Страницы меню навигации

Professional Photo

Белорусское народное ткачество

Белорусское народное ткачество

В книге прослеживается развитие белорусского народного ткачества из середины XIX ст. к нашим дням. Впервые в этнографической науке характеризуются основные процессы белорусского ткачества, его разнообразие и богатство, социальная значительность и место в художественном наследстве белорусского народа. Выявляются общие черты в ткачестве восточнославянских и других соседних народов.

Орудия ткачества

В основу этой работы положенный экспедиционные материалы, сосредоточенные авторам в 70-х гадах. Сбор материалов проводился по специально разработанной программе, которая включает вопросы по обработке сырья, прядения, инструментам ткачества, технике изделию тканей, их орнаментации и г. д. Кроме того, в экспедициях собирался иллюстративный материал: делались многочисленные зарисовки и фотоснимки разных инструментов

“Наука и техника”, Минск 1981

А.Н. Курилович

Сырье и традиционные способы его обработки

  • Обработка льна
  • Обработка конопли
  • Обработка шерсти

Изготовление тканей

  • Прядение
  • Способы крашения
  • Орудия ткачества
  • Снование
  • Заправка ткацкого стана
  • Техника изготовления тканей

Ткани и их использование в быту

  • Ткани для одежды
  • Ткани декоративные и ткани утилитарного назначения
  • Использование народных традиций в изготовлении современных тканей
  • Заключение
  • Библиография
Скачать PDF файл

2 Коммент.

  1. Называть уголки, кружки, треугольники, квадратики и т. п. “геометрию” ткачей и вышивальщиков “иероглифической письменностью” я бы не стал… Как и наскальные рисунки… А вот берестяные грамоты – письма – да, это письменность… Скорее всего, арнамент, его элементы – это цэховые, клановые условные (тайные) этнос-фольк-знаки (примитивные коды-аббревиатуры), помогающие превращать постилки-дерюги, ручники, рубашки, юбки и т п. в обереги. Про ладанки слышали? А про талисманы? Ручники – в дорогу – то же самое. Обереги вышивали и ткали разные. Личные, персональные и коллективные. Ручник, повязанный на раздорожном кресту, к примеру), или рубаха (платье) жениха и невесты… В орнаментах много легко расшифровывающихся значков: есть поле, серп, коса, зерна, ограда, есть знаки добра и зла, тепла и холода, весны и осени…

  2. В народных беларуских орнаментах на полотенцах, одежде, поясах и скатертях выявлены 17 рунических знаков: Альгиз, Ансуз, Беркана, Гар, Гебо, Гер, Дагаз, Ер, Ингуз, Кана, Отилия, Ромб, Ссулу, Тэйваз, Уруз, Эйваз, Энваз. На поясах из Слуцка часто четко видны руны ингви бога плодородия (два крестика друг над другом) и отилия (наследство – квадратик углом вверх, две нижние стороны которого продолжаются и как бы создают ему опору). Получается, что в орнаменте наших поясов сакральный древнейший смысл возрастом в тысячи лет: их дарят на свадьбу, именно чтобы молодые “плодились и размножались”. Как считают специалисты, на флаге БССР и РБ изображен орнамент”кручча” – “раннеземледельческий культовый знак урожая, один из старейших в индоеропейском фонде” (“Секретные исследования” (Минск). – №15 (272),15 августа 2012).
    Получается, что своего рода иероглифическую письменность беларуский народ имел задолго до берестяных грамот и пергамента…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* *