Страницы меню навигации

Professional Photo

Август – Народный календарь

1 августа - МАКРИДА

Крестьяне по погоде этого дня делали прогнозы о будущей осени. Говорили: «Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) — зиму. Хороший день предвещал сухую осень; если идет дождь — осень будет мокрая и сырая. Этот день они называют Мокрины. Говорили: «Смотри осень по Мокринам: Макрида мокра — и осень мокра. Вёдро на Макриду — осень суха». Коли на Макриду мокро, то страда ненастная.

Если в тот день дождь, то будет хороший урожай орехов. Прошли бы Мокрины, будешь с хлебом. Коли на поле Мокрины, а ты свое смекай. Если же в этот день дождя не было, да и все лето было засушливое, то вдень Мокрины бабы «делали мокрины» — вызывали дождь. Рожденную 1 августа считали Мокриной, одевали ее праздничное платье, приносили колосья хлеба, и Мокрина должна была отнести его к воде, а речная вода несла хлеб к влаге небесной, уговаривала, чтобы пролились на землю дожди. Если же был дождь, то нельзя было выходить на улицу Мокрине — иначе всю землю зальет ливень, будет идти не переставая. Оводы на Мокрину кусают последний день. Если полетел пух с осины — иди за подосиновиками.

2 августа - ИЛЬЯ ПРОРОК

По наблюдениям поселян, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники. С этого дня они перестают купаться. Говорят: «Илья Пророк ледяшок в воду бросил», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна», «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».

После Ильина дня начинает утихать жара и устанавливается умеренное тепло.

На Ильин день и камень прозябнет (утренники).

На Илью до обеда лето, а после обеда — осень.

До Ильина дни под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.

Пророк Илья лето кончает, жито зажинает.

К Ильину дню выпекали первые колоба из нового урожая. Деревня лакомилась первым чистым (немешаным) хлебом.

Заборанивают пар: «До Ильи хоть одним зубом подери, проборони», «К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони», «До Ильи хоть хлыстом захлещи».

По представлению русского народа, святой пророк Илия является могучим и грозным «распорядителем самых страшных и благодетельных сил природы».

Он посылает на землю молнию, гремит на небе, разъезжая в своей колеснице, карает силы адские, низводит на поля дождь и дает им плодородие. Илия Пророк бьет стрелами огненного змия, и эти стрелы, по мнению русского народа, полезны в болезнях и нужны в заговорах (громовые стрелы — это сплавленный ударом молнии песок).

Некоторые в старые времена в этот день из непонятного страха отгоняли от себя кошек и собак, чтобы эти животные «не привлекли» в дом грозы.

В старину в Ильин день и после Ильина дня в течение недели устраивали крестные ходы с молебнами о дожде или о вёдре пророку Илии. Дождь, собранный на Ильин день, избавляет, по верованиям русского люда, от очного призора (болезни глаз) и всякой вражей силы.

До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.

Ильинская пятница без дождя — пожаров много.

Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.

Илья словом дождь держит и низводит.

Илья грозы держит.

В этом же пророке наш народ исстари видит заступника и благодетеля, дающего хорошие урожаи. В некоторых губерниях в этот день крестьяне ставили на воротах чашку с зернами ржи и овса, прося священника «провеличать Илию на плодородие хлеба».

На праздник Илии грешно и небезопасно работать, особенно в поле, ибо разгневанный пророк может поразить грешника молнией:

На Ильин день стогов не мечут, спалит грозой.

На Ильин день в поле не работают.

Илья пророк в поле копны считает.

Пчельники на этот день осматривали свои ульи и продавали соты. От этого взошло у них в поговорку про богатых пчельников говорить: «Богат, как Ильинский сот».

К Ильину дню старались скошенное сено высушить и убрать в стога, потому что именно в эту пору сладки травы для скотинки. И о таком душистом сене в Костромской и Владимирской губерниях говорят: «До Ильина дни сено сметать, пуд меду в него накласть». Набивают постели этим сеном. Говорят: «Спят на ильинской перине (первая солома)», «Ильинская соломка — деревенская перинка».

Из мирских складчин устраивали на Ильин день обеды.

В Ильин день звери и гады выходят из своих нор и бродят по лугам и лесам. Скотина, выпущенная на луг, бывает растерзана зверями или ужалена змеями. В народе думают, что нечистые духи поселяются тогда в зверей и гадов, мстят домашнему скоту и людям и что только один гром в состоянии разогнать этих врагов. Бесстрашные знахари, не смотря на все опасности, отваживаются сбирать змей и вытаивать из них сало на свечи. Крестьяне были уверены, что в руках знахаря змеиные свечи творят чудеса.

В старину в засеках Тульской губернии поселяне отыскивали старые дубы, при которых вытекали бы ключи. С таких дубов они сдирали кору, вымачивали ее в ключах, а потом клали кору себе в ладанки — в предохранение от зубной боли.

Охотники выезжали в Ильин день с собаками в отъезжее поле травить волков. У них была своя примета: если они затравят в этот день зверя, то весь год будут счастливы. Крестьяне были уверены, что волки выходят из своих нор после покосов; а до тех пор будто никто не может открыть волчьих выходов.

А еще об этом дне говорили:

Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на Успеньев.

Завязать Илье бороду (кончив жниво, покидают клок на будущие урожаи).

До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина — пуд навозу.

Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня.

С Ильина дня защипывают (собирают) горох, а репу с Ивана Постного (29 августа старого стиля).

Илья наделяет хлебом.

Ильинский рой и не в корысть (поздний, т.е. не успеет запастись пищей).

С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.

Первый спас час припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три приволок.

На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.

На пророка Илью баранью голову на стол.

Новый хлеб на Ильин день.

Илья зажинает, лето кончает; первый сноп — первый осенний праздник.

Петр с колоском, Илья — с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).

До Ильи тучи по ветру, после Ильи против ветру.

Придет Илья — принесет гнилья (дождей).

На Ильин день дождь — мало пожаров, ведро много.

Илья грозы держит, на огненной колеснице ездит.

Вознесенье с дождем, Илья — с грозой, потому скот не выгоняют на поле.

На Ильин день где-нибудь да загорается от грозы.

Муха до Ильи кусается, а после запасается.

На Илью зверь и гад бродят по воде.

В Ильин день собак и кошек в избы не впускают (боясь грозы).

Во что Илья, в то и Воздвиженье.

Можно узнать осень на Ильин день по снопам.

До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается.

То и веселье Ильинским ребятам, что новый хлеб.

У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт.

Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.

3 августа - ОНУФРИЙ МОЛЧАЛИВЫЙ

На Онуфрия ладят закрома — отведенные места для зерна в амбарах. Надо было закрома просушить, доски проверить, чтобы мыши зимой не прогрызли.

Работали в этот день молча — в память Онуфрия Молчальника, который подвизался в Киево-Печерской лавре..

4 августа - МАРИЯ ЯГОДНИЦА

В этот день на рассвете замечают появление росы на льнах. Если роса будет обильная, то ожидают серого льна. По мнению народа, роса уничтожает белизну льна и останавливает его рост. Говорили: «На Марию сильные росы — льны будут серы и косы». Стелят льны по росной траве.

На Марию Магдалину в поле не работают — гроза убьет. Коли гроза — сена будет за глаза. Гром гремит беспрерывно — будет град.

В некоторых областях Мария Магдалина считается хранительницей от молнии.

На Марию вынимают цветочные луковицы.

Марья — добрый день

Поскольку в этот день не работали в поле, то старались в садах и в лесу набрать ягод и приготовить из них блюда на стол и заготовки в зиму.

5 августа - ТРОФИМ БЕССОННИК

Это было время усиленных работ в поле и огороде, а потому спать было некогда, потому и называли этот день Бессонником и говорили: «Хорошему хозяину и день мал».

На Трофима — калинники-малинники. Начинали собирать калину и малину. Говорили: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь; да ягод в рот не возьмешь».

Калина — декоративный и плодовый кустарник до 5 метров высотой из семейства жимолостных. Растет по берегам рек, озер и болот, на опушках смешанных лесов, в хвойных лесах. Теневынослива. Хорошо растет на открытых местах, на суглинистых почвах с достаточным проточным увлажнением. Цветет при полном облиствении в конце мая, одновременно с рябиной. Цветы являются хорошим медоносом. Калина начинает плодоносить на 3—4 год. Плоды — ягодообразные костянки овальной или яйцевидной формы, в кистях, ярко-красные, сочные, горькие, созревают в конце сентября. Плодов в одной кисти насчитывается до 80—100 штук. Отдельные десятилетние кусты дают урожай до 40—50 кг.

Калина — целебное растение.

В народной медицине экстракты и настои из коры применяют при нервных заболеваниях, истерии, судорогах, а также в качестве кровоостанавливающего средства при внутренних кровоизлияниях и как наружное средство при кровотечении из носа. Плоды применяют при язве желудка, колитах и других желудочных заболеваниях, как витаминозное, общеукрепляющее и мочегонное средство.

Настой цветов применяют в виде чая против сыпей и золотухи, а отвар из ягод — в качестве потогонного, при простудном кашле, хрипоте, бронхите. В свежем виде ягоды калины мало съедобны, но подмороженные становятся менее горькими. Плоды калины можно сохранить в течение всей зимы в морозилке.

Сок из ягод калины обладает желирующими свойствами. Если к нему прибавить яблочное пюре, то можно сварить мармелад и пастилу. Из плодов калины приготовляют варенье, начинку для пирогов и ватрушек, из них получается хороший кисель.

Калина хорошо хранится в сушеном виде. Сушат ягоды калины на солнце в течение 2—3 дней, на чердаках и в других хорошо проветриваемых помещениях.

Ягоды малины созревают в конце июля—августе. Они содержат сахара, пектин, дубильные и красящие вещества, лимонную, яблочную, муравьиную и салициловую кислоты, соли калия и фосфора, витамины С, Р и провитамин А.

Малина является богатым медоносом, дающим до 60 кг меда с 1 га. Распространена почти по всей территории России. Дикорастущие заросли малины встречаются в смешанных и хвойных лесах и между кустарниками, на опушках, полянах, вырубках, в оврагах, по берегам рек и ручьев.

Малину употребляют в свежем и переработанном виде. Ягоды малины обладают высокими пищевыми, вкусовыми и лечебно-диетическими свойствами.

Дикорастущая малина находит самое широкое применение в свежем виде, используется для варки варенья, джема, желе, приготовления компота, сока, сиропа,настойки, наливки, вина.

Сушеную малину и другие продукты ее переработки (варенье, джем) часто используют для лечебных целей как потогонное средство при простудных заболеваниях. Отвар из листьев употребляют для полоскания при заболевании горла.

6 августа - БОРИС И ГЛЕБ

В Рязанской губернии говорят: «На Борис и Глеб поспевает хлеб».

На Руси называли этот день Поликопнами. По замечанию стариков, в старину на этот день бывали большие грозы и спаливали копны у тех, которые работали в поле. Говорили: «На Глеба и Бориса за хлеб не берися».

7 августа - АННА ЛЕТНЯЯ

Удивительно мудр и умен русский народ, если в начале августа мог уже определить погоду на зиму. Говорили: «На день Анны зима припасает холодные утренники».

По Анне судили о зиме, и если в этот день действительно будет холодный утренник, то знали, что и зима будет ранняя и холодная.

Если на Анну дождь идет — зима снежная будет.

Если на Анну иней выпадет — к холодной зиме.

Какова погода на Анну до обеда — такова зима до декабря, какова после обеда — такова после декабря.

Муравьи увеличивают муравейники — зима холодная будет.

На Анну поспевает ранний урожай картофеля.

Картофель, фаршированный грибами. Очищенные и отваренные боровики, свежие или сушеные, изрубить мелко. В ложке масла поджарить 2 мелко изрубленных луковицы, смешать с грибами, перемешать хорошенько.

Взять очищенный и вымытый сырой картофель, вырезать осторожно середину; наполнить приготовленной массой, накрыть срезанной верхушкой с картофеля, уложить в намазанную маслом форму, поставить в духовку, запекать до готовности.

Картофельные оладьи. На 500 г. картофеля: V2 стакана муки, 25 г. дрожжей, растительное масло.

Очищенный сырой картофель быстро во избежание потемнения измельчить на терке, положить в кастрюлю или миску, добавить дрожжи, разведенные в V4 стакана теплой воды, посолить, всыпать муку. Все хорошо размешать и поставить в теплое место для подъема.

Выпекать оладьи надо на сильно разогретой с маслом сковороде, подавать горячими.

Картофельные котлеты. Очистить картофель, отварить в соленой воде, протереть сквозь решето или размять деревянным пестиком, прибавить муки, наделать котлет, обвалять в толченых сухарях пополам с мукой, обжарить в масле и подать с соусом из сушеных грибов или с кислосладким изюмом.

8 августа - ЕРМОЛАЙ

На Ермолая бывал, как правило, теплый денек, и потому в это время спешили закончить жатву хлеба даже в южных районах.

Говорили: «Ермолай — хлеб прибирай».

С этого начинали ранний сбор яблок.

Однако есть их пока было нельзя — ждали Яблочный Спас.

В эти жаркие дни часто готовили окрошку.

Окрошка или винегрет на старинный манер. Окрошкой или винегретом на Руси первоначально называли холодное кушанье, делаемое из остатков любого жареного мяса, но затем винегретом стал называться салат из вареных овощей и горячие блюда с овощами.

В старинных кулинарных книгах читаем: «Надо взять остатки жареной телятины, разных домовых и диких птиц жареных, обрезать ломтиками, уложить на блюде; гарнировать рублеными каперсами, оливками, обрезанными с косточек, огурцами и лимонами солеными, петрушкою травою, свеклою вареною и яблоками свежими. Все это облить соусом салатным, делаемым из уксусу, с постным маслом и малою долей горчицы».

Винегрет. Сварить штук 15 картофеля, испечь 3 штуки свеклы; нарезать все это ломтиками, положить 100 г белой отварной фасоли, соли, немного перцу, 3 ложки оливкового масла, 2 ложки уксуса, рубленой зелени, размешать. Такой винегрет подается иногда и вместо салата к разварной говядине.

Горячий винегрет из зелени и кореньев. Очистить артишок, цветную капусту, морковь, кольраби вымыть, сварить каждый овощ отдельно в посоленной воде с маслом или в бульоне, нарезав ровными кусочками.

Дно довольно широкой, но не высокой формы или кастрюльки выложить тоненькими ломтиками шпика или маслом, на дно с края и кружок положить узенький ряд кольраби, потом ряд моркови, ряд цветной капусты цветом на дно, а на самой середине — артишок корешком кверху. На все это положить тоненькими ломтиками нарезанный вареный или копченый язык, потом опять зелень в вышеупомянутом порядке. Положить сверху маленькими кусочками масло, залить 1/2 стаканом бульона, поставить в духовку минут на 15.

Потом выложить это на блюдо.

Горячий винегрет из картофеля и селедки. 15 картофелин сварить, протереть сквозь решето; изрубить мелко 1 селедку, смешать с картофелем, посолить, посыпать перцем, луком, облить 2 ложками горчичного масла, размешать, переложить в сотейник, засыпать 3-4 истолченными сухарями, испечь.

9 августа - НИКОЛА КОЧАННЫЙ

По всей Руси это был зажнивный праздник. Святые колосья с полей приносили в церковь для освящения.

В народе святого целителя Пантелеймона называют Палием. Ему молятся в разных болезнях. В этот день знахарки идут за травами, рвут их с особыми заговорами да обрядами.

С другой стороны, крестьяне боялись Палия, называли его «Палий — пали копны». Говорили: «Кто на Палея работает, у того гроза спалит хлеб», «Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно».

На Николая Кочанника капуста свертывается в кочаны. В этот день пекут пирожки с капустой и угощают ими детей и нищих.

Пирожки с капустой. Слоеное тело раскатайте, стаканом нарежьте «кругляшки». В центр каждого пирожка положите слегка отваренную и порубленную с репчатым луком и яйцами капусту. Закройте пирожок, смажьте масла. Уложите пирожки на противень, смазанный маслом, и поставьте в духовку.

10 августа - ПРОХОРЫ-ПАРМЕНЫ

В этот день славили кузнецов. Кузнец практически у всех народов мира считался человеком, обладающим особой волшебной силой, ион мог запросто совладать с чертом и расплющить его молотом. Несомненна связь этого персонажа сказки с кузнецом мифов.

Искусство кузнечного дела всегда было магическим. Власть над огнем и магия металла обеспечивали кузнецам репутацию могущественных колдунов, недаром кузни всегда стоят на отшибе — в месте, удобном для совершения магических обрядов.

Еще на Прохоров-Парменов нельзя было затевать мены — ничего хорошего из этого выйти не могло. Все, что в этот день выменял, либо пропадет, либо сломается, но так или иначе долго не прослужит.

Выкапывают луковицы тюльпанов. Начинает увядать картофельная ботва. Снимают плоды груши.

11 августа - КАЛИННИКИ

С этого дня начинаются сильные заморозки, которые могут убить хлеб. В Архангельской и других северных губерниях была даже поговорка: «Пронеси, Господи, Калинники мороком (то есть туманом, сыростью), а не морозом». Если на Калинов день не будет заморозков, так и Лука (5 сентября) не заморозит. Калина не заклинит, так и Лупа не залупит.

Коли на Калиники туманы, припасай косы про овес с ячменем.

Калинник калит — морозит. Вечерами и ночами зарницами калинник грозит, осенние грозы насылает.

Калина для наших предков была символом девства, красоты и любви, а горький вкус ее ягод сравнивали с горькой судьбой девушки, отданной замуж в другую семью.

Из ягоды-калины пирог пекут, в меду калину толкут. На Руси пироги с калиной — калинники — делали очень просто. В.И. Даль писал: «Щепоть калины завернет в ржаное тесто хозяйка пирожком, расправит, запеленает сухим капустным листом — и на противень, в печь — на вольный дух, пусть потомится и зажарится. А как хлебом потянет, как запахнет лакомством — открывай заслонку, вынимай готовые калинники. Лист капустный отрясется — и вот он, пирог с калинкой, со сладенькой, с лесным душком!» Приготовляли калинники и другим способом: тесто смешивали с ягодами калинами, то есть, месили на калине, и затем пекли’в виде пирога. Очень любили на Руси и пироги с морковно-калиновой начинкой — калинники с морковью.

Калина с медом. 1 кг. калины, 300 г. сахара, 100 г. меда. Ягоды калины промыть и пересыпать сахаром. Через 5 суток, когда ягоды пустят сок, процедить его и соединить с медом.

12 августа - СИЛА

На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна (т. е. полна зерном и клонится к земле).

На Силу рожь посеянная родится сильно. Это был наилучший срок посева ржи в средней полосе России.

В этот день «обмирают» ведьмы. Все это будто происходит оттого, что они опиваются молоком. Ведьмы умеют задаивать коров до смерти, в потом «обмирают». Уж если «обомрет» ведьма, по мнению русского народа, то ее ничем не пробудишь. Жги скорей пяты соломой; дело пойдет на лад: вся ведьминская сила в землю уйдет, и можно уж не опасаться ее козней.

Наши поселяне были бы рады видеть смерть ведьм, да вот умирают они страшно, так как им черт не дает умирать. Потому ведьма и знахарь перед смертью стараются передать свои знания другому, так как оставить их при себе — грех. В случае трудной смерти поднимают «кочет», передние стропила крыши, вбивая под него клин или «конь снимают» («конек» — украшение на передних стропилах крыши).

Страшней того смотреть на ведьму, когда она обомрет: под ней и земля трясется, и в поле звери воют, и от ворон на дворе отбоя нет, и скот нейдет на двор, и в избе все стоит не на месте. Если жечь пяты, то проснется она — очнется. Говорят старухи, что ведьмы после такого пробуждения никогда уже не дотрагиваются до коров и не смотрят на молоко. Услужливые знаха­ри снабжают наших поселянок разными снадобьями, спасающими коров от нападения ведьм. Мужики знают, что такие снадобья не всегда помогают. Хитрые ведьмы умеют их отхаживать назад пятами.

На Силу — лопух берет от земли силу, как впрочем, и всё, родившееся в этот день..

Лопух — многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных с высоким разветвленным ребристым стеблем высотой до 1,5 м, с широкими шероховатыми листьями яйцевидной формы. Распространено почти по всей территории России. Растет по берегам рек, в садах и огородах, на мусорных местах, около жилья, любит влажную почву, дает семена на второй год. Хороший медонос. Листья лопуха в народе называются «оттягивающими жар»: при высокой температуре и головной боли их привязывают к затылку. Листья лопуха также прикладывают к кровоточащим ранам.

Листья лопуха очень помогают при заболевании суставов — надо обертывать ими больные суставы и носить такой «компресс», регулярно меняя его, несколько дней. При ревматизме прикладывают маточник-траву (Melissa officinalis L.) и обертывают листьями лопуха, растирают отваром молодой крапивы с деревянным маслом, секут больное место жгучей крапивой и погружают больные руки и ноги в муравьиные кочки, чтобы их кусали муравьи. Лопух применялся в русском народе даже для лечения сифилиса. При цинге считается полезным пить отвар молодых сосновых и еловых шишек, корней лопуха и ивы, отвар клевера и клюквенный сок с медом.

13 августа - ЕВДОКИМОВО ЗАГОВЕНЬЕ

В народе говорили: «Коли не заговоришь борону на Евдокима — не угодишь коню». Надо было обязательно заговорить борону, чтобы при работах в полях не сломались зубья, не встала она намертво посреди поля. Помнили пословицу: «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится».

14 августа - МАККОВЕЙ

С 1 августа начинается так называемый Успенский пост. Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 28 августа.

Успенский пост установлен в честь кончины Пресвятой Богородицы. Слово «успение» означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, потому что Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула».

Три праздника — Всемилостивому Спасу (Медовый Спас), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Яблочный Спас), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа — как бы связуют весь Успенский пост.

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров

и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла; по субботним и воскресным дням разрешается и елей.

Мало кто знает, что до праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения. По преданию от святых отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август». После этих праздников виноград, яблоки и другие плоды нового урожая присутствуют на трапезе, и особенно — в понедельник, среду и пятницу.

Во многих местах праздник первого Спаса именовался Мокрым, очевидно, из-за совершаемого в этот день чина водоосвящения, для чего обыкновенно отправлялись на источники, озера и реки. При этом крестьяне считали весьма полезным и спасительным делом купаться в освященных водах.

Нередко еще праздник зовется Спасом Медовым, потому что около этого времени пчеловоды подрезают, или заламывают, соты. И в наше время у многих пчеловодов соблюдается обычай на 14 августа являться в церковь с медом для освящения. Считалось, что, если пчельник не заломает сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед.

На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку.

Во многих местах, кроме того, благочестивые жители считают долгом приносить в церковь семена и овощи, которые освящаются здесь как первые плоды летних сельских трудов.

На Украине в этот день, посвященный еще и мученикам Маккавеям, освящают маковые головки. Надо сказать, что на Украине мак вообще очень почитатся и на Маковеев из него готовят особое кушанье, так называемые шулики, или шулыки. Дикий мак, который собирается в этот день, употреблялся как средставо от ведьм. Стоит обсыпать собранным маком дом (но это должен быть непременно дикий мак-самосейка и освященный в церкви) — и ведьмы ничего не смогут сделать с живущей там семьей.

Маковники по-украински на старинный манер. Варят мед; снимают пену; кладут мак и варят, пока он не сделается густ и крепок; смачивают водой стол, вываливают это на стол и, когда застынет, режут на тонкие четырехугольные куски; иногда вкладывают в мед мак и орехи лесные.

Медовый шулык. Замесить пресного пшеничного теста на меду, раскатать его тонко и посадить в печку; натолочь маку с солью, покрошить на корж и подавать.

Во что Маккавеи, во то и розговины.

На Маковея собирают мак.

Дождь на Маковея — мало пожаров.

На первый Спас святи колодцы!

Первый Спас — Авдотьи малиновки, поспевает малина.

На первый Спас святи венки хлебные.

В первый Спас, что на воде, олень обмакивает копыто, а во второй Спас, что на горе, обмакивает хвост.

Олень обмакивает лапу в воду (с это дня перестают купаться).

С этого дня в селах начинают защипывать горох, выезжают пахать под озимы, отделывают овины, очищают гумны.

С первого Спаса отцветают розы, падают хорошие росы.

Крестьяне думали, что, когда перестают цвести розы, тогда происходят перемена и в росах. С 14 августа выступают росы хорошие и безвредные.

В этот день бывали народные гулянья.

15 августа - СТЕПАНОВ ДЕНЬ

 

Степан всегда считался в народе покровителем лошадей. Многие крестьяне поили в этот день лошадей через серебро. Искупав лошадей, они приводили их к студенцам (ключам в лесу), бросали в воду мелкую серебряную монету и потом поили лошадей из шапки, где также лежит монета. От этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза, «приходят в милость» у домового. Серебряную монету берут из шапки и кладут, скрытно от всех, в конюшню под яслями. Такая монета в старину часто переходила от отца к сыну.

Каково второе число августа, таков и сентябрь.

В этот день плели так называемый «Степанов венок», цветы и травы для которого собирали всей семьей. Его приносили домой и вешали в красном углу, а когда приходили беда до болезни в дом зимой, отрывала хозяйка от венка «могучие травы» и запаривала их. И добрый дух цветущего луга одолевал болезни. Сила этого венка сохранялась до будущей весны — до 23 апреля.

16 августа - ИСААКИЙ МАЛИННИК

Каков Исаакий,таков и октябрь.

На Исакия вихри — крутая зима.

Если в сей день будет ветер с юга и появятся вихри, то ожидают зимой больших снегов. Самые смелые выходили на перекрестки допрашивать вихрь о зиме. Для этого они брали с собой нож и петуха. Выходя на перекресток, сторожили вихрь. Едва он появится, надо было втыкать в вихрь нож и в то же время держать за голову петуха. После этого можно допрашивать вихрь. Люди, проделавшие это на самом деле, уверяли, что вихрь им сказывал всю правду.

О человеке, рожденном в этот день, говорили: взбалмошным будет, неумным, отчаянным. Не девка — огонь! — говорили о девочке, рожденной на Антона под крутизну ветра. Но если день тихим выдавался, то и рожденный в такую пору с виду тих казался, да вихри все одно в нем крутились!

Исаакий называется в простонародье Малинником, так как около этого времени обыкновенно бывает много малины.

С глубокой древности и до наших дней малина — одна из самых любимых русским народом ягод. Во времена основания Москвы князем Юрием Долгоруким, в подмосковных садах были такие заросли малины, что в них была не редкость встреча с медведем, любителем полакомиться не только медом,но и малиной.

Малина, которую русские люди упоминают и в песнях .и в сказках, и в пословицах, прежде всего ассоциировалась с чем-то приятным и желанным. Когда хотели сказать о привольном да безбедном житье-бытье, говорили: «Да это просто не жизнь, а малина!»

Малину всегда использовали как в лечебных целях, так и в кулинарии.

Воздушный пирог из свежей малины. 3 стакана малины перебрать, протереть сквозь сито, слить лишнюю жидкость, смешать с 6 взбитыми яичными белками, добавить 1/2 стакана сахарной пудры. Переложить

на блюдо, посыпать сахарной пудрой, поставить в печь минут на 10. Подать сливки.

17 августа - СЕМЬ ОТРОКОВ

С этого дня начинают идти дожди, вредные для сена. Эти дожди называют сеногнойками. Говорят: «Семь отроков сено гноят».

Сено надо было хорошо высушить. Но даже в копнах может испортиться оно от непогоды. Поэтому и говорили: «В долгах не деньги, в копнах — не сено»ж Глядя на дождь, крестьяне говорили: «Не идет, где просят, а идет где косят. Не идет, где жнут, а идет, где ждут».

Каково четвертое число августа, таков и ноябрь.

Это день Авдотьи малиновки, поспевает малина, и Евдокии огуречницы, поспевают огурцы.

18 августа - ЕВСТИГНИЙ ЖИТНИК

В этот день заклинали жнивы. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жнивах и не выжила с пажитей скот. Для этого ранней зарей выходят на жнивы с конопляным маслом. Обращаясь на восток, говорят: «Мать сыра-земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». Проговорив заговор, выливают на землю немного масло. Потом, обращаясь на запад, говорят: «Мать сыра-земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую». Снова выливают немного масло на землю. Обращаясь на юг, говорят: «Мать сыра-земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью». И тут опять выливют масло. Обращаясь на запад, говорят: «Мать сыра-земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями». Здесь бросают склянку с маслом на землю.

Во время жатвы старались найти на одном стебле самое большое количество колосьев. Если человек находил двенадцать колосьев на одном стебле, такую находку называли «житной маткой» и хранили как зеницу ока в продолжение всего года. Во время посева весной зерна с житвой матки сеяли первыми с надеждой на получение богатого урожая.

Каков Евстигний, таков и декабрь.

На Евстигнея едят сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют свежий вид. А в горницах развешивали связки луковиц, чтобы воздух очистился.

19 августа - ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа было незадолго до Его крестных страданий. Господь не раз предсказывал о Своих страданиях. Чтобы показать апостолам, что хотя Он и будет страдать за грехи людей, но как Богочеловек, а не простой человек, воскреснет; равным образом, чтобы показать, что хотя и придется страдать его ученикам, но зато их ждет несказанное блаженство на небе, для этого Он преобразился, т.е. явил Себя в Божеском виде и представил райское блаженство на горе Фаворе. Когда Христос взошел на гору с тремя из апостолов: Петром, Иаковом и Иоанном, для молитвы, то лицо Его засияло как солнце, одежда сделалась бела, как снег, и с неба предстали пред Ним, как пред своим Господом, святые пророки Моисей и Илия. В это время было так хорошо на Фаворе, что апостол Петр воскликнул: «Господи, как хорошо нам здесь быть!» Но вдруг светлое облако закрыло Господа с пророками, и с неба послышался голос, свидетельствовавший, что Он есть Сын и Учитель Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Праздник Преображение имеет свою особенность.

В этот праздник совершается в церкви освящение гроздий, т.е. винограда, а где не родится виноград, — яблок и других плодов. Понятно, почему избран для этого праздник Преображение, — потому что ко времени его поспевают по большей части садовые плоды, огородные овощи и оканчивается жатва на полях.

Второй Спас всему час (плоды зреют), шубу припас.

Второй Спас — бери рукавицы про запас.

Каково шестое число августа, таков и январь.

Спасовка — лакомка, а петровка — голодовка.

До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

На второй Спас освящают плоды и мед.

Со второго Спаса едят яблоки.

На второй Спас и нищий яблочко съест.

Со второго Спаса засевай озими.

Яровое поспевает ко второму Спасу, а убирается к Симеону Столпнику.

С этого дня начинают есть плоды и фрукты. Люди, имевшие сады, в старину приносили в храмы плоды для освящения. Здесь они, из рук священника, раздавались всем прихожанам. Кроме того, наши предки считали своим долгом наделять всех бедных плодами, а больным посылать на дом. Не исполнившие сего старого обычая почитались людьми недостойными общения. О них говаривали наши старики: «А не дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своею богачества малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного».

Кроме того, к празднику Преображения в старину приурочивался особенный обряд засевания полей, который состоял в том, что по просьбе хозяев приходил со святыми иконами на поле священник и окроплял вспаханную землю священной водой, причем обыкновенно один из самых уважаемых хозяев бросал на освященные места хлебные зерна. Обряд этот, таким образом, служил у наших крестьян началом засева.

Во многих местах на этот день бывают народные гулянья.

Поселяне наблюдают в этот день заход солнца. Выходя вечером на пригорки, они с песнями и плясками проводят время. Едва начнет скрываться солнце на запад, они поит:

Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа бояре Из Велика, де, Новагорода На Велик день пировать. Уж и вы ли, господа бояре, Вы, бояре старые, новгородские! Стройте пир большой Для всего мира крещеного,

Для всей братии названой. Строили господа бояре пир, Строили бояре новгородские, Про весь крещеный мир. Вы сходитеся, люди добрые, На велик званый пир; Есть про вас мед, вино, Есть про вас яства сахарные. А и вам, крещеный мир, Бьем челом и кланяемся.

КУШАНИЯ ИЗ ЯБЛОК.

Оладьи из яблок. Приготовьте жидкое тесто из муки, воды, добавьте соду и соль. Яблоки очистите от кожуры, выньте сердцевину и нарежьте их кольцами толщиной около 0,5 сантиметров. Каждое колечко яблока возьмите вилкой, опустите в тесто и жарьте на раскаленной сковороде с маслом. При подаче на стол оладьи можно посыпать сахарной пудрой.

Яблочная шарлотка. Батон черствого белого хлеба, 3 столовых ложки масла, 700 г. яблок, 3 столовых ложки сахарного песка, 2 стакана сладкого чая. С черствого белого хлеба удалите корку, нарежьте хлеб тонкими ломтиками и обмакните в сладкий чай. Ломтики хлеба уложите в смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму для торта, чередуя слой хлеба со слоем очищенных от кожицы и сердцевины, нарезанных тонкими ломтиками яблок. Верхний слой должен быть из хлеба. После этого шарлотку запеките в духовке, пока она сверху не зарумянится.

Яблоки печеные. 4 яблока, 2 столовых ложки варенья. В эмалированную или чугунную сковороду положить яблоки, предварительно высверлив из них тонким острым лезвием ножа семечки вместе с семенной корзинкой. Отверстия яблок заполнить вареньем, на донышко сковороды плеснуть 1 — 2 ложки воды, запечь в негорячей духовке.

Яблоки с изюмом и орехами. 4 яблока, 2 толовые ложки изюма, 1 сто­ловая ложка ядер орехов, 4 столовые ложки сахара. Удалить из яблок сердцевинки и заполнить отверстия изюмом, смешенным с сахаром и измель­ченными ядрами орехов, положить на сковороду и плеснуть несколько ложек воды, чтобы яблоки не подгорели, и запечь.

20 августа - ПИМЕНА - МАРИНЫ

Если в этот день аисты готовятся к отлету, осень будет холодная. Пекли пирог с малиной. Говорили: «День Марины — не ищи в лесу ма­лины: девки лес обойдут, дочиста оберут».

21 августа - МИРОН ВЕТРОГОН

Каковы Мироны, таков и январь.

Ранние иней на Мирона — к урожаю будущего года.

В этот день бывают сильные ветры.

Говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красному лету стонут», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается». На Михея дуют ветры-тиховеи — к вёдреной осени, на Михея буря — к ненастному сентябрю.

В этот день собирали в лесу ежевику.

Ежевика. Ежевика (куманиха, каманика, росяника, ежика) — колючий полукустарник 1—2 м высотой семейства розоцветных. Внешне ежевика похожа на малину. Подземная часть многолетняя. Надземные побеги живут два года, в первый год растут, на второй плодоносят и затем отмирают. Побеги прямостоячие или дугообразно свешивающиеся, стелющиеся, усаженные крепкими шипами. Листья тройчатые, сверху гладкие, зеленые, снизу серо-зеленые. Цветки белые или розовые, собраны в соцветия, в метелки на концах ветвей. Ягоды синевато-черные с сизоватым налетом, состоящие из крупных костянок. Цветет в июне. Цветки являются хорошим медоносом. Ягоды поспевают в конце августа. Ежевика распространена в европейской части России, в Западной Сибири. Растет по берегам рек и ручьев, на сыроватых опушках, полянах, освещенных солнцем, в зарослях кустарников.

Ягоды ежевики сочные, сладкие или кисло-сладкие, приятного вкуса, ароматные. Содержат сахара, большое количество лимонной и винной кислот, пектин, дубильные и красящие вещества, витамин С. В народной медицине ягоды применяют как противопростудное и потогонное средство.

Употребляют ягоды в свежем виде. В домашних условиях из ягоды приготовляют варенье, пастилу, кисели, джемы, соки, настойки, ликеры, вина.

Чай общеукрепляющий. По 3 г. сушеных листьев земляники, ежевики и смородины, по 10 г. сушеной травы зверобоя и чабреца, 200 мл. воды.

22 августа - ДЕНЬ МАТФЕЯ - ЗМЕЕСОСА КОРОВ

Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летним перебивает.

Считалось, что в этот день молоко коров сосет змей, поэтому на пастбища их не выгоняли.

Лишний глаз при дойке коровы портит ее.

Корову по удоям считать — молока не видать.

Подойника не ставь на стул, на кадку: молоко у коровы присохнет.

С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы — больше молока коровы дадут.

Чтобы стельная корова принесла телку (не бычка), хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике.

Куда стельная корова головой ложится (на полночь или на полдень), тогда и отелится.

23 августа - ЛАВРЕНТЬЕВ ДЕНЬ

В этот день примечают в полдень колебание воды. Если реки, озера и болота не волнуются ветром, лодки стоят покойно, то ожидают, что осень будет тихая и зимой не будет метелей. Эта же примета пророчит хорошую рыбалку в конце лета и в начале осени.

А если в этот день идет дождь, то он будет идти всю осень.

Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.

24 августа - ФЕДОР-ВАСИЛИЙ

Полагают, что в эту ночь на могилах ходят разные привидения, слышны свист, вой и песни и бегает белый конь.

В Рязанской губернии, в селениях, расположенных на берегах рек Вожи и Быстрицы, было предание, что на могилках Перекольских бывает чудо чудное, диво дивное. Там, на болоте Ермаковой, бывает свист, слышны песни. Кто свистит, кто поет — никто не ведает. Из болота выбегает на могилки белая лошадь. Эта белая лошадь обегает все могилки, прислушивается к земле, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками. Зачем она бегает, что слушает, о чем плачет, никто не знает, не ведает. Ночью над могилками появляются огни и перебегают на болото. А эти огни не то, что в городах бывают на свечах, а в деревнях на лучине; нет, эти огни горят по-своему, светят иначе. Как загорят они, так видно каждую могилку, а как засветят, то видно, что и на дне болота лежит, да уж так видно, что в избе лавка. Пытались добрые люди поймать белого коня, дознать, кто свистит, кто поет, поймать огонь на могилках и на болоте. Не тут-то было. Конь никому в руки не дается, от свисту и от песней только глохнут, а про огонь и нечего говорить. Вестимо дело: кто огонь поймает?

Поселяне ‘говорят, что здесь когда-то было побоище. Сражались русские князья с татарами, бились не на живот, а на смерть. Татары начали одолевать князей, как вдруг ни отсюдова, ни оттудова выезжает на белом коне неведомый богатырь с своими сотнями. Бьет и колет татар, направо и налево и добил их чуть не всех. Тут подоспел окаянный Батый; он убил богатыря, а белого коня загнал в болото. С тех пор белый конь ищет своего богатыря; а его сотня удалая поет и свищет, авось откликнется удалый богатырь.

В народе в этот день говорили: «Святой Василий овцам шерсть дает». Начиналась стрижка овец. С Федора-Василия сельские шерстобиты начинали разъезжать по всей Руси, шерсть перерабатывали, шили одежду теплую на зиму, валенки валяли.

25 августа - ФОТЯ-ПОВЕТЕННЫЙ

В этот день говорили: «Фотя-Поветенный хозяину покоя не дает — на поветь зовет». А «на поветях все хозяйское сокровище запрятано». Надо было разобраться там, чтобы было куда убирать летнюю упряжь, соху, борону. Нельзя было допустить, чтобы «на поветях черт ногу переломил».

26 августа - ТИХОН-СТРАСТНОЙ

В этот день убирались в в погребах и в других хозяйственных постройках, проверяли, не завелось ли там гнили или сырости.

27 августа - МИХЕЙ ТИХОВЕЙ

Если на Михея ветер тихий — к ведренной осени, а если буря проносится — к ненастью осенью.

Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются.

Тихий ветер в сад — сухая осень в лес.

Это был день каменщиков — строителей храмов, мастеров дел каменных.

Каменщиков на Руси побаивались, ведь могли они сотворить с домом злую шутку, если хозяева им чем-то досадили.

В.И. Даль писал: «Наудется ли на широком раздолье России хоть один такой счастливый город, в котором не указали бы на заброшенный нежилой дом, покинутый и заколоченный наглухо? В таких захолустных домах поселяются черти и по ночам возятся на чердаках и швыряются чем попало и куда попало…. В Петербугре на нашей памяти на Фонтанке близ Калинкина моста, существовал беспокойный дом с зелеными колонками… Один каменщик из крестьян села Мостовой передавал следующее: «Когда трубу кладем, так артути в перышко гусиное линешь, плотный-то конец оставишь на волю, а другой замажешь. Как затопят после этого печку — она и застонет, а хозяева боятся: «Смотрите-ка мол, каменщик какую штуку удрал».»

28 августа - УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

Успение Пресвятой Богородицы было на 15 году после Вознесение и на 48 году после Рождества Христова.

Праздник этот исстари известен у русского народа под несколькими довольно своеобразными именами. Известно, что Пресвятая Дева в церковных наших книгах часто называется Госпожой; отсюда у русского народа сам праздник Успения, посвященный Божией Матери, получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня. Но так как эти названия могли быть общими и для других праздников в честь Пресвятой Богородицы, то для различия их между собой наши предки назвали один из сих праздников Успение Госпожой, Госпожой первой, а другой, день Рождества Богородицы (8 сентября старого стиля), Госпожиной, Госпожой второй. Еще Дева Мария весьма часто именуется на церковнославянском языке Пречистой; отсюда наш народ и праздник Успение Божией Матери называет Пречистой, и опять: для отличия его от другого праздника в честь Девы Марии 8 сентября старого стиля, первый из указанных дней зовется обыкновенно Пречистой первой, а этот последний — второй.

Собственное имя праздника — Успение — заменяется у народа именем «Соленье» или «Успленье».

Так как около праздника Успения наши поселяне оканчивали жнитво хлеба и это окончание в простонародье известно обыкновенно под именем Спожинок, Опожинок, Дожинок, то и самый праздник Успения Божией Матери называется Оспожинками.

На праздник Успения, когда все поспевает и все собирается на полях и в садах, крестьяне во многих местах приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для церковного благословения и освящения.

В былое время к празднику Успения Богородицы русские крестьяне устривали общие складчины, варили миром пиво, убивали баранов, пекли пироги, сзывали родных и соседей. На Руси в этот день бояре угощали своих крестьян, дарили их разного рода подарками, деньгами и вообще праздновали очень весело и радушно всем миром окончание жатвы. Отсюда-то ведут свое начало старые названия этого праздника — Успенщина или Дожинки. Так как в жатвенных работах главным образом участвовали женщины, то в старину начинающееся после этих работ время отдыха и покоя старые хозяева называли молодым бабьим летом. Оно обыкновенно продолжалось до Ивана Постного, т. е. до 11 сентября, и называлось малым в отличие от другого — старого, которое начиналось с Семенова дня, т. е. 14 сентября.

Поселянки выходили в поле, обвязывали последней соломой все серпы, потом катались по жнитве, приговаривая: «Жнивка, жнивка! Отдай мой силку на пест, на колотило, да на молотило и на криво веретено». После сего последний сноп, именинный, наряжали в сарафан и кокошник и с песнями несли на гостиный двор. Здесь их встречали и угощали обедом и вином. Сноп весь обед стоял на столе.

С этого дня начинаются осенние хороводы.

В день Успения Пресвятой Богородицы, когда, по мнению народа, земля бывает именинница, по ней грех ходить босиком.

Землю родную русский народ всегда очень почитал. При отправлении в дальний путь всегда брали с собой горсть земли родной. Родная земля считалась и считается не только целительной, но она служит и как талисман, охраняющий на чужой стороне от разных несчастий. Если возьмешь с собою родную землю и высыплешь там, где будешь жить, тебе поздоровится, не будешь болеть и скучать по родине. Взятую с собой землю, по приезде в дальний город, нужно сейчас же высыпать и, ступая по ней, приговаривать: «Я по своей земле хожу».

С Успенья солнце засыпает.

До Успенья пахать — копну лишнюю нажать.

Молодое бабье лето с Успенья по Семен день.

Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.

Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения.

До Петрова дни надо успеть вспохать, до Ильина — заборонить, до Спаса — посеять.

На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить. С солеными огурцами русские хозяйки готовили очень вкусные блюда.

Рассольник рыбный. Рассольник, как мы все знаем, готовят обычно на огуречном рассоле с солеными огурцами. Но вот в XIX веке рассольником называли не суп, а пирог. УН.В. Гоголя читаем: «Рассольник — это пирог с курицей, гречневой кашей, в начинку подливается рассол, яйца рубленые».

Сварить бульон из мелкой рыбы. Рыбу разварить совершенно, процедить. Влить в бульон полстакана огуречного рассола, вскипятить. Ст. лож­ку муки развести холодной водой, растереть, чтобы не было комков, развести немного бульоном, процедить, влить в кастрюлю, помешивая, добавить стакан свежей сметаны, по вкусу ломтиками нарезанные, очищенные от кожицы огурцы, немного листьев петрушки, прокипятить. Вместо мелкой рыбы, суп можно сварить из крупной, которую подают в супе, нарезав ее кусками, или отдельно на второе.

Рыбный рассольник праздничный. Для рассольника берется свежая и соленая рыба. Из свежей — преимущественно сиги, осетрина, судаки, ерши. Из соленой — севрюга, белорыбица, осетрина и белуга, причем берется 2 — 3 сорта свежей рыбы и один сорт соленой. Соленая рыба варится отдельно и отвар ее выбрасывается. Если перед отпуском окажется в супе мало остроты, то прибавить несколько раз отдельно вскипяченного огуречного рассола, но никогда уксуса.

29 августа - СПАС НА ПОЛОТНЕ

Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа дал нам Сам Господь. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного царя Эдессы Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей. Это изображение стало каноном для иконы «Спас Нерукотворный», или «Святой Убрус» (убрус — плат).

Праздник этот называется у нашего народа именем Спаса и для отличия от праздников 14 и 20 августа нового стиля слывет под именем Спаса третьего. Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают, хлеб припасают.

Посев озимого хлеба начинают за три дня до Успеньева дня и продолжают еще три дня после. Все это зависело от погоды и скорой уборки. Были времена, когда в старину отсевались к Преображению, а к Успению весь хлеб стойл на гумне. Поэтому и говорят: «Третий Спас хлеба припас».

В старину селяне целыми семьями приносили Господу Богу молитвы, а хозяйки провожали своих мужей на поля с хлебом и солью; при этом клали на телегу три снопа, на которых укладывалась назначенная для посева в мешках рожь, и затем уж сеяли озимый хлеб. На поле встречали засевальщика ребята с пирогом с гречневой кашей. После отсевания пирог съедали всей семьей.

Пирог с гречневой кашей, с грибами или рыбой. Из 400 г крупы сварить крутую кашу. 2 мелко изрубленные луковицы слегка поджарить в 1/3 стаканах сливочного растопленного масла, вместе со 100 г сваренных и мелко изрубленных белых сушеных грибов. Затем смешать лук и грибы с кашей, добавить по вкусу перцу и укропу, начинить пирог. Или вместо грибов смешать с кашей фарш шуку, судака или окуней (500 г.).

30 августа - ВДОВЬИ ПОМОЧИ

На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки.

Русский народ никогда о не забыл о сирых да убогих — и в складчину оказывал им помощь. 30 августа был день помощи вдовам и семьям, в которых не было кормильца-мужика. Говорили: «На вдовий двор — хоть щепку кинь».

На «помочах» косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы. Все эти работы имеют свои названия: полотушки, потрепушки, супрядки, назьмы, дровяницы, сеновницы.

31 августа - ФРОЛИЛАВР

Русский народ почитает святых мучеников Флора и Лавра покровителями лошадей, но почему — не известно. В Сказании о святых мучениках Флору и Лавру полагается особая молитва от конского падежа.

Крестьяне в этот день остерегались работать на лошадях и давали им отдохнуть, чтоб не накликать конского падежа, и во многих местах в этот день хозяева выводили своих лошадей к рекам и озерам, купали их и потом завивали лентами их гривы в косы, приводили к церквам, служили над ними молебны с водосвятием. В этот день пекли хлеб, оттискивая на нем знаки в виде конских копыт.

В Древней Руси на иконах рядом с ликами святых Флора и Лавра очень часто изображались лошади, и в древних наших подлинниках именно под 18 августа о Флоре и Лавре читаем даже наставление, что эти угодники должны быть не иначе писаны, как с этими покровительствуемыми ими животными.

В старину к этому дню оканчивали посев. О ленивых крестьяне говорили: «Кто сеет рожь на Флоров день, у того родятся флорки». Ть есть ничего не родится. В Костромской губернии говорили: «С Флорова дня засевают ретивые, а с Семена ленивые».

Сей озимь от преображения до Фрола.

С Фролова дня засиживают (т.е. работают при огне) ретивые, а с Семена (1 сентября старого стиля) — ленивые.

На Фрола и Лавра лошадиный праздник.

На Фрола и Лавра на лошадях нельзя работать, а то падеж будет.

С Флора и Лавра осенние утренники.

Оставить комментарий