местах на Руси в этот день писали на бумажке тропарь мученице Фотинии и, завязав эту записку в ветошку, давали больному носить ее на шее три или девять дней, а потом заставляли его или проглотить записочку, или сжечь ее вместе с ветошкой на страстной свече и съесть оставшийся от нее пепел.

А еще в этот день поклонялись льну. С утра выносили из изб на улицу красивые вещи изо льна и развешивали их на заборах, поленницах дров, калитках, на крыльце. Рушниками украшали ветви березы. Со свадебными (от 2 до 6 метров в длину) льняными полотенцами девушки водили хороводы.

3 Апреля - ФОМИН ДЕНЬ

Наступал конец зимним катаниям с гор. Говорили о детворе: «Реви не реви, а санки унесли да на поветь спрятали». Зато у детворы появлялись новые забавы — игры во дворе — например, «В кувшинчик».

Игра «В кувшинчик». Один из играющих берет мяч и в такт песенке одной рукой равномерно бьет его о землю:

Я кувшинчик уронила И о пол его разбила, Раз, два, три — Его, Феденька, лови!

При последних словах мяч нужно с силой ударить о землю. Подскочивший мяч на лету должен подхватить тот, чье имя названо. Далее он повторяет ту же песенку и называет новое имя. Игра продолжается до тех пор, пока играющие не собьются с ритма или мяч не покатится по земле.

Вновь к избам приходили лихорадки-лихоманки. Могли они и в колодец с грязной водой просочиться. В этот день лучшей защитой от лихорадок считалась печная зола да уголья. Надо было взять из печи горячие угли и золу, положить их в платок или полотняную тряпицу и приложить к больному месту. Испугается жара лихоманка — и вон из дома бросится. Говорили: «Фома лихорадку гонит».

Но бытовали в народе и весьма странные способы излечения от этой напасти. Так, при лихорадке считалось целительным целовать зад коровы и пить грязную воду, в которой стирали белье. Для избавления от лихорадки надо также срезать «копытца» у лошади (роговые наросты у колен), положить на горячие уголья и, закрывши наглухо больного, заставить его дышать этим дымом.

4 Апреля - ВАСИЛИЙ СОЛНЕЧНИК

Народ называет Василия Теплым, так как наступает уже настоящее тепло. Вовсю звучит капель, и в народе говорят: «Задолбил зиму Василий Капельник».

Солнечником же называет его потому, что в день этого святого выходят смотреть на восход солнца и гадают по нему о наступающем годе. Если, например, солнце восходит в красных кругах, то это обещает хороший урожай. На снегу под солнцем белят холсты и приговаривают: «Василий Солнечник, отбели наши холсты белее снега».

О Солнце на Руси сложено множество пословиц и поговорок:

Солнце пригреет, все разом поспеет.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнце всходит — старым радость, а заходит — молодым сладость.

В этот день пекут калачи и посвящают их Солнцу.

Калачики. Взять 200 г сливочного масла, 1 целое яйцо и 1 желток, 2 ложки дрожжей, 9 ложек молока, 2 ложки сахара и, кто хочет, кардамона, все смешать вместе, замесить мукой сколько нужно, чтобы тесто не приставало к столу; потом из этого теста наделать калачиков с ручками, осыпать их изюмом и мелко нашинкованным миндалем, положить на железный лист, дать подняться в теплом месте, тогда смазать эти калачики взбитым яйцом и посадить в печь.

5 Апреля - НИКОН

Это был день «генеральной уборки» в доме и в саду. Говорили: «Без присмотру одни муравьи плодятся», «Домок не велик, а присесть не велит», «Домашних дел не переделаешь», «Дом хозяином велик».

В саду начинали сажать яблони, рябину, черную и красную смородину. Чистили штамбы плодовых деревьев. А в доме вытряхивали постели, выносили мусор, меняли солому в матрасах. И выгоняли из изб притаившуюся там нечисть.

Мыли с мятой лавки, полы и даже столы в доме, белили печи, мятные чаи заваривали.

Мята — многолетнее растение из семейства губоцветных, с длинными ползучими корневищами, с ветвистым четырехгранным стеблем, с ланцетовидными, острыми зубчатыми, опушенными листьями. Цветки мелкие, розовато-лиловые, собраны в густые шаровидные мутовки в пазухах верхних листьев. Высота растения от 15 до 40 см.

Несколько видов мяты используются в питании в качестве приправ и пряностей. В средней полосе страны в диком виде чаще всего встречается мята полевая. Реже встречается длиннолистная мята. Отличительным признаком ее являются более длинные и менее опушенные листья.

В XVII веке путем гибридизации была выведена перечная мята (М. piperita), которую разводят для получения эфирного масла и для производства ментола. Встречается она и в одичавшем состоянии. В Закавказье выращивается мята яблочная (М. rotundifolia) с нежным ароматом и вкусом.

Мята полевая растет на сырых лугах, в поймах рек, около водоемов, в сырых лесах. Во всех видах мяты содержатся эфирное масло, каротин, флавониды и органические кислоты. При засолке капусты четвертинами кочанов мята является одним из лучших средств, способствующих длительному хранению их, при этом она придает капусте особый вкус.

На Руси очень любили чай с мятой. Ее же добавляли в квас, благодаря чему он не только приобретал приятный запах и вкус. Но еще и дольше хранился. Отвары мяты использовались как ароматическое вещество при выпечке пряников. Ее листья и цветки добавляли в качестве приправы к салатам, супам, рыбным и овощным блюдам, а вот добавление мяты в молоко предупреждает скисание и удлиняет срок его хранения.

Во все времена — и не только на Руси, но и практически во всех странах, где растет мята, очень высоко ценили ее целительный эффект: она успокаивает человека, снимает спазмы сосудов и гладких мышц внутренних органов. Во многих деревнях на Руси мяту считали спутницей хорошего сна — и вешали ее пучки в горницах да добавляли в сено, которым набивали подушки.

Ни одна русская баня не обходилась без мяты. Издавна этой травой устилали полки в бане да поддавали с ней пару. Делали так потому, что мята обладает антисептическим эффектом. Баню с мятой и березовым веником любил Петр Великий.

6 Апреля - АРТЕМОН - ДЕРИ ПОЛОЗ

Погода уже в это время стоит теплая, снег тает, а потому портятся дороги и наст обдирает полозья у саней.

Примечали: коли ночь тепла, то и весна будет дружная.

Накануне великого праздника Благовещения для путников по вечерам за околицей зажигали костры, указывающие им дорогу к церквям. Все православные ехали к вечерне. В церквях в этот день освящали семена в церкви.

Костры в этот вечер отгоняли от домов нечистую силу.

7 Апреля - БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, установленный в память возвещение Ей архангелом Гавриилом благой вести о воплощении и рождении от Нее Спасителя мира, Сына Божие, Иисуса Христа.

Праздник совпадает с Великим постом или приходится на Светлую Седмицу (до среды включительно). Поэтому продолжительность празднование его неодинакова. Если Благовещенье случается до Лазаревой субботы, то Церковь празднует его три дня, если в эту субботу — два, а если в Страстную или Светлую Седмицы — один день. Если Благовещение совпадает с Пасхой, праздник как бы удваивается. Тогда Пасха называется Кириопасхой. Кириопасха бывает редко. Случилась она в 1817, 1828, 1912 и 1991 годах. Следующая Кириопасха будет в 2075 году.

Пост же в дни Благовещение ослабляется. По своему величию праздник Благовещение не отменяется даже в Страстную пятницу.

Этот праздник очень любил русский народ. На благовещенье отмечали третью встречу весны. Первая встреча весны бывает на Сретение, вторая встреча — на Сороки.

Благовещение — один из самых больших праздников весны. В день этот, как в Пасху, и грешников в аду не мучат. На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно-народные праздники — Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день — солнце играет при своем восходе.

Предки наши считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь честву­ет этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на несколько времени крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле.

В древнем русском быту с праздника Благовещения считали начало года, который нередко назывался у наших предков «благовещенским»

По народному верованию, вдень Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранятся до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божия для хорошего роста и плодородия своих нив.

Сеять надо было обязательно вовремя: «Кто рано сеет, семян не теряет», «Весной часом опоздаешь — в год не наверстаешь».

В Малороссии в старину внуки и дети на праздник Благовещения вывозили на лубках своих престарелых и бедных дедов и отцов на улицу и собирали для них милостыню.

На Благовещение воры старались что-либо украсть в надежде, что, если это им удастся сделать теперь, они могут быть уверены в успехе своих предприятий на целый год. Можно предположить, что это поверье приурочено к празднику Благовещения на том основании, что в древнерусской жизни он был началом года, а с новым годом вообще всегда связываются подобного рода поверья. Как известно, и теперь у нас многие верят, что как кто встретит и проведет первый день года, так пройдет для него и весь год.

Исстари на Руси заведено было в этот день отпускать птиц на волю. В Москве этот обряд совершался у Охотного ряда. Сюда с утра приходил народ, покупал птиц и своими руками выпускал их из клетки на волю.

В Благовещенский вечер крестьяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю, скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает.

Также под Благовещение ночью сжигали свои соломенные постели, скакали через огонь и окуривали свои платья. Постели сжигали, чтобы истребить болезни; скакали через огонь, чтобы избавить себя от сглаза; окуривали платья для того, чтобы предостеречь себя от колдовства. С этого вечера молодые переселяются с новыми постелями в холодные клети; в избах оставались старики, больные и дети.

Пожилые женщины считали нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, подмешанная в святую воду, по их мнению, помогала в разных болезнях. С этой солью они из хлебного теста пекли бяшки, небольшие булки, предназначенные для лечения скота.

На Благовещение никому нельзя работать — грех. Поэтому говорят: «На Благовещение на суровую пряжу не глядят».

Каково Благовещение, таково и Светлое Воскресенье.

На Благовещение дождь, родится рожь.

На Благовещение весна лето поборола.

До Благовещения зимним путем либо неделю не доедешь, либо переедешь.

Если на Благовещение будет день красный, то год будет пожарный (много пожаров).

Если пойдет дождик, год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы.

Если на Благовещенье будет мороз, то будут еще сорок утренников.

Благовещенье — птиц на волю отпущенье.

На Благовещенье весна зиму поборола.

На Благовещенье под дымом не сидят (перебираются спать в сени и клети).

На Благовещенье медведь встает.

Покров — не лето, Благовещенье — не зима.

На Благовещенье птица гнезда не вьет, а завьет — станет на все лето пешею, как кукушка.

На Благовещенье воры заворовываютдля счастья на весь год.

На Благовещение девка косы не заплетает.

В какой день Благовещенье, в тот, во весь год, никакого дела снова не начинать.

С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).

Не дуй на Благовещенье огня — не будет головня.

Накануне Благовещенья сеют горох.

Благовещенская просвирка в сусеке (хлеба будет больше).

В русских домах всегда в этот день готовили кулебяку.

Кулебяка — это русский пирог, который отличается особой формой, она более узкая и высокая, чем обычный пирог. В.И. Даль утверждал, что происходит название этого русского блюда от глагола «кулебячить» — «валять руками».

Делают кулебяку по-разному. Например, раскатывают два овальных пласта — верхний и нижний. Нижний, чтобы он хорошо пропекся, делают немного тоньше верхнего. На нижний пласт кладут начинку, накрывают ее верхним пластом и края плотно защипывают в виде красивого «пояска».

Считалось, что настоящая кулебяка должна быть поджаристой — в верхней своей части — и нежной, сочной, но не пристающей к зубам — в нижней. Самой знаменитой кулебякой в старой Москве была та, что подавалась в трактире Тестова. Она называлась байдаковским пирогом и была громадных размером. Было в ней 12 слоев начинки — от слоя налимьей печенки до слоя костного мозга.

Кулебяку подают как отдельное блюдо, так и как «дополнение» к супам.

Для теста: 400 г муки, 25 — 30 г дрожжей, половину стакана воды, 100 г растительного масла, щепотка соли, сахар по вкусу.

Для фарша из рыбы: 400 г филе щуки, 1 столовая ложка растительного масла, 2 столовые ложки толченых сухарей, 1 луковица, соль, перец по вкусу.

Для рисовой начинки: стакан риса, полтора стакана воды, 1 столовая ложка масла, 1 чайная ложка соли, 300 г филе любой жирной рыбы.

Приготовьте дрожжевое тесто опарным способом.

Пока тесто подходит, сварите рис. После того, как рис будет готов, выложите его в смазанную маслом форму и запеките в духовке, чтобы рис слегка подрумянился. Филе щуки дважды прокрутите вместе с репчатым луком через мясорубку, добавьте соль, перец, хорошо перемешайте фарш.

После того, как тесто подойдет, его нужно раскатать в виде продолговатой овальной лепешки толщиной в палец. По центру лепешки продолговатой горкой уложите слоями рыбный фарш с рисом, на него — кусочки рыбного филе и снова фарш с рисом. Края лепешки заверните и плотно защипните над фаршем. Поверхность пирога украсьте элементами из теста. Подготовленную кулебяку поставьте в теплое место на 15 — 20 минут.

Перед тем, как выпекать кулебяку, поверхность ее смажьте крепким чаем и проколите в нескольких местах, чтобы выходил пар во время выпекания. Выпекать кулебяку при температуре в духовке 210 — 220° С.

Начинки для кулебяки могут быть разные — грибные, овощные, из каш. Можно сделать кулебяку сразу с двумя, с тремя начинками. Помните, что иногда пеклись кулебяки с двенадцатью слоями! Если вы хотите сделать такую кулебяку, то каждый вид фарша надо переложить тонкими блинчиками.

Формовать кулебяку можно также по-разному. Кроме описанного способа, можно раскатать два овала: верхний и нижний. Верхний овал сделайте немного тоньше нижнего, чтобы он хорошо пропекся. На нижний овал положите начинку, накройте ее верхним овалом и защепите края в виде красивого бордюра.

8 Апреля - ГАВРИИЛ БЛАГОВЕСТ

Угодник Василий Новый в народе считается целителем от трясавицы (лихорадки), и в «Сказании о святых» ему назначается особая молитва. Причины, почему этот дар врачевания «присваивается» Василию, нужно искать в том, что он при жизни своей исцелял страдающих лихорадкой.

В этот же день Церковь наша воспоминает собор архангела Гавриила. Этот день в Малороссии известен под названием «благовестник», так как архангел Гавриил благовестил Деве зачатие Спасителя.

Простой люд здешний так высказывает свое особенное уважение ко дню святого архангела: «Як бы не було благовещеннына, не було бы и воскресенщина».

В Малороссии с праздником Благовещения и днем архангела Гавриила было связано следующее поверье всё, что родится в эти дни (их обыкновенно называют благовестивши), непременно будет всегда с каким-либо телесным недостатком. Подобного же рода поверья существуют в простонародье и относительно людей, рождающихся в день Рождества Христова В простонародье даже смеются над теми, кто родился в этот праздник, и думают, что из таких людей никогда ничего путного не выходит, а став взрослыми, они будут страшными злодеями-родителеубийцами. Говорили: «Что ни родится на день Гаврила — уродливо и неспоро».

Если в этот день будет светлый восход солнца, убирают всю санную сбрую и говорят: «Выверни оглобли».

Между тем женщины в этот день оканчивают последнюю пряжу. Если же кто-то продолжает еще прясть после сегодня, тем говорят: «Не пойдет впрок». Неотложные дела в поле да в огороде не дадут засидеться за гребнем. Поэтому острословы язвят: «Весной день долог, а нитка коротка»: пряха-ленивица просто не успеет спрясть ее до страдной поры.

9 Апреля - МАТРОНА НАСТОВНИЦА

Слово «наставица» (настовица) имеет двойное значение. Настовицами назывались чибисы, возвращающиеся домой к этому дню, а настом зовется поверхность снега, замерзаемая утренниками после больших оттепелей. Вот и получается, что в этот день еще бывают сильные заморозки, снег схватывает ледком, который под лучами весеннего солнца быстро тает, а прилетевшие из дальних краев птицы во всю радуются весне. Щука хвостом лед разбивает, а овсянка поет: «Покинь санки, возьми воз!»

В это время крестьяне говорили: «Пойдем по настам».

На Матрену крестьянки в последний раз выходили на наст отбеливать холсты. Ткачихи всегда просили благословения на свое ткацкое дело у святой Матроны. Они перед отбеливанием холстов непременно шли в церковь и ставили свечу святой — покровительнице хороших хозяек.

В некоторых местах этот день называется «Полурепница». В этот день отбирают годные репы для семян, которые откладывают в сторону. Из оставшейся репы приготавливают какое-нибудь блюда.

В старое время репа вслед за капустой была одним из основных продуктов питания крестьянина. Ведь картофель появился на Руси только в конце XVIII века. Поэтому забота о семенах репы — это забота о сытости семьи.

Фаршированная репа. Взять несколько штук репы, сварить, чтобы она была совершенно мягкая, когда достаточно уварится, вынуть из воды, дать немного обсохнуть, затем очистить и протереть сквозь решето, затем прибавить полфунта изюма, который также следует разварить в воде, разваренного риса, все это хорошо смешать. Потом взять несколько сырых реп, разрезать их пополам, середину вычистить положить в нее приготовленный фарш. Репу связать ниткой и положить в кастрюлю, поставить в жаркую духовку, чтобы репа могла хорошо увариться.. К столу подавать с сахаром.

Репа со сладким фаршем. 8 реп отварить в воде, срезать верхушки, выбрать осторожно ложечкой середину, растереть ее с ложкой масла, с 2/3 стакана цельного молока или сливок, положить l/З стакана манки, соли, куска 2 — 3 сахара, 1 желток, размешать, нафаршировать репу, накрыть срезанной верхушкой, обсыпать сухарями, поставить в духовую печь.

Пюре из репы. 1 кг. репы очистить от кожицы, нарезать тонкими ломтиками, опустить в соленый кипяток, раз вскипятить. Откинуть на сито. Переложить в кастрюльку, положить 1/2 столовой ложки масла, подлить бульона, чтобы покрыло репу до половины, закрыть крышкой, утушить до мягкости, горячей протереть сквозь сито.

Запеканка из репы. Очистить 5 больших реп, сварить в молоке или воде до мягкости, растереть, положить 1/2 стакана манки, добавить 1/2 стакане сливок или молока, всыпать мускатного ореха, сахару кусков 4-5, вбить 5 желтков, положить 1 1/2 столовой ложки масла, 5 взбитых белков, развешать хорошенько, сложить в форму, парить минут 20.

Репа, фаршированная манной кашей. Взять 8—12 репок, вымыть, неочищенные, раз вскипятить, снова вымыть, срезать зеленую верхушку, опустить в посоленный кипяток, варить, пока не сделаются мягки. Очистить от верхней кожицы, срезать крышечки. Осторожно выбрать середину, хорошенько растереть с манной, густой молочной кашею и сливочным маслом, посолить, положить немного сахару. Начинить репки, накрыть срезанными крышечками, переложить на лист. На каждую репку положить по кусочку сливочного масла, запечь в духовке. Подавать к ним сливочное масло.

10 Апреля - МАТЬ-И-МАХЕЧА

Это был день чистки прудов.

В этот день теряет силу так называемый «Степанов венок», который плели 15 августа предыдущего года и цветы и травы для которого собирались всей семьей (об этом венке см. 15 августа).

В этот день особо чествуют цветки мать-и-мачехи, которые одними из первых расцветают на теплом весеннем солнышке.

В народе живет очень красивая легенда о возникновении этого растения У одной матери была бесконечная любимая дочь — и вдруг девушка умерла. Мать, потеряв самое дорогое, отдала умершей всю свою ласку и тепло. Из них-то — материнской ласки и любви — и родилась мать-и-мачеха. Войлочной стороной листа безутешная мать укрывала могилу дочери. Однако у женщины, потерявшей дочь, была еще и падчерица. Не любила ее мать умершей девочки и всегда смотрела на нее косо. Потому и сторона листа растения, обращенная к миру людей, — холодная да суровая: так смотрит уже не мать на дочь, а мачеха на свою падчерицу..

Из этой травы приготовлялись самые разные лекарственные чаи.

Грудной чай. Корни алтея, листья мать-и-мачехи по 2 части, трава душицы — 1 часть. Три столовых ложку смеси залить 0,5 л кипятка, настоять 20 минут, процедить. Пить в теплом виде по полстакана 3—4 раза в день.

Потогонный чай. Ягоды малины, трава душицы и листья мать-и-мачехи по в равных частях, три столовые ложки смеси заварить 0,5 л кипятка, настоять 20 минут, процедить. Выпить горячим на ночь.

Чай при бронхите. Листья мать-и-мачехи и цветы ромашки — по 2 части, трава душицы — 1 частью три столовых ложки смеси залить 0,5 л кипятка, настоять, процедить пить по l/З стакана 3 раза в день после еды.

11 Апреля - БЕРЕЩЕНЬЕ

Это день березы. На Руси всегда любили березу, она даже стали символом нашей Родины. Ее считали деревом жизни, здоровья и света.

У русичей с березой было связано множество поверий. Например, наши предки верили, что если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то болезнь немедленно уберется восвояси. А если воткнуть ветку березы в крышу дома, то она защитит дом от молнии.

Любовное и почтительное отношение к березе в христианскую эпоху подкреплялось еще и тем, что. по преданию, именно она укрыла Пресвятую Богородицу и Младенца Христа от непогоды.

В этот день слушали березы. Березовым соком отпаивали больных. Березовым соком чистили кровь, выгоняли немочь из желудка.

12 Апреля - ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

В этот день отмечают память преподобного Иоанна Лествичник, который оставил сочинение, известное под названием «Лествица». В этом труде он представил 30 видов добродетелей, как ступеней, по которым христианин должен восходить к совершенству.

И русский народ в день списателя «Лестницы» пек хлебные печенья, которые непременно украшались перекладинами из теста и назывались лестницами или лесенками, — чтобы хляби небесные к земле были добры, чтобы зеленые ростки легче ввысь поднимались. По заведенному исстари обычаю, это печенье приносили в церковь, над ним служили молебен с водосвятием, а народ окропляли святой водой. Часть этих хлебов отдавалась причту, а остальные шли в пользу нищих.

Многие боялись в этот день и вечером ходить по двору, потому что домовой в те поры бесится и не узнает своих домашних, готов свой избу сокрушить. Одни говорят, что у домового шкура старая сходит, вот ему и больно. Другие поясняют: нет, на ведьме домовой жениться хочет. Как бы то ни было, но домовой бесился и куражился до первых петухов, а потому с заходом солнца крестьяне запирали весь домашний скот и птиц, а сами боялись даже подойти и к окну, с нетерпением ожидая рассвета.

Домовые — это духи — хранители домов, олицетворение душ умерших предков, родоначальников, почему им и присвоен эпитет дедушки — “дедушка домовой”. Домовой имеется в каждом доме, живет всего чаще под— или за печкой, иногда в бане или овине. По народным верованиям, домовой весь оброс густой шерстью и мягким пухом, даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа «голое». Его мохнатые подошвы зимой обозначаются на снегу, а ладонью домовой гладит по ночам сонных и те чувствуют, как шерстит его рука. Если она мягкая и теплая, то предвещает счастье и богатство, если холодная и жестокая, то быть худу.

В Вятской губернии считали, что домовой является людям стариком, ростом с пятилетнего ребенка, в красной рубахе, подпоясанный синим кушаком, лицо у него сморщенное, борода белая, волосы на голове желтоседые, а глаза словно огонь горят. В Сибири домового представляют в виде маленького, косматого старика с длинной бородой, и думают, что он проживает в печурке. В других областях России домового знают плотным, малорослым стариком, в коротко смуром зипуне или синем кафтане, с алым поясом или в красной рубахе: у него седая всклокоченная борода, волосы косматы и застилают лицо, голос суровый и глухой; он любит ворчать, браниться и употребляет при этом выражения чисто народные, крепкие._У домовых бывают жены и дети, дочери его очень красивы, но любовные связи с ними гибельны для смертных.

Домовой сочувствует и семейной радости, и семейному горю. Он предвещает смерть хозяина дома тяжелыми вздохами и плачем. Когда умирает кто-либо из домочадцев домовой воет ночью, выражая этим свою печаль.

Перед каким-нибудь общим бедствием — чумой, войной, пожаром, домовые уходят из села и воют на выгонах.

Если идет нежданная беда — домовой возвещает о ее приближении стуками, ночными поездками, истомляющими лошадей, приказом сторожевым собакам рыть ямы среди двора и выть на всю деревню.

Желая предупредить хозяина о каком-нибудь несчастии, например, о начале пожара или о забравшемся воре, домовой толкает и будит хозяина.

Домовой, представляется идеальным хозяином: он смотрит за всем домом и двором пуще самого хозяина, блюдет семейные интересы, заботится об имуществе, охраняет всю скотину, надзирает за овином, огородом, конюшней, хлевом, амбарами, за домашней птицей, особенно за курами. Петушиного пения домовой, в противоположность всей остальной нечистой силе, не боится, напротив его боятся различные лешие, ведьмы и оборотни, от вредных замыслов которых он охраняет дом. Несмотря на свое доброжелательство, домовой вообще любит проказить. Бывают случаи, ког­да он становится злым даже к семье своего хозяина.

Если домовой полюбит двор и скотину, то будет большой приплод скота и он будет всегда здоров и сыт, а если же нет, то не будет приплода на дворе; скот будет постоянно нездоров и часто будет околевать, будет «ускотье». Если же домовой не полюбит одну известную скотину, то отгоняет ее от корму и валит с ног, всячески мучит, иногда до смерти. Если домовой полюбит лошадь, то заплетает в гриве косы, которые, если хозяин их выстрижет, вскоре заплетутся вновь. Так же случается и с женщинами, у которых домовой заплетает косы во сне. Если женщина сострижет эту косу, то у нее начнет болеть голова, и вскоре домовой заплетает ей другую косу. Домовые на дворе по ночам дают корм скоту. Ходит поверье, что домовой одного дома, победив домового другого дома, уносит сено в свой дом.

Для того, чтобы было счастье хозяевам и скотине, при переходе в новый дом, существует обычай зазывать домового с собой: кланяются на место, где был старый дом, до трех раз и при каждом поклоне говорят: «Батюшка домовой, пойдем со мной, я в новый дом — и ты со мной», а когда семья разделится на две, то вновь выделившийся хозяин зазывает из старого дома в новый своего домового: придет на двор, на то место, где стояла скотина, которая ему дана в надел; берет эту скотину и кланяется тому месту до трех раз и при каждом поклоне говорит: «Батюшко домовой, иди со мной, ваш оставайся здесь». Когда приведут на двор вновь купленную скотину, то во все четыре угла двора кланяются и при каждом поклоне говорят: «Батюшко домовой, прими мой скотинушку, пой, корми, люби и жалуй».

13 Апреля - ИПАТИЙ

Ипатий Чудотворец почитается в народе разрешителем неплодства и бесчадия. И именно ему молились об изгнании бесов и домовых, которые особенно «расходятся» в этот день.

Случается, домовой приходит ночью к спящему человеку и наваливается на грудь, так что тяжело становится дышать: это к перемене жизни того человека. Небоязливые люди в то время его спрашивают: «К худу или к добру?» — и он отвечает правду. Это случается перед большим несчастьем или счастьем и перед смертью домочадцев. Иногда домовой стонет в подполье, его спрашивают: «Кхуду или кдобру?» — если к счастью, то перестанет стонать. Кроме того, случается, что после смерти людей, особенно любимых, он в подполье плачет, как ребенок. Увидеть домового — к несчастью.

Вздохи домового — к смерти хозяина.

14 Апреля - МАРЬЯ - ПУСТЫЕ ЩИ

Если в этот день разольется полая вода, то будет большая трава и ранний покос. Говорили: «На Марью снег за колодой растаял».

А еще была такая ироническая поговорка: «Захотел ты в апреле кислых щей!» Дело в том, что зимний запас капусты у крестьян заканчивался уже в марте и о кислых щах приходилось лишь мечтать. Зато приходило время варить апрельские щи, которые назывались пустыми. Поэтому и говорили: «Пришли на Марью пустые щи». Русские люди любили сварить такие щи, чтоб «ложка стояла». О жидких же щах они иронично говорили: «Щи — хоть портянки полощи».

ШИ из крапивы и щавеля. 600 г молодой крапивы, 200 г щавеля, 1 столовая ложка пшеничной муки, морковь, лук по вкусу. Молодую крапиву (лучше побеги) хорошо промыть в холодной воде. Положить ее на 3 минуты в кипяток, откинуть на сито, облить холодной водой и, когда вода стечет, мелко порезать. Порезанную крапиву потушить в течение 10 минут на большом огне в масле. Репчатый лук и морковь нарезать и обжарить. В кипящий бульон положить крапиву, пассированные лук и морковь, поварить 25 минут, добавить муку, нарезанные листья щавеля, соль. Поварить еще 10 минут.

К Марии Египетской, память которой и отмечается Церковью в этот день, обращались за помощью против сглаза и «дурного слова».

Заговор от сглаза к Марии Египетской. «Стала, благословесь, и пошла перекрестесь, из дверей в двери, из ворот в ворота, во чистое поле, под ясное небо, под черное облако, под младой месяц, под красное солнышко. Под красным солнышком — окиян-море, на окиян-море ладон камень. На ладоном камне стоит Божия церковь, в этой апостольской церкви, на золотом стуле сидит Мария Египетская и отговаривает (отрока, отроковицу, имя рек), от чернеца, отдвоезуба, от троезуба, от двоеженца, от троежен­ца, от бабки крутобоки, от девки-просто-волоски, от всех злых глаз и стречных, и постижных, и от поветряных, и противоветряных, век — веки, отныне и до века, до конца века, до преставления света».

Считалось, что, помимо заговора, обращенного к Марии Египетской, женщине или девушке, чтобы избегнуть сглаза, полезно применить такой прием: погладив рукой себя по заду, потереть потом той же рукой по лицу,

говоря: «Какая ты у меня неглазливая, такая бы и я неглазливая была».

15 Апреля - ТИТ ЛЕДОЛОМ

Накаркивает в этот день ворона бесхлебицу. С этого дня начинают люди с хлеба на квас перебиваться да дырки затыкать. Было когда-то «всякого жита по лопате», а сейчас «дожили — ножки съежили».

Но никогда русский человек припасенного на посев зерна не тронет. В народе говорили: «Корову продай, а добрым семенем засевай», «Сам голодай, а поле семенем не обижай». Была и особая примета, по которой определяли качество семян. Иногда в сусек ссыпали непросушенное зерно — волглое, которое во время зимнего хранения выделяло тепло — прело — и съедало снег на крыше амбара. Поэтому о таком плохом и непригодном для посева зерне говорили: «Купи на семена хлеба, если на крыше амбара нет снега».

Вскрываются реки и озера. «Когда гуляет матушка-река, лед на ней ломается такхрясно, что ходить опасно». Если лед, после того как река или пруд вскроются, потонет, то предстоит тяжелый год.

Если на Поликарпа разольется полая вода, то надо ждать больших трав и раннего покоса.

16 Апреля - НИКИТА ВОДОПОЛ

С этого начинается бурное таяние снега, а по реке вовсю несутся, наскакивая друг на друга, льдины. Много бед приносит людям весенний паводок. Выйдет река из берегов — и тут уж берегись: быстрая вода смете все, что попадется ей на пути. Поэтому особенно важно заранее знать, что ждет человека весной. Русский крестьянин мог определить высоту паводка по самым разным приметам — например, по высоте гнезда кулика или по кротиным «ходам». Крот никогда не станет рыть землю ниже границы будущего паводка. Перед паводком из низинных мест убегают мыши.

Рыболовы замечают: если лед не пройдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой.

Водяные, по мнению русских крестьян, жили везде, но больше в глубоких местах и омутах. Считалось, что зимой водяные спят, но весной, как раз вдень Никиты, просыпаются голодными и сердитыми. Тут царя вод непременно надо задобрить специально откормленной лошадью, которую приносили в жертву. Но так было в старые времена. В XIX веке лошадь заменяли хлебными крошками.

Какой вид имеют водяные — неизвестно. Водяной — тот же черт, слетевший с неба, может принимать на себя различные виды, какие он только захочет, а чаще всего показывается в образе рыбы необыкновенной величины. Однако в 1874 году было опубликовано одно-единстве иное описание такого «водяного человека», а если не самого водяного, так уж точно его родича: «Раз, говорят, поймали такого человека, а его нельзя поймать, потому что он хоть какую сеть хвост порежет, он у него как пила. Так, рассказывают, как поймали, так он три дня в кадушке жил. Сидит, согнулся, глаза вытаращил и внимательно так смотрит, такой же человек, только в чешуе и с хвостом, а на груди плавники, как у рыбы. Как выпустили его в море — так он то нырнет, то вынырнет, и в ладони бьет, и гогочет, только не говорит».

Водяной топит тех людей, которые забыли Бога, во время купания или при переезде через реку. На Руси в реке боялись купаться без шейного креста и вечером после заката солнца.

Многие суеверные рыболовы приходили в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Это угощение водяного происходило у них так. Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дни. В эти три дни они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыха­ми. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь; если же река очистилась от льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешел на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. 1 апреля он просыпается голодным, сердитым. С досады и голода он ломает лед, замучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкой, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

17 Апреля - СМОТРИНЫ ОЛЬХОВЫЕ

В этот день начинал петь-скрипеть сверчок, а журавль впервые подавал голос. После прилета журавлей приходила настоящая весна. О них говорили: «Первая ласточка — еще не весна, а настоящую весну приносит на крыльях журавль».

В этот день шли смотреть, как цветет ольха. Из ольхи часто делали срубы для колодцев, поэтому проводили ольховые смотрины, «ствол живой для колодца» искали.

На ольхе много сережки — к урожаю овса; а много шишек — к урожаю ячменя.

На ольшняке бобышки (почки) — урожай на овес.

Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.

Ольха — ранний медонос. Пыльцой ольхи, смешанной с сахаром и медом, весной подкармливают пчел. С лечебной целью употребляют соцветия — шишки ольхи вяжущего терпкого вкуса, а также кору молодых веток и листья. Шишки собирают поздно осенью и зимой до начала марта. Кору можно заготавливать зимой и весной, а листья — в мае—июне. В шишках и коре имеется много дубильных и других полезных веществ, в соцветиях

мало влаги и они быстро подсыхают в теплых помещениях.

Отвары и настои из шишек и молодой коры ольхи действуют вяжуще, противовоспалительно, кровоостанавливающе. Назначают их для лечения при острых и хронических воспалениях кишечника. При простудах, ОРЗ, болях в суставах прописывают сухие ванны из свежих листьев. Отварами из шишек, коры или молодых листьев полощут горло при ангинах, стоматитах и для укрепления десен. Водный настой готовят из одной столовой ложки шишек на стакан кипятка. Пьют по четверти стакана три—четыре раза в день до еды.

Чай при расстройстве желудка. Шишки ольхи — 2 части, корни горца змеиного — 1 часть. Две чайные ложки смеси заварить стаканом кипятка, настоять в теплом месте 30 минут, процедить через марлю. Пить по 1/4— l/З стакана 3—4 раза в день.

18 Апреля - ФЕДУЛ ВЕТРЕННИК

В этот день начинают дуть теплые, весенние ветры. Поэтому говорят: «Пришел Федул — теплый ветер подул».

О ненастье говорят: «Федул губы надул».

С первым весенним ветром прилетают сверчки и расселяются по огородам.

«На Федула растворяй оконницу». Почему так говорят? Да потому, что в этот день надо было открыть окно и заговорить его уберечь избу от гнилых ветров, от вытья нечистой силы, от переполохов. Говорили еще: «Раньше Федула кто оконницу растворил — тот ненастью угодил», «Раньше Федула окна настежь — весеннему теплу дорогу застишь».

19 Апреля - ЕВТИХИЙ ТИХИЙ

По этому дню судили об урожае хлеба. Если Евтихий тихий — к уро­жаю ранних хлебов, а когда Евтихий ветром бьет — колос собьет. На Евтихия яблони зацветают.

Яблони всегда были в русском фольклоре символом девичьей красоты и невинности. В свадебных песнях с яблонькой часто сравнивают невесту. Вот одна из таких песен:

Ах ты, яблонь, ты, яблонь,

Садовая моя!

Я садила тебя,

Надсадила себя,

Поливала, укрывала,

От мороза берегла.

Я со яблони яблочко

Не щипывала.

Я со грушины грушицу

Не кушивала.

Дарьина матушка

По горнице гуляет,

Харитонов на родимая

По светлице гуляет,

Свет Фекла Демидовна.

Говорила ей родима матушка:

— Ты, дитя ли, дитя,

Дитя милое мое.

Я носила тебя, Надсадила себя; Я родила тебя, Смертный час приняла. Уж я ростила тебя, Беспокоилася. Я просватала тебя, Прослезила себя. Замуж выдала тебя, Не бывала у тебя.

— Побывай, побывай,

Родима маменька, ко мне.

Погляди, посмотри.

На житье-бытье мое,

По атласам я, маменька, По бархатам хожу, Кармазинные сукна Ногами топчу; Я на золоту парчу И глядеть не хочу. Через золото, маменька, Слезы текут, Через скатен жемчуг Слезы катятся.

20 Апреля - АКУЛИНА

На Акулину примечали погоду. Говорили: «Если на Акулину дождь — яровые плохие, а калина хорошая». Если звездна небе много, то будет мно­го грибов и ягод. Но вот на звезды можно было смотреть, только находясь на улице, а через окно на звезды глядеть не «рекомендовалось» — не к до­бру это было. А еще в этот день, по народному поверью, просыпаются русалки, которым надо принести одежку, потому что холодно им нагими на берегу быть. Поэтому в Акулинин день бабы приносили на берег рек и озер платья и холсты и оставляли там для русалок.

О русалках известный собиратель украинских легенд и сказаний М. Маркевич так говорит: “Русалки — это водяные красавицы; они бледны, но черты их выразительны, стан волшебный, коса — ниже колен. Ночью при луне они выходят на берег озер, рек и ручьев, нагие, в венках из осоки и древесных ветвей.

Черны косы, рассыпался. С обнаженных плеч бегут, По волнах перегибался, Вслед за девами плывут. Грудь высокая колышется Сладострастно между вод — Перед ней волна утишится

И задумчиво пройдет…»

Выйдя на берег, русалки садятся на траву, расчесывают свои косы или ведут хороводы. Иногда они скрываются в кустах, в траве. На заре, когда крестьянские девушки идут на реку за водой, русалки их ждут.

Чтобы обезопасить себя от русалок, надо брать с собой в лес пучок полыни. Встретит русалка, засмеется и спросит: «Что у тебя — полынь или петрушка?» Надо тут же крикнуть: «Полынь!» «Прячусь под тын!» — отвечает русалка и исчезает. Если же ответишь: «Петрушка» — спасения не будет. «Ах ты, моя душка!» — обрадуется водяная дева и защекочет до смерти.

Русалки живут в подводных хрустальных чертогах, построенных из раковин, где блещу т жемчуга, яхонты, серебро и кораллы.

Русалки превращаются иногда в кувшинки. По одной из славянских легенд, русалки боялись влюбленного в них солнца и только ночью водили свои хороводы на берегах рек и озер, а днем превращались в дивной красоты кувшинки. Поэтому наши предки считали, что, сорвав кувшинку, человек обрывал хрупкую жизнь водяной девы и совершал великий грех.

21 Апреля - РОДИОН ЛЕДОЛОМ

Святой Родион известен в народе под именем Ледолома, потому что именно в это время ломается и тает лед. Если лед на реке становится грудами, и хлеба будут груды, а гладко, так и хлеба будет гладко.

О святом Руфе крестьяне говорили: «Со дня Руфы земля рушится». Это «намек» на то, что теперь земля отходит от мороза, и начинает расти трава. Говорят также: «На Руфа дорога рушится».

«Родивон воды принес, ставь соху перепахать овес», — а это значит, что надо начинать пахоту. О пахоте существовали свои поговорки и приметы:

Борони по солнцу, у лошади голова не вскружится.

Огрех в пашне — не к добру.

В пашне огрехи — в кармане прорехи.

Земля при запашке коренится (обрастает мхом) — лен будет волокнист.

Глубже пахать — больше хлеба жевать.

Не потрудиться, так и хлебу не уродиться.

Урожай бывает не от росы, а от пота.

Пахать да боронить — часочка не обронить.

Примечали: если на Руфа теплый вечер и тихая ночь — лето будет жарким, а если пасмурно да туманно, то и хорошего лета ждать нечего.

В этот день солнце встречается с месяцем. Эти встречи бывают добрые и худые. Добрая встреча «обозначается» ясным солнцем и светлым днем. Тогда будет хорошее лето. Худая встреча — туманный и пасмурный день, а значит, и худое предзнаменование на все лето. По рассказам крестьян, солнце и месяц с первого мороза расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает, не ведает, где живет месяц и что он делает; а месяц не более того знает о солнце. Когда же они весной повстречаются, то долго рассказывают о своем житье-бытье, где были, что видели, что поделывали. Часто случается, что месяц с солнцем на этой встрече доходят до ссоры; а это всегда оканчивается землетрясением. В этой ссоре народ обвиняет месяц, называя его гордым и задорным.

22 Апреля - ВАДИМ КЛЮЧНИК

В этот день ходили к источникам, чистили их, приговаривая: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние!» — а затем с любовью брали из него воду, умывались и пили — на здоровье.

В этот день гадали на источниках о смерти и жизни больных или просто близких людей. Когда шли на ключ за водой, ни с кем не говорили. Кто навстречу попадет, ничего не надо было спрашивать и не сказывать. Как приходили на ключ, молились на все четыре стороны и задумывали: на живое или на мертвое?

Если человеку предстоит долгая жизнь — вода стоит, как стеклышко, светлая. Если больного ждест скорая смерть — ключи забьют, забурлят. Чтобы набрать из ключа целебной в этот день водицы, черпая воду, гово­рят: «Царь водяной, царь земляной, царица водяная, царица земляная, дай мне водицы на доброе здоровье». Начинается выгон скота в поле.

23 Апреля - ТЕРЕНТИЙ МАРЕВНЫЙ

В мареве должно показываться солнце в этот день. А потому смотрели: если солнце в дымке — год хлебородный, а если ясное небо — придется поле перепахивать, снова засевать.

24 Апреля - АНТИП ВОДОГОН

Святого Антипия в народе зовут еще Целителем зубов. Когда у крестьян болели зубы, они никогда не вырывали ни одного из них, а только клали на него мелкую серебряную монетку, держали некоторое время, затем вынимали и делали в ней дырочку. После чего монетка на веревочке вешалась на икону святого Антипия. Зубы, по повериям, должны были перестать болеть очень быстро.

Святой Антипа называется в народе и Водогоном-Водополом — половодье-то продолжается. Говорят: «Антипа Водопол реки очищает ото льда», потому что на реках уже почти не остается льдин.

В этот день примечали погоду.

Вскрытие рек к этому дню обещает хороший урожай, благополучное лето. Позднее вскрытие всегда обещает худое.

Зато если на Антипа пойдет дождь, то грибов много будет. А если вдруг заморозки ударят, то предвещают они отличный «урожай» на грузди.

В этот день крестьяне никогда не проводили работы по посеву и посадке — считали этот день для рассады да семян неблагоприятным.

25 Апреля - ВАСИЛИЙ ПАРИЙСКИЙ

На день святого Василия весна землю парит. А еще сравнивали землю со старухой и тогда лукаво замечали: «На Василия земля парится, как старуха в бане». Если солнышко действительно землю парит, то год будет плодородным.

На день Василия выверни оглобли, закинь сани на поветь.

Охотники утверждают, что на этот день медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. Между тем о зайцах говорили: «Заяц, заяц, выскочи из куста», потому что «зайцы бегают днем, и они на слуху (не подпускают, не лежат)».

26 Апреля - ФОМАИДА МЕДУНИЦА

Угоднице Фомаиде полагается молиться от блудной страсти. Причиной тому послужили как повествование о самой жизни мученицы Фомаиды, так и сказание о чудесах, совершившихся при мощах у ее гроба.

В этот день отправлялись в лес собирать медуницу.

Удивительно, но, по мнению русского народа, этот удивительно душисты цветок за семь верст облетали пчелы.

Почему?

Как говорится в одной легенде, когда Госполь создал землю, Он часто разговаривал со всеми своими созданиями, И очень любил пчелу за ее трудолюбие. Но вот как-то решил Он испытать ее на верность и захотел узнать у пчелы, какие цветы дают мед, а какие — воск. Пчела полетела по всей земле, нашла много цветов, но больше всего ей приглянулись медуница, черемуха и дятлина. И решила она скрыть их от Бога, ибо испугалась, что может Он отнять у нее все медоносы. Решила коварная пчела оставить три цветка для себя. Но Господь все видит и все знает, а потому, когда перечислила пчела те цветы, с которых можно собирать мед и воск, но ничего не сказала о трех полюбившихся растениях, сказал Он ей: «Ты можешь питаться медом со всех растений, что перечислила, а вот медуницу, черемуху и дятлину трогать не смей. И если возьмешь мед с черемухи, то просидишь 12 дней слепой. Еси возьмешь с дятлины, то ни сама не наешься, ни в улей не принесешь ни меда, ни воска. Аесли возьмешь с медуницы, то тут же и умрешь». С тех пор не берет пчела меда с медуницы, черемухи и дятлины.

Медуница (легочница) — многолетнее травянистое растение из семейства бурач-никовых. Листья шершавые, яйцевидные, вытянутые, заостренные. Окраска цветков непостоянная: в верхнем соцветии розовая, затем становится синей и фиолетовой в зависимости от периода развития цветка. Растет на лесных опушках и полянах лиственных и смешанных лесов. Расцветает одной из первых, чаще одновременно с подснежниками. Люди давно заметили, что употребление медуницы в пишу оказывает благотворное действие на организм. Ее давно используют в народной медици­не в России. Медуница может быть самым ранним салатным растением, выращиваемым в открытом грунте. В холодильнике ее можно хранить в полиэтиленовом пакете 15—20 дней.

За медуницей в лес ходила самая опытная баба в доме. А чтобы медведь, который терпеть не может слабый пол, не признал в ней бабу, она надевала тулуп. Правда, иногда в народе утверждали, что медведь, наоборот, баб очень любил и хотел с ней нажить детей.

В этот день можно уже рвать первые всходы щавеля.

Щи из щавеля по-монастырски. Взять 6 клубней картофеля, 2 луковицы, 3 ст. ложки сливочного или растительного масла, 400 г щавеля и пучок петрушки, 2 л воды.

Картофель очистить, сварить целыми клубнями и остудить. Отвар процедить. Щавель нарезать, добавить нашинкованный репчатый лук, нарезан­ную петрушку, сливочное масло, немного отвара и потушить в течение 5-7 минут. Отварной картофель нарезать кубиками, смешать со щавелем, залить горячим отваром, довести до кипения и поварить еще несколько минут.

Особенным вкусом обладают щи, если их приготовить в чугунном горшке или кастрюле в духовке. В готовые щи положить сметану.

27 Апреля - ЛИСОГОН

В этот день лисицы переселяются с старых мест на новые, и в первые три дня своего переселения они бывают слепы и глухи. Они пробуждаются из этого усыпления не иначе, как вороны начнут их клевать. Слепота лисиц, по мнению народа бывает от куричьей (куриной) слепоты. Охотники считали, что после переселения слепых лисиц можно три дня ловить голыми руками.

В этот день ворон купает своих детей и отпускает «в отдел», на особое семейное житье.

Ворон для русского человека — птица зловещая. Если уж он каркает, то неспроста и не к добру. «Ворон каркает к несчастью, а ворона — к нена­стью», — говорили в народе. Если каркает воронья стая летом — быть дождю, если зимой — к морозу.

Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка.

Ворон каркает на церкви — к покойнику на селе; каркает на избе — к покойнику во дворе.

Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник.

28 Апреля - ПУДОВ ДЕНЬ

Пчельники на этот день осматривают пасеки и омшаники. Когда бывает ранняя весна, то они вынимают ульи.

На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда.

На Пуда калины и рябины почки распускают. Из них в старину готовили целебные настои.

Рябина, по мнению народа, обладала способностью исцелять от зубной боли. Так, когда болели зубы, надо было подойти к рябине и погрызть ее несколько раз, приговаривая: «Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — всю тебя изгрызу».

На рябину делали и другой заговор. Подходили к дереву и говорили:

Пантелеймон святой, Исцелитель зубной, Исцели раба (имя) от зуба. Оставь язык да губы, Повывали все зубы, А железы вставь. Аминь.

После заговора плодов с этой рябины было уже есть нельзя, в противном случае сила заговора исчезала.

Для избавления от зубной боли ходили также к рябине три утренних зори подряди говорили: «Рябина, рябина, возьми свой зубную болезнь, отныне и до веку не буду тебя есть».

29 Апреля - АРИНА - РАЗРОЙ ОВРАЖКИ

Отшумела, отбушевала талая вода, и река входит в сове нормальное русла, оставляя разрытые овражки, размочаленные мосты и разрытые берега. Половодье схлынуло! Еще в народе говорят: «Арины — урви берега», — тем самым напоминая, что в этот день происходят обрушение берегов из-за весеннего половодья.

В этот день сажают рассаду на особенных приготовленных насадах, или срубах и начинают белить стволы садовых деревьев.

30 Апреля - ЗОСИМА ПЧЕЛЬНИК

Покровителями пчел считаются Зосима и Савватий, соловецкие угодники, память которых отмечается в этот день.

По старинному преданию, пчелы стали особо почитаемы в народе потому, что в то время, когда на Голгофе совершалось искупление рода человеческого, они прилетели целым роем к распятому на кресте Христу и, выпив кровавый пот, выступивший на челе Иисуса Христа, пытались облегчить страдания Спасителя.

Подругой легенде, пчелы были первыми, возвестившими христиан во всем мире о Светлом Христовом Воскресении.

Без пчелы (т. е. воска) поп и обедни не служит.

Мала-мала пчелка, а побольше великого знает.

Рой роится — Зосима—Савватий выселится.

Милостивый Спас всяку душу спасает, а Зосима—Савватий пчелу бережет.

Не корм пчелу кормит, а хозяйский глаз.

Не на себя пчела работает, а на Бога.

Одной пчеле Бог сроду науку открыл.

Пчела — Божья угодница.

Пчела — Божья угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поет.

Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить.

Для хорошего пчеловода нет плохого года.

А еще о пчелах говорят: «Доброго человека и пчела не жалит». Но по поводу жала пчел и их злости существует одна очень интересная легенда у русского народа.

В ней рассказывается о том, что, когда человек в первый раз потревожил пчел, придя к ним за медом, пчелы очень рассердились и полетели жаловаться на людей Богу. «Господи! — сказали они. — Человек человек обижает нас — отнимает у нас мед, а мы даже не можем защититься. Ты, Гоподи, при творении дал нам жало, а мы даже не знаем, как им пользо­ваться! Позволь нам жалить людей!» Господь пожалел пчел и позволил им жалить людей — но только ради защиты себя и меда. На следующее лето человек вновь пришел к пчелам и забрал у них мед и соты, но тут уж пчелы могли постаять за себя. Но все равно остались они недовольны и вновь стали жаловаться Господу. «Хоть мы и жалили человека, — говорили они Богу, — все равно не смогли помещать ему забрать наш мед. Но мы видели, как от наших укусов распухло его тело. Сделать же так, Господи, чтобы от нашего жала человек умирал!» «Нет, — отвечал им Бог, — не дам я вам то, о чем вы просите, ибо очень вы злые. И в наказание за вашу злость умирайте сами, когда жалите человека или животное». С тех пор пчела, ужалив, погибает сама.

Мед очень полезен и на Руси его ели не просто сам по себе, но и готовили с ним всевозможные блюда.

Карпы в пиве с медовым пряником. Почистить карпа средней величины, разрезать на куски, постараться выбрать как можно больше костей: обмазать маслом неглубокую кастрюлю, положив в нее мелко нарезанного лука, поверх разложить рыбу, посолить и прибавить сельдерей, петрушку, тмин, лавровый лист, перец, гвоздику и около 100 г толченого медового пряника. Залить рыбу легким пивом. Довести до кипения и кипятить 7 — 8 минут, затем убавить огонь и дать соусу загустеть.

Жаркое. Взять вырезку, обмазать ее медом, смешанным с перцем; начать жарить; и как обжарится немного, то опять, помазав яйцом, обложить репчатым луком, порезанным кружочками, довести до готовности в духов­ке в форме, намазанной маслом..

Взвар луковый. Нарезать несколько больших луковиц ломтиками, смочить много уксусом, подсластить медом, приправить перцем и уварить на сковородочке, пока уксус не загустеет. Этот взвар подают к жареным индейке и гусю, а иногда к баранине.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.