Страницы меню навигации

Professional Photo

Белорусская деревенская свадьба

Белорусская деревенская свадьбаНаибольшей красотой, торжественностью, разнообразием всегда выделялась белорусская деревенская свадьба, традиции которой сегодня важно сохранить и передать потомкам. Мы познакомим Вас с этим самобытным, богатым на фольклор обрядом, который сопровождал столь значительное событие в жизни человека, как свадьба. Прежняя свадьба имела несколько этапов.

Сваты

Шли в сваты три-пять человек и чаще всего родной или крестный отец, дядя, брат жениха, иногда его мать или другая близкая родственница, изредка – и сам жених. Если свататься шли в своей деревне, где парня все знали, то он мог и не присутствовать при этом.

С того момента, как сват переступал порог дома будущей невесты, начинался ответственный период. Его смысл сводился к тому, чтобы перебросить мостик взаимопонимания и взаимоуважения между двумя родами.

Обычно сват отправлялся «на помолвку» с караваем хлеба и бутылкой водки. Сватовство считалось успешным, если в конце застолья мать будущей невесты исполняла глубоко символический ритуал: в бутылку, принесенную сватом, она насыпала зерна ржи, заворачивала в полотенце и возвращала гостю, что значит: “Посеянное зерно обязательно прорастет новым колосом».

Белорусская деревенская свадьбаДо сегодняшнего дня среди белорусов существует поверье, запрещающее называть имя человека, чтобы опять-таки не навредить ему. Все это вместе взятое требовало от участников ритуала не только во время сватовства, но и в некоторых других случаях, переводит речь в план иносказания: «У вас есть телочка, а у нас сеянец. Где сеянец, там и телочка. Ну как, господин, что скажешь на это? ». Девушка сразу же догадывалась, о чем идет речь. Когда она была против, то могла сбежать из дома. Правда, тогда на помощь приходили друзья жениха.

Отказ сватам хоть и не считалось в крестьянской среде большой бедой, но все же было неприятным моментом для семьи жениха. По этой причине старались как-то предугадать исход сватовства. В Гродненской области перед тем, как идти в сваты, клали на ночь во дворе кусок хлеба: если хлеб был цел – это предвещало удачное сватанье, если его погрызли мыши – лучше отложить и не идти.

Обручение

В ближайшее время родственники жениха и невесты приглашались на помолвку, или первые запоины. На обручении невеста делала первые подарки родственникам жениха. А жених – невесте. Конечно, спиртное во время встречи наливали, поэтому это все и получила название первые запоины. Жених с невестой не пили. Только ели куриное мясо, чтобы не портить жизнь до свадьбы. Все остальные напивались вдоволь и все приговаривали разные пожелания для дальнейшей жизни молодых! Мать жениха обязательно дарила белый отрез ткани сватье, чтобы та послала его на стол. Обязательно на обручении ели яичницу. Встает сват, закручивает бутылку водки белым полотном с двух сторон и выходит из дома – так кончались обручение.

Большие запоины “последние”

«Большие запоины» представляли собой обряд конечных помолвки о сроках, условиях, порядке свадьбы. Во время помолвки в доме невесты, где собирались родители и родные жениха и невесты, все близкие родственники обоих, определялось приданое. Если жених и невеста были разных христианских вероисповеданий, то договаривались о вероисповедании будущих детей. Справлять большие запоины, приезжали свататься с молодым, молодые менялись обручками. Этот вечер напоминает собой банкет, на который приглашаются родные невесты. Внимание их обращено на жениха. Ему задают вопросы, шепчутся, полагают между собой, хорош ли будет муж. Поют застольные песни, рассказывают разные небылицы.

Девичий вечер

“Девка без косы не имеет красы”. Такое ритуальное действие, как распускание косы, “завивания невесты”, представляла собой начальную степень ее изменения: волосы убирали в новую прическу, уже не по-девичьи, а по-женски (на голове делали ровный пробор, чтобы одну косу разделить на две) . И только венок символизировал ее женственность. На свадьбе венок заменится женским головным убором. По-смотреть, как “завивали невесту”, приходили все жители деревни, особенно женская ее половина. Все обрядовые действия заканчивались в полночь, невеста и подруги ложились спать в одной комнате, чтобы утром, когда взойдет солнышко, продолжить свадебные приготовления. До тех пор, пока невесту не возьмет под руку жених, ее нельзя было оставлять одну. Невеста готовила накануне свадьбы ритуальное угощение, девушки пели  песни, потом играли, как говорится, напоследок. В некоторых регионах обрезали косу. Потом все девушки шли в баню.

Мальчишеский вечер

Мальчишеский вечер был примечателен тем, что холостые парни прощались, “пропивали” своего друга. В некоторых регионах этот вечер устраивали в честь свадебного кума (крестного отца), который с этого момента получал особые – Свадебные – полномочия. Иногда танцевали, устраивали игры, вспоминали интересные случаи из “холостой” жизни. Накануне свадьбы жених с парнями-друзьями шел в баню. Если умели – варили пиво, а как нет – так покупали в лавке и обливались им.

Сборная суббота

ОбручениеПоследние приготовления к свадьбе. Все женщины поют песни, пекут пироги. Для этого собирается девять девушек, из которых выбирают старшую каравайницу, мастерицу. Посередине комнаты ставится корзина, наполненная рожью. Она накрывается кожухом, а на кожух ставят кадку. Муку просеивают поочередно все каравайницы. Все также должны сыпать ее в кадку и лить воду – раскрывать. Когда тесто замешано, все становятся около дежи в ряды. Главная каравайница говорит слова: ” Хвала тебе, Боже, что работенку сделали – каравай раскрыли”. Потом берет кадку, чтобы переставить ее на другое место. Тогда все бросаются к корзине с рожью и начинается борьба: ребята забирают его у девушек, чтобы забросить на печь, девушки – у парней. Считается, что если ребята смогут забросить рожь на печь, девушки не выйдут замуж в этом году, если же нет, то выйдут. Затем каравай ставится в печь. В общем, сборный вечер проходил очень весело.

Особое отношение к каждой детали каравайного обряда замечалось даже в таких действиях, как подготовка печи до выпечки каравая. Весь старый пепел выметали только березовым веником. Дрова для печи чаще всего брали березовые, сосновые или дубовые, но ни в коем случае еловые или осиновые. Пока готовили печь и раскрывали тесто, каравайницы и присутствующая молодежь то и дело подхватывали обрядовые песни, посвященные и тем, кто хлопотал вокруг ритуального печенья, и самому караваю.

Испеченный каравай заворачивали в белый рушник, клали на крышку дежи и относили в кладовую, где он хранился до окончания свадебного торжества.

Свадьба

Белорусская деревенская свадьбаВ давние времена свадебный кортеж состоял из четырех-пяти, а то и восьми телег, убранных разноцветными бумажными лентами и ветками елок. Особенно красиво убирали тележку, на которой ехал молодой. Дугу плотно оплетали елкой, к ней крепили голосистый звонок и «Шамко» – маленькие металлические погремушки. Вся звуковая начинка придавала свадебному поезду необычайную торжественность, далеко неслась весть о важном событии в жизни новой семьи. Однако шумовое оформление имело более глубокий смысл – отогнать всякую нечистую силу, чтобы она «не переходила дорогу». Очень плохой приметой считалось, если свадебному кортежу перебегал дорогу заяц. Поэтому даже существовали песни, которые исполнялись, когда молодой ехал по молодую, и основным персонажем был косоглазый. Зато считалось хорошим знаком, если свадебному поезду несколько раз перегородят дорогу односельчане.

Наконец, громкие звоночки донесли весть – едет «банкет» молодого. Дружина молодой поспешно закрывала ворота. Сваты должны выкупить их. С воза слезал крестный отец, а крестная мать подавала ему каравай в виде  полумесяца с привязанными к нему двумя баранками. Если выкуп устраивал дружину молодой, то ворота раскрывались. Гости подходили к покрытому скатертью столу. По обе  стороны стола становились старшие. Сваты молодой и молодого держали на рушнике каравай-«полумесяц».

Сваты здоровались, а потом с шутками поднимали караваи как можно выше. Присутствующие внимательно следили за развертыванием дела: чей каравай окажется выше, тот из молодых и будет верх в жизни держать. Затем сваты выполняли очень интересный и ответственный ритуал, обрядовая символика которого усиливала смысл того, что происходило во дворе. Сваты прикладывали один каравай ко второму («полумесяц» к «полумесяцу» и образовывалась единое целое – «солнце»), перевязывали их косынкой, на которую еще дополнительно нанизывали четыре баранки.

А в это время завершалась приготовление невесты, оставалось только прикрепить «корону». Поэтому, чтобы как-то задержать сватов, женщины выводили из дома подставную бабушку в маске, а затем уже какую-нибудь девушку-модницу или «цыганку». Наконец, выходила и сама невеста. За нее торговались долго, цену запрашивали высокую. Но вот и это дело решено. Сват предлагает невесте платок, та берется за один конец, сват – за второй, и так они выходят из дома, в котором она пряталась от «армии» молодого. В доме молодого уже накрыт стол. Старший сват садится в угол, рядом с ним невеста и ее подруги. Напротив, через стол, в таком же порядке садиться дружина молодого. Гости, кому можно было, выпивали по чарке водки, а после этого, уже непосредственно перед отъездом в церковь, молодую сажали на престол (скамью), который был накрыт вывернутым кожухом. Тем временем родной брат молодой расплетает ей косу в песенном сопровождении подруг:

Расплетай брат косоньки,

Разливай на ней слёзаньку.

Коса моя да русенькая,

Слеза моя горяченькая.

После  молодые брались за руки и подходили к родителям. Мать и отец брали по коврижке хлеба, заворачивали их в конце рушника, поднимая середину рушника высоко вверх. Образовывалась что-то вроде арки – небосклона, врата вечности, через которую и проходили молодые, отправляясь к храму. После заручения в храме свадебный поезд возвращается к дому невесты. Здесь происходит последняя вечеря невесты в доме родной матери. Заканчивалась она дележкой каравая и одаривание молодых. Дарили кто что мог – корову, телку, свинью, деньги. В это время каждый стремился высказать молодым красивое поэтическое пожелание, в котором было все: забота о благополучии, здоровье детей, богатое хозяйство.

В доме молодого почтенных и долгожданных гостей встречали с радостью и удовольствием. Чтобы молодые не ступали на голую землю, свекровь застилала в воротах красивую занавеску. Первым на нее становился сын, потом невестка. Родители встречали молодоженов перед порогом дома. Мать держала на полотенце хлеб-соль, а отец – две рюмки и бутылку водки. Отец трижды наливал молодым, а они только пригубливали и выливали водку через левое плечо. Затем молодые целовали каравай и получали разрешение пройти в дом. Молодой брал молодую на руки и переносил ее через порог так, чтобы она ничем не коснулась  этой сакральной зоны человеческого жилья. В направлении по часовой стрелке молодые шли в красный угол дома, под иконы.

sk01Свадьба у молодого могла длиться два, а то и три дня – все зависело от семейного достатка. Заканчивалась свадьба опять-таки дележкой каравая молодого и снятием фаты с молодой. Если свекровь была вдовой, то этот ритуал выполняла невестка (деверева жена). Играли почти всю ночь, а утром собирались вместе позавтракать и от души потанцевать вальс, польку, карапет, подыспань, краковяком, «На Реченька». В воскресенье после обеда делили каравай, и гости, кому надо было идти на работу в понедельник, потихоньку расходились. А вот старые справляли в этот день «разгрэбины». Суть обычая была в следующем. Когда гости приходили на свадьбу, то несли с собой по одному или три литра водки и пять-шесть блюд готовой закуски. В понедельник все это доедали и допивали, и гости разбирали-«разрывали» свой сосуд, свое снаряжение.

Пироги

Еще через неделю родители молодого и сами молодые ехали к родителям молодой. К этому времени молодой запрещалось приходить к родителям. В этот день всех угощали медовухой, разными пирогами, начиненными обязательно чем-нибудь вкусным, чтобы жизнь молодых была сладкой. Отсюда и название “пироги”. Организовывались песни, танцы, различные переодевания молодежи. Это гулянье должно было быть веселым, так как оно дает старт совместной жизни молодой семьи.

Деревенская свадьба и баня

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* *