Страницы меню навигации

Professional Photo

Февраль – Народный календарь

1 Февраля - МАКАР ЯСНЫЙ

Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому, молились о просвещении разума к учению духовной грамоты и о помощи в отча­янии.

В этот день произносят особый заговор от зубной боли: «Лазарева суббота, Златоустов день, у кого болят зубы, чтоб те зубы окаменели и во век не болели».

В этот день с особым вниманием относились к огню в печи — чтобы мир да достаток в семье были. Затопить печь надо было так в этот день, чтобы разом занялись все поленья, чтобы устье печь золотым стало (злато-устье).

А для этого заранее дрова сушили да лучину щипали.

Лучину заготавливали зимой — впрок. Делалось это в суровое вре­мя года потому, что в холодные месяцы деревья «засыпают» и в их ство­лах не так много сока, как весной или летом. На лучины рубили березы и распиливали их на чурки длиной не более 80 сантиметров. Раскалывали их пополам, снимали кору и сушили целый год. Если лучину плохо высу­шить, то она, сгорая, будет трещать и шипеть. Когда наступали темные вечера, поленья дополнительно просушивали в печах и специальным ножом-лучевником щепали лучину до трех сантиметров в ширину и толщину.

2 Февраля - ЕФИМ МЕТЕЛЬНЫЙ

Февраль — месяц метелей. Недаром говорили: «Вьюги да метели под февраль налетели». О том, будет ли метель, крестьянин узнавал заранее по поведению домашних животных: если кошка скребет пол или куры хвостами вертят, то скоро жди метели.

На Ефима — с печи слезай, о Масленой гадай. Если в этот день будет метель, то и вся Масленица будет метельная. В этом случае говорят: «Помело метлой, на Масленицу; приедет осударыня Масленица метельная».

Если же в полдень будет ясное солнце, то примечают, что весна будет ранняя.

3 Февраля - МАКСИМ УТЕШИТЕЛЬ

Коли в Максимов день погоже, так к весне хорошей.

А если в полночь на Максима будет просвечивать сквозь облака месяц — жди доброе жито.

В этот день супруги выходили во двор, держась за руки, и вместе стряхивали иней с деревьев, говоря при этом: «Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу».

Максим считался утешителем в обидах и помощником в бедах, поэтому в его день вспоминали добрым словом людей, когда-то пришедших на помощь. Ему молились о заступничестве вдовиц и сирот.

4 Февраля - ТИМОФЕЙ ПОЛУЗИМНИК

На этот день приходится половина зимы. В народе говорят: «Вот и пришли полузимники». Для бедняков наступает пора тяжелых раздумий: «Смотри, хозяин, каковы запасы продуктов и корма. К весне мужику тяжелее — хлеб по сусекам мелеет.

Сильные морозы, бываемые в этот день, получили название тимофеевских. Говорят: «Пожди тимофеевских морозов! Каков на дворе мороз-от! Прямо, тимофеевский». Чем больше выпадает снега, тем выше урожай зерна.

Тимофеевский мороз ползимы с собой унес.

Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя.

Если в мороз вспотели окна — жди потепления.

Самые первые в деревне рукодельницы катались с гор на донцах, на которых пряли. Кто дальше прокатиться — у того и лен лучше уродиться летом.

5 Февраля - АГАФОННИК ПОЛУХЛЕБНИК

Агафонник в закромах спины не разгибает, здоровому зерну счет ведет.

В этом день полагалось отправиться в амбары, посмотреть, сколько осталось до весны хлеба. Необходимо было проверить посевное зерно.

Амбары же в этот день приводили в порядок: пустые закрома выметали да вычищали, а двери и стены латали да поправляли, коли нужда в том была.

6 Февраля - АКСИНЬЯ ПОЛУЗИМНИЦА

В этот день замечали цены разным хлебам. Если цены на хлеб повышались, то поселяне были уверены, что будущий урожай будет скудный и на хлеб дороговизна; если же цены на хлеб понижались, то они надеялись на богатый урожай «с избытком». Если на Полухлебницу цена хлебу низкая, то до нового хлеба не подымется. Со дня преподобной Ксении, как полагали крестьяне, до новых хлебов нужно столько же хлеба, сколько уже съедено. Наблюдательные старики говорили: «Коли до Аксиньи-полухлебницы жита хватит, то до новин станет половина, а до корма треть».

Озимое зерно пролежало в земле половину срока до восхода.

Половина старого хлеба съедено.

По замечаниям стариков, в северных губерниях на этот день приходилась ровно половина зимы. Они говорили: «Вот-те Аксиньи полузимники».

В этот день примечали погоду. На Полузимницу вёдро — весна крана. Метель на Полузимницу — сметет корм. Какова Аксинья, такова и весна.

На Аксинью также гадали об урожае. На ночь ставили в доме четверик ржи и утром смотрели: если ржи казалось больше, чем накануне, думали, что урожай хороший будет; если меньше — урожая не жди.

7 Февраля - ГРИГОРЬЕВ ДЕНЬ

Аксинья Григория торопит, чтобы весну не упустил, солнышко на крыши посадил.

Каков Григорий с утра до полудня — такова будет первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера — вторая половина будущей зимы.

В этот день полагалось дела добрые делать да о добрых делах, другими сделанными, вспоминать. О своих же «благородных поступках» не говорили, потому что они делаются не для показухи, а ради собственной души. Говорили: «Господь и так все добрые дела видит».

8 Февраля - ФЕДОР СТУДИТ

Феодору Студиту молились об исцелении от грудных болезней и от болей в желудке.

Федор Студит — землю студит.

На Федора Студита покойники по земле тоскуют.

Покойники в этот день по земле и по своим родным тоскуют. Надо, чтобы успокоить их, на загнетку золы насыпать и сказать: «Не ходите во двору, души сиротские! А подите на западну сторону, тамотко — вам вечное радование».

Этот день был «гороховым». По гороху гадали о погоде. Если звонко катались сухие горошины по блюду — быть трескучим морозам, а если ти­хо — быть тихому снегопаду.

Рожденные в этот день варили гороховую кашу (пюре) и ели ее, потому что горох давал им силу на весь будущий год.

Пюре из гороха с гренками. Возьмите 800 г сухого гороха и поставьте его варить с кореньями (морковь, сельдерей по одной штуке) и небольшим количеством масла. Когда будет наполовину готов, заправьте его маслом. Как только сварится, откиньте на решето и протрите эту массу. В пюре можно добавить немного бульона. Есть с гренками.

9 Февраля - ЗЛАТОУСТЬЕВ ОГОНЬ

Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому, молились о просвещении разума к учению духовной грамоты и о помощи в отча­янии.

В этот день произносят особый заговор от зубной боли: «Лазарева суббота, Златоустов день, у кого болят зубы, чтоб те зубы окаменели и во век не болели».

В этот день с особым вниманием относились к огню в печи — чтобы мир да достаток в семье были. Затопить печь надо было так в этот день, чтобы разом занялись все поленья, чтобы устье печь золотым стало (злато-устье).

А для этого заранее дрова сушили да лучину щипали.

Лучину заготавливали зимой — впрок. Делалось это в суровое вре­мя года потому, что в холодные месяцы деревья «засыпают» и в их ство­лах не так много сока, как весной или летом. На лучины рубили березы и распиливали их на чурки длиной не более 80 сантиметров. Раскалывали их пополам, снимали кору и сушили целый год. Если лучину плохо высу­шить, то она, сгорая, будет трещать и шипеть. Когда наступали темные вечера, поленья дополнительно просушивали в печах и специальным ножом-лучевником щепали лучину до трех сантиметров в ширину и толщину.

10 Февраля - ЕФРЕМ ВЕТРОДУЙ

Если на Ефрема ветер понесся — к сырому году.

Ефрем — сверчковый заступник. В этот день нельзя убивать в доме никаких насекомых: ни клопов, ни сверчков, ни тараканов, не то домовой обидится.

Крестьяне были уверены, что болезни и несчастья, появляющиеся с этого дня, происходят от лихого домового. Колдуны и знахари уверяли, что домового можно унять кудесами; а чтобы его всегда держать в смирении, то нужно ставить на ночь гостинцы. Кудесы, унимающие лихого домового, заключаются в следующем: колдун, призванный во двор, ровно в полночь зарезал петуха, выпускал кровь его на голик (веник). Этим голиком выметал все углы в избе и во дворе, вместе с причитанием разных заговоров. Все это совершалось до пения последних петухов.

Для смирения домового, после ужина оставляли на загнетке горшок каши. Верили, что ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает. G той поры он целый год бывает смирен и услужлив.

Существовали особые заговоры на умилостивление домового.

Заговор к домовому. Нужно достать травы плакуна (Orchis macula-ta), но не с черным корнем (какой у нее бывает обыкновенно), а с белым, и привесить его себе на шелковый пояс, потом взять озими, добытой с трех полей, завязать ее в узелок и привязать узелок к змеиной головке, которая должна висеть на гайтане вместо креста; вложить в одно ухо клочок козьей шерсти (которую особенно уважает домовой), а в другое — последний, в порядке домашней пряжи, клочок шерсти летнины, который крестьянка бросает, когда допрядет кудель, и который следует подобрать скрытно ото всех домашних, потом переодеть сорочку на ночь, т. е. на левую сторону, взять горшовик и отправиться ночью в хлев, где, завязав глаза этим горшовиком, сложенным вчетверо, и затворив за собой дверь, сказать: «Суседушко, домоседушко, раб к тебе идет, низко голову несет; не томи его напрасно, а заведи с ним приятство, покажись ему в своем облике, заведи с ним дружбу да сослужи ему легку службу». Слова эти повторять до тех пор, пока не запоит петухи, или пока не услышишь легкого шороха в хлеву, в первом случае, вызывание должно отложить до другой ночи; во втором схватиться одной рукой за корень плакуна, а другой за змеиную головку и крепко держаться за них, что бы ни делал домовой: тогда последний покажется; если же вызывающий не успеет ухватить за гайтан и корень или выпустит их из рук, то домовой, схватив гайтан, порвет его и змеиной головой застегает вызывающего до полусмерти.

Вечером на Ефрема Сирина кроме рассказов про домового принято было забавляться и разными прибаутками, которые особенно любили дети. Вот некоторые из них:

«Сказывается сказка, разливается по печи кашка; сквозь печь капнуло, в горшок ляпнуло; течи, потечи, идет добрый молодец из-за печи на свинье в седле, топором подпоясался, ноги за поясом; квашня старуху месит. Я ей сказал: спорынья в старуху! Она как схватит из за лопаты печь, меня печью хлесь; я побежал, через портки приступок и изорвал».

«Сказка-присказка еловая подмазка, елов приснец заломил хвостец, побежал в кустец по пироги, по шанежки, по лук, по чеснок, по рябиновый батог».

«Бывало да живало кулик да журавль, они пили да ели с одного стола и спать отходили с одного крыльца. Сказка недолга баран да овца, опять с конца, — бывало да живало и т д».

11 Февраля - БИТЬЕ МОРОЗНОЕ

Ведьмы устраивают в этот день заломы травы сухой, снегом незанесенной. Русский народ верил, что такие “закрутки”, или “заломы”, “закручиваются” с целью причинить смерть хозяину поля или чтобы заполучить чужое хлебное зерно летом.

Но к чертополоху ведьмы на полях никогда не прикоснутся, боятся его силы. Потому, чтобы не вытоптали защищающий посевы снег на поле ведь­мы, надо чертополох по углам поля воткнуть.

12 Февраля - ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

В этот день, который также назывался Днем трех святителей-непрядильщиков, нельзя было прясть.

Звериный род берет рост. В лесу начинаются звериные свадьбы да бои звериные, в которых выживает сильнейший.

В этот день полагалась на стол подавать блюда из дичи или дикого зверя.

Рябчики под соусом. Срезать с рябчиков филей без косточек, снять с них кожу, положить в сотейник и припускать в сливочном масле, не давая им подрумяниваться и держа на небольшом огне. Припустить в сливочном масле трюфели или шампиньоны. Грибы опускаются в белый соус, выкладываются на середину глубокого блюда, гарнируется рябчиковыми филейчиками, под которые подкладывают гренки из белого хлеба, поджаренные в сливочном масле.

Котлеты из рябчика. Снимите с груди сырого рябчика кожу, срежьте крылья с филеем, оставив только кость, прилегающую к плечу, и получите две котлеты, которые, обмакнув в сырое яйцо, взбитое с ложкой молока или воды и солью, обваляйте в сухарях и поджарьте в сливочном масле.

К этим котлетам очень идет нарезанный ломтиками трюфель, припущенный в сливочном масле с ложкой мадеры и полстаканом сока из-под жареной телятины. Пять-шесть средней величины трюфелин и полложки масла на шесть котлет достаточно. За неимением трюфелей можно употребить шампиньоны или сок из-под телятины, мадеру и масло с прибавкой со­ка от половины лимона. Все это хорошенько прокипятить и вылить на выложенные на горячее блюдо котлеты.

Салат оливье на старинный манер. Слово «салат» пришло в русский язык из французского и первоначально означало всевозможные соления. Изначально в салат шла только соленая зелень, в которую постепенно стали добавлять овощи, и уж только спустя долгое время в салат «ввели» мясо и рыбу. Одним из самых изысканных салатов был знаменитый «Оливье».

Взять два рябчика и телячий язык, 100 г паюсной икры, 250 г свежего салата, 25 штук отварных раков или одну банку омаров, полбанки пикули, полбанки сои, два свежих огурца, 100 г каперсов, 5 крутых яиц; все уложить на блюдо, прибавить соус провансаль, который готовится на французском уксусе из двух яиц и одного фунта прованского масла, посоленный по вкусу.

Жаркое из тетерева. Выпотрошив и очистив от перьев тетерку, вымочить ее в холодной воде или в воде, разбавленной уксусом, натереть солью, нашпиговать шпиком и жарить на вертеле, на противне или в кастрюле, поливая ее сперва маслом, а когда она уже почти готова, полить сметаной, выложить потом на блюдо, разрезать ее на несколько частей и облить соусом, в котором она жарилась. К тетерке подают свежий салат, красную ка­пусту, пикули из красной свеклы. Жаркое из глухаря готовится точно так же, как тетерка.

Жареный заяц. Снять шкуру, выпотрошить, очистить постепенно от тоненьких кож, в виде пленок, которых бывает более 10, вымыть, нашпиговать тонким шпиком, замочить на несколько часов в уксусе, разбавленном водой, с нарезанным луком, солью и лавровым листом. Жарить на противне, поливая сначала маслом, а когда он поджарится до готовности, поливать сметаной.

Когда заяц готов, порезать его на небольшие куски, выложить на блюдо, слить соус с противня, облить им куски зайца и подавать на стол с соусом из свеклы, который приготовляется следующим образом: сварить или испечь несколько красных свекл, мелко их нарезать; отдельно поджарить в масле пару мелко нарезанных луковиц и пол-ложки муки, положить все вместе в кастрюлю, посолить, прибавить полстакана сметаны или же несколько ложек жирного бульона и 1 ложку масла, 1 — 2 ложки уксуса. Если хотят, чтобы соус был послаще, прибавить сахар.

Заяц тушеный. Очистив и вымочив зайца, разрезать его на небольшие куски, сложить в кастрюлю, посолить, прибавить 2 ложки масла, несколько зерен перца, пару нарезанных луковиц, обжарить, потом прибавить несколько ложек бульона или кипятка, закрыть кастрюлю крышкой в тушить; когда заяц будет готов, положить в кастрюлю полстакана сметаны, дать покипеть, положить на блюдо и подавать на стол. К такому зайцу можно подать соус из свеклы, способ приготовления которого указан выше.

13 Февраля - НИКИТА ПОЖАРНИК

Русский народ считает этого угодника хранителем от пожара и молнии, и потому в «Сказании о том, каким святым каковые благодати исцелений от Бога данным», ему назначается молитва об избавлении от этих бедствий. Очевидно, что верование это основывается на жизнеописании святого Никиты; в нем повествуется, что этот святой «пожар града молитвами своими угаси и на многа чудес творяше».

14 Февраля - ПЕТР ПОЛУКОРМ

Трифону сельские девицы молятся о женихах. Вероятно, это верование «приурочено» к Трифону потому, что февраль — свадебный месяц.

Только в этот день можно заговаривали губителей скирд и стогов — мышей. Заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем «изжить» их из селения. Призванный знахарь вынимал из средины скирда по снопу, со всех четырех сторон, из стогов брал по клоку сена. Все это относилось в печь и зажигалось раскаленной кочергой. Зола, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпалась в те места, откуда были вынуты снопы и сено. Знахарь все время читал заговоры и громко произносил заклятия. Знахаря сопровождали хозяин с хозяйкой с хлебом-солью и чистым полотенцем. После возвращения с гумна, знахаря угощали и отдаривали.

Заговор от мышей. «Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не таскать вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем же порушится».

Если на Трифона покажется вечером на небе много звезд, то зима еще долго продолжится и весна будет поздняя.

15 Февраля - СРЕТЕНИЕ

Сретением Господним назван праздник потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном и Анной пророчицею. У евреев был закон, чтобы каждый первенец, т.е. первый сын, в 40 день по рождении, был посвящаем Богу, — и мать приносила бы в выкуп за него и вместе за свое собственное очищение жертву Богу. Вследствие сего закона, в сороковой день по рождении, и Господь Спаситель наш Своею Пречистой Матерью и Ее праведным обручником принесен был в Иерусалимский храм. В это время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обещано было от Бога, что он не умрет, доколе не уви­дит Христа Господня. Это было, когда он, переводя книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий, остановился на предсказании его о рождении Спасителя от Девы (Ис. 7, 14) и хотел слово дева заменить словом замужняя женщина. По внушению Духа Божие, старец Симеон пришел в храм. Увидев Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом, он узнал в Нем обещанного Спасителя и, взяв Его на руки, исповедал, что Он есть Спаситель мира. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глоголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…» произнес Симеон, когда взял на руки Богомладенца. Вместе с Симеоном Анна пророчица, праведная старица, узнала Спасителя, восхваляла Бога и говорила о Спасителе всем, которые с верой ожидали пришествие Его.

В народе этот день считают днем первой встречи весны (вторая встреча — на Сороки, третья — на Благовещение). Один из самых больших праздников весны.

Сретенские морозы считаются последними, и после них крестьяне не решались пускаться вдаль на санной езде. Оттепель, появляющаяся в этот день, предвещает худую и гнилую весну.

На Сретеньев день от воробья стена мокра.

На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок

На Сретенье зима с летом встретилась.

На Сретенье солнце идет на лето, а зима на мороз.

В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).

На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.

На Сретенье капель — урожай на пшеницу.

На Сретенье уже от воробья стена мокра.

На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц.

В Каширском уезде было предание о погибшем семействе, предпринявшем в этот день поездку вдаль, за рыбой, к Масленице:

«Жил когда-то старик с семьею сытно и богато. Всего было у него много, и во всем ему была спорина. Наградил его господь детками умными. Че­го сам старик не додумает, то детки домыслят, а чего детки не сумеют, то отец научит. Поженил старик всех детей на один день, а поженивши, задумал напоить, накормить всех сватов и сватей, а корм для них порядил на широкой масленице. Вот и вздумал старик на промысл: съездить вдаль за рыбой, заработать копейку и гостей удоволить. Старик все сбирался, ждал пути и дороги; глядь — поглядь и — Сретенье на дворе, а там и Маслени­ца на носу. И собрался старик всей семьей, оприч баб и ребят, а на поезд снарядил семь подвод. Как прочуяли бабы про наряд за рыбой, так и не-весть что вышло. И повойт и поплачут бабы вокруг мужей: не тут-то было. Задумали бабы и свои хитрости: и сны-то им недобрые виделись, и тоска-то на них не к добру нападала, и домовой-то их к худу давил. Известно, бабье дело: не спорь с ними. Нет-таки, старик не слушает их. Поеду-таки, поеду за рыбой, накормлю об Масленице сватов и сватей, говорит он им. Ведь что сделаешь с мужиком: упрям живет и отродясь не слушает. Как на беду, на самое Сретенье началась оттепель. Взвыли бабы пуще прежнего от лихой приметы: «Погляди-ко, родимый, на двор: какая стала оттепель? Ведь морозы-то минули; подуло с весны». Не бывать добру, не видать мужей, голосят бабы. Старик-таки все думает: поеду да поеду. Вот и поехал старик за рыбой на семи подводах, а на тех подводах посажал сыновей, да и сам сел. Ждут бабы своих мужей неделю, а об них и слуху нет; ждут и другую, и ни­кто вести не кажет. Вот и пестрая неделя наступила, а родимых все нет. Подошли и заговины, а с ними и слухи пошли: вот там-то мужик утонул, а там-то двух мужиков замертво нашли. Войт бабы пуще прежнего. Кому Масленица, а бабам Великий пост. И прослышали бабы о беде: на Волге, де, их мужья на льду подломились с подводами. Никто-то не спасся».

В северо-западной Руси праздник этот был известен под названием Громниц, так как здесь существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами. Во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу, для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы и пр.

В западнорусском крае сретенскими свечами на праздник Сретения был обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.

В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквах воду. Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней.

16 Февраля - СЕМЕН И АННА

В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны.

Этот день по свершаемой в него памяти святым называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным.

В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую починяют», «Готовь телегу зимой, а сани — летом». После сретенской оттепели, рачительные хозяева начинали чинить летнюю сбрую, ездовую и пахотную. Считалось, что худая, непочиненная, сбруя — несчастный выход.

С ранней зари, помолясь всей семьей, выходили в сараи и занимались работой. Кожу хомутов, шлеи и оброти после починки смазывали дегтем и вывешивали на видном месте.

Для починок варилась в этот день семейная саламата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то говорили поселяне: «Приехала саламата на двор, расчинай починки».

Соломаха (саламата). Старинный рецепт. Взять гречишного пресного теста, разболтать довольно жидко; вскипятить воды, посолить ее, запустить тесто в воду во время кипения; еще вскипятить, помешивая и положить масла постного или коровьего.

В этот день лихой домовой ночью заезжает лошадей. Надо привязать на шею лошадям кнут и онучи — и домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.

17 Февраля - НИКОЛА СТУДЕНЫЙ

О звериных тропах в лесу только Никола-студеный знает. И только он знает, где устраивает свое логово мати зверям — волчица. На снегу множатся следы зверей и птиц, множатся звериные тропы. Лисы уджаряются в пляс, дпуг перед другом женятся. Выйдет луна — зайцы начинают носиться сломя голову — золотые рожки, серебряные ножки.

В этот день обычно бывали Никольские морозы. Говорили: «Никола Студеный — на мороз тороват», «На Студеного Николу снега навалит гору», «Студеный день — шубу снова надень».

18 Февраля - АГАФЬЯ СКОТНИЦА

Агафья считается заступницей от пожара, и в день ее памяти освящается хлеб с солью, который хранится в домах как надежнейшее средство от огня. Во время пожара бросают этот хлеб и соль в пылающее пламя или совершенно в сторону, в чистое поле, чтобы туда направился ветер с пожара. Основанием для этого верования послужило одно обстоятельство, указанное в жизнеописании этой угодницы: пожар в Ката не, о котором мы рассказывали выше.

К этому дни в неурожайные годы кончались корма и по крестьянским домам начинал ходить мор — Голодуха.

Существовала поверье, что на этот день пробегает по селам заморенная коровья смерть. Коровья смерть является людям в виде старой, отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом; у коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями». Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят ее с собой. Зато уж как заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца. Коровья смерть появляется более в конце или в начале осени. Одно только опахиванье изгоняет коровью смерть. От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет в феврале на солнце обогревать бока. Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлева. На­до запирать хлевы, убирать их лаптями, обмоченными в деготь, ибо такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.

Народный обряд опахивания — это остатки древнего языческого верования наших отцов. Крестьяне совершали его для прекращения коровьей смерти. Мужья, изъявив свое согласие, предоставляли свершение этого обряд своим женам. Повещалка, женщина старая, опытная, с раннего утра сзывала к себе женщин. В знак согласия участия в опахивании женщины обмывали руки водой и утирали их ручником, который приносили с собой повещалка. После этого она строго приказывала всему мужскому полу, от мала до велика: «Не выходить из избы ради беды великия». Ровно в полночь повещалка в одной рубахе выходила к околице и с диким воплем: «Ай! ай!» — била в сковороду. На этот вызов выходили все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирали ворота, загоняли скот в хлев и привязывали собак. Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносила заговоры на коровью смерть. В это время другие женщины подвозили соху, надевали на нее хомут и запрягались в нее. С зажженными лучинами начиналось троекратное шествие вокруг всего селения. Впереди всех шла с сохой повещалка и проводила борозду межеводную, за ней следовало несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами. Сзади их шла толпа, размахи­вая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полной уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть. Во время шествия они пели следующую песню:

От Океан-моря глубокого,

От лукоморья ли зеленого

Выходили дванадесять дев.

Шли путем, дорогой немалой, Ко крутым горам, высокиим, Ко трем старцам, стариим. Молились, нечаловались, Просили в упрос Дванадесять дев: Ой вы, старцы старые! Ставьте столы белодубовые, Стелите скатерти браные, Точите ножи булатные, Зажигайте котлы кипучие, Колите, рубите намертво Всяк живот поднебесной. И клали велик обет Дванадесять дев:

Про живот, про смерть, Про весь род человечь. Во ту пору старцы старые Ставят столы белодубовые, Стелят скатерти браные, Колят, рубят намертво Всяк живот поднебесной. На крутой горе, высокоей, Кипят котлы кипучие. Во тех котлах кипучиих Горит огнем негасимыим Всяк живот поднебесной. Вокруг котлов кипучиих Стоят старцы старые, Поит старцы старые Про живот, про смерть, Про весь род человечь. Кладут старцы старые На живот обет велик, Сулят старцы старые Всему миру животы долгие; Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Проклятьице великое. Сулят старцы старые Вековечнужизнь На весь род человечь.

С окончанием обряда женщины расходились по домам с уверенностью, что за обведенную черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадалось в это время навстречу неистовым женщинам: его убивали без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась коровья смерть.

В великорусских и украинских селениях были предания, в которых рассказывалось, что для истребления коровьей смерти обрекали на смерть женщину, заподозренную целым миром в злых умыслах.

В северо-западной Руси, где незнаком обычай опахивания, прицепляли в этот день коровам на рога хлеб святой Агафий (освященный в ее честь) как предохранительное от мора средство.

В зажиточных селениях, где печи были построены с трубами, происходили в этот день «большие хлопоты». С вечера закрывали трубы крепко-накрепко, замазывали глиной, на загнетках покуривали чертополохом; никто не спал ночью, от малого до большого. В этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверно поселятся нечистые. Если уж куда заберется нечистый, так весь дом поднимет вверх дном. Все перебьет и переколотит; ничего не останется на месте. Хозяева беги вон, если хотят быть живыми. Достается и соседям, и прохожим.

19 Февраля - ВУКОЛ ТЕЛЯТНИК

Жуколами называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце. Есть даже поговорка: «На день Вукола — телятся жуколы».

Корова была любима в крестьянской семье — она кормила дом. О ней ласково говорили: «Корова на дворе — харч на столе», «Была бы корова, найдем и подойник».

В этот день особо внимательно ухаживали за коровами и телятами. Поскольку у коров рождались телята, их надо было накормить сытнее. Стельным коровам готовили лучший корм.

По истечении двенадцати удоев после отела, когда пройдет молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу. Старшая хозяйка в доме обкладывает сеном горшок каши и ставит в чашку с овсом. Потом трижды приподнимает чашку над головой, приговаривая: «На сто бычков! На тысячу телушек!» Затем снимают приволо­ку — пенку — и едят кашу. Этот обряд моления молока совершают перед обедом. Сено и овес отдают телку и корове, а приволоку — только теленочку.

Каша молочная пшенная. 1 стакан пшена, 3 стакана молока, 1 столовая ложка сахара, 0,5 чайной ложки соли Промытое пшено засыпать в кипящую подсоленную воду и поварить 5 минут, затем в кашу добавить горячее молоко, сахар и доварить на слабом огне еще в течение 30 минут.

А еще о коровах русский народ накопил множество примет и наблюдений:

В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.

Как под копытом мокро (весной и осенью), так корова молока убавит.

Если ласточка пролетит под коровой, будет кровью доиться.

Если принесет корова двойней одношерстных — к добру, разношерстных — к худу.

В какой день приплод в доме, в тот ничего (в ссуду) не дают.

Теленка по спине не гладь — захилеет.

20 Февраля - ЛУКА

В этот День пекли пироги с луком. В этот день поминали усопших предков. Говорили: «Живы родители — почитай, померли — поминай».

Этот день русским народом считался самым «подходящим» для приготовления целебных лекарств из кореньев. Особую силу имела лапчатка. Эта трава, поскольку ее листочки напоминали крест, считалась русским народом «могущницей», то есть травой, в которой заключена крестная сила.

21 Февраля - ЗАХАР СЕРПОВИДЕЦ

Лунный серп, по народному поверью, в этот день был особенно остр. Крестьяне доставали заткнутый в притолоку 25 или 26 декабря (по новому стилю) серп и показывали его месяцу, чтобы остро наточил он им серпы.

На Захария-серповидца неси серпы точить.

Серповидцу молились бабы-жницы. В некоторых деревнях они доставали серпы и кропили их крещенской святой водой. Говорили: «Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа».

22 Февраля - НИКИФОРЫ-ПАНКРАТЫ

В этот день всегда принимались за плетение лаптей. Говорили «Наш Панкрат лаптями богат». Или: «Хороши Панкратовы лапти, да и те — никифорцы».

В этот день полагалось также проверить все хозяйство. Если у Панкрата дело в руках — то у хозяина хлеб в устах.

23 Февраля - ПРОХОРОВ ДЕНЬ

Харлампий считался в русском народе хранителем от внезапной без покаяния смерти. Ему надо было молиться в этот день об избавлении от такой смерти. Святой угодник этот еще почитается покровителем чиновников.

С этого дня начинают слабеть морозы. В народе говорят: «Пришел Прохор — и весна заглянула на двор», «Хоть мороз злится, но весну чует», «До Прохора старушка охала: «Ох, студено!», пришли Прохор да Влас: «Никак скоро весна у нас!».

24 Февраля - ВЛАСИЙ - СКОТИЙ БОГ

Власьевские морозы в некоторых губерниях считались последними. А в Тульской губернии эти же самые морозы назывались в числе семи крутых утренников. Там говорили: «Власьевские утренники подошли, держи ухо востро!» Счет утренникам наблюдают так: «Три до Власия, да три после Власия, а седьмой на день Власия». Во многих местах о последних власьевских морозах сохранилась народная поговорка: «Власий, сшиби рог с зимы».

В этот день молились о сохранении скота.

Власий — главный наследник славянского Волоса, хранитель и заступник крестьянского скота. Волос, или Велес, — один из верховных богов и в божественной «иерархии» занимает второе место после Перуна. Летописец Нестор пишет о клятве, которой давали перед Волосом, как богом скота. Эту клятву произносил князь Олег, когда князь был в Константинополе и заключал мирный договор с императорами Львом и Александром. Само имя бога означает его «велечтимым», ибо Велес значит «велий есть», т.е. великий, а Волос, «влодеющий», значит «обладатель». Он представлялся человеком с бычьими рогами, в простой одежде, держал в руке чашу с молоком. В жертву ему приносились коровы и быки. Идол Волоса был разрушен в Киеве вместе с другими идолами после принятия христианства. Но еще долго в Ростове отправляли ему службы, пока, наконец, один монах по имени Авраам, не разрушил его капище и не построил на том месте церковь.

Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу.

Дмитриев день по голу — Святая по голу.

25 Февраля - АЛЕКСЕЙ РЫБНЫЙ

В первый день после Власия выставляли пряжу на мороз (зорили), чтобы была она крепка, чиста да бела. В этот же день «морозили» зерно для лучшей всхожести: в течение трех дней выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева.

Если на Алексея потеки были, то и рыба должна ловиться.

Позорнишь пряжу на Алексея после Власия, будешь с деньгами на Масленицу.

В этот день готовили рыбные блюда.

Расстегаи. «Расстегаи — пирожки, у которых сверху имеется специальное отверстие, — пишет исследователь русской кухни В. Побочный, — Они всегда пользовались у россиян большой популярностью. Как правило, начинка для расстегаев готовится из рыбы, но нередко используются также мясо, ливер, рис, грибы. Считается, что название этих пирогов происходит от слова «растягивать»: наверное потому, что верхнее отверстие приходилось немного растягивать. Дело в том, что расстегаи обычно подавали к рыбному бульону, но бульон иногда заливали и непосредственно в пирожок, в то самое отверстие, которое растягивали, что делало его значительно сочнее.

Однако есть и другие толкования. Скажем, открытая середина пирога делает его как бы «расстегнутым».

Можно также исходить из основы «стегать», что означает «шить, соединять».

Есть еще предположение по поводу названия. Пирожки-расстегаи были названы так в честь известного, любимого московской публикой романса «Сарафанчик-расстеганчик», который прекрасно пела известная исполнительница цыганских романсов Степанида Солдатова.

Вкус расстегаев был всегда отменным. Именно поэтому в прошлом веке и в начале нашего их подавали практически в любом трактире, а трактирщики соперничали между собой в их приготовлении. Так, по воспоминаниям Гиляровского, хорошие расстегаи с раковым супом можно было поесть в ресторане Тестова. Однако его сумел перещеголять владелец ре­сторана «Прага» Тарарыкин. Расстегаи в его заведении делали по особому рецепту с начинкой из стерляди пополам с осетриной. В Кузнецком переулке, в трактире, который держал любимец актеров Щербаков, подавали расстегаи с мясом. Каждый такой расстегай был величиной с тарелку, а стоил имеете с бульоном всего 15 копеек. Это-то и привлекало к Щербакову актеров, которые в нередкие периоды безденежья питались в основном одними расстегаями. Посещали трактир и писатели, в том числе и А. Н. Островский.

Любимым кушаньем были расстегаи и у знати. Специально из Петербурга приезжали в Москву именитые господа, чтобы полакомиться расстегаями в знаменитых трактирах и ресторанах.

Надо сказать, что и в Петербурге, в ресторане Ивана Излера, на Невском проспекте посетителям предлагались десятки вариантов расстегаев с различными начинками и названиями.

По величине расстегаи так же, как и кулебяки, бывают самые разные. Так, если щербаковские расстегаи были большими, то фирменные тестовские расстегайчики с налимьей печенью отличались совсем крошечными размерами».

Тесто для расстегаев делается как для ватрушек или вообще кислое тесто на дрожжах, куда прибавляют перед приготовлением самих расстегаев немного соды, отчего тесто делается замечательно пышным.

Тесто раскатывают не очень толсто, величиной с чайное блюдце, кладут на него кусочки лососины, семги, белуги или осетрины, вокруг защипывают и оставляют середину открытой, как у ватрушек, смазывают маслом и ставят в печь.

26 Февраля - МАРТЫНОВ ДЕНЬ

Мартын считался в русском народе избавителем от блудной страсти. В этот день — день Светланы, светлый день — звезды окликали, что­бы от их сияния глазам зоркости прибыло.

Если в этот день тает, то весна придет дружная, а если день холодный да пасмурный, то весна затяжной и холодной будет.

27 Февраля - КИРИЛЛ ВЕСНОУКАЗЧИК

Кирилл поля утучняет. Снег оседает — поля утучняет.

Надо было всем возможными способами удержать к весне на полях снег. Для этого мужики выходили на огороды и утаптывали там снег.

На Кирилла хорошая погода — к сильным морозам.

А в мороз первое дело — выпить сбитня горячего.

Сбитни. Сбитни были известны на Руси издревле. Упоминание о сбитнях встречаются уже в летописях XII века. Само слово «сбитень» означает «крепкий напиток». В.И.Даля сбитнем называет горячий напиток из подожженного меда с пряностями.

В старину этот напиток готовили так: в кипящую воду, с растворенным в ней медом или патокой, добавляли по вкусу имбирь, кардамон, гвоздику, корицу, лавровый лист или мускатный орех либо их смесь. Сбитень на Руси пили по несколько раз в день, им торговали на улицах и в трактирах.

Особенно популярен был сбитень зимой, когда его разносили в медных чайниках-самоварах, укутанных в одеяла, чтобы не остыл.

Существовали и «сбитенные курени». Одну из таких куреней описал Н.В. Гоголь: «… внизу был лавочка… в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом таким же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черной, как смоль, бородой».

Сбитни бывают простые и заварные. Заварные сбитни готовят, сбраживая сусло из меда и патоки с различными приправами. При этом можно получить слабоалкогольные напитки, подобные меду и пиву. К сбитню подают пряники, пирожки, печенье, баранки. Сбитень можно было пить горячим и холодным.

Сбитень московский. 400 г меда, 1 г корицы, по 2 г гвоздики, хмеля и мускатного ореха, 1 л воды. Добавить в воду мед и патоку, вскипятить, положить пряности и поварить еще 5 минут. Затем дать настояться полчаса и процедить.

Сбитень новгородский. 100 г сахара, 150 г меда, 4 г гвоздики, 3 г корицы, лавровый лист, 2 чайные ложки сушеной мяты, 1,5 л воды. Мед развести в стакане воды, вскипятить и снять пену. Отдельно прокипятить сахар в стакане воды, смешать с медом и проварить на слабом огне, не допуская заметного кипения, чтобы часть воды выпарилась. В оставшейся воде варить пряности и травы в течение 10 минут, дать им настояться еще 10 минут и соединить с сиропом.

Сбитень суздальский. По 150 г меда и сахара, 15 г гвоздики, 15 г корицы, 15 граммов имбиря, 15 г кардамона, 2 лавровых листа, 1 л воды. Мед смешать с водой, прокипятить 20 минут, добавить пряности и варить еще 5 минут. Затем напиток процедить.

Сбитень псковский. По 1/2 стакана натурального меда и сахара, 15 г гвоздики, 15 г корицы, 15 г имбиря, 15 г кардамона, 2 лавровых листа, 1 л воды. Все компоненты положить в горячую воду и варить 15 минут на слабом огне.

Сбитень 1783 года. 50 г меда, 4 г корицы, 3 г гвоздики, 150 миллилитров сока брусники или клюквы, 1 л воды. Все компоненты положить в кипяток и кипятить полчаса, а затем, не давая остыть, процедить.

28 Февраля - ОНИСИМ ОВЧАР

В этот день овчары должны окликать звезды для обильного плодородия овец.

Вечером, когда появятся звезды, выходили за околицы и клали на все четыре стороны по три поклона. Овчар становился на руно и произносил следующие слова: «Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещеному; загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты загляни, звезда ясная, на двор к рабу такому-то. Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец у раба такого-то.

Как по поднебесью звездам несть числа, так бы у раба такого-то уродилось овец более того». После окликания хозяин приводил овчара к себе в избу, угощал его вином и наделял подарками.

Был также обычай исстари собирать в амбарах разные семена, выставлять их на три утренние зори на мороз и потом откладывать их к будущему посеву. Этот обычай, называемый семенное, производился с надеждой на обильный урожай.

Рукодельные женщины, оканчивая пряжу льна и конопель, отбирали первый моток, лучший из всей пряжи, и в этот день выставляли его на утреннюю зорю, с уверенностью, что вся пряжа будет бела, чиста и крепка. Этот обычай они называют: зорнить пряжу.

Н29 Февраля - КАСЬЯН ВИСОКОС

В русском народе Касьян честится именами неуважительными: Завистливый, Злопамятный, Немилостивый, Грозный, Скупой, Недоброжелательный. О нем говорят:

Касьян на народ — народу тяжело, Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет.

Касьян на что ни взглянет, все вянет.

Кассиан считается в народе строгим и недобрым. Это произошло оттого, что память его совершается 29 февраля, в високосный год. А високос­ные годы на Руси исстари считаются несчастливыми, ибо именно в них «прилучаются» всевозможные беды и несчастия: и скот падает, и дерево засыхает, и повальные болезни являются, и сельские раздоры заводятся. Говорили: «Худ приплод в високосный год», «Касьян все косой косит».

В народном календаре день Касьяна — самый страшный. Работы на Касьяна вообще часто прекращались, а крестьяне старались не выходить из избы, особенно до рассвета, а многие стремились не просыпаться до полудня.

О дне преподобного Касьяна в нашем народе говорят: «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года». «Касяьн зол на весь свет за то, что его память чтут редко».

«Касьян три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся».

Касьян в представлении народа считается «приставленным» на стражу ада, и Господь отпускает его на отдых на четвертый год; за отсутствием преподобного Касьяна стражники ада — 12 апостолов.

Касьяну, по мнению русского народа, подчинялись все ветры, которые рн держал на двадцати цепях, за двадцатью замками, но мог Касьян спустить смердящие ветры, дать им выйти на волю из впадин болотных и поглумиться на белом свете, наслать на людей и на скотину чуму да холеру.

Чума, или Моровая язва, русским народом представлялась в виде женщины огромного роста, с распущенными косами (простоволосая) и в белой одежде (саване). Она разъезжает по свету в повозке или заставляет како­го-нибудь человека носить себя по городам и селам. Своей костяной рукой она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или огненным плат­ком, вслед за взмахом которого все кругом вымирает.

По одному преданию ведьма, действовавшая так же губительно, как и моровая язва, в глухую полночь, являлась вся в белом, отворяла окна из­бы, просовывала руку с кропилом и начинала кропить в разные стороны, а к утру вся семья умирала.

Чума может оборачивается различными животными — кошкой, лошадью, коровой, птицей, даже куском пряжи. Где она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетают вороны или филин и, садясь на кровлю, криком своим предвещают беду. Во время чумы петухи хрипнут и замолкают, а собаки теряют способность лаять и только ворчать и с визгом бросаются на ужасную гостью.

По народному убеждению, собака одарена чрезвычайно тонким чутьем и острым зрением: она узнает присутствие нечистых духов, чует приближение чумы и смерти, кидается на них, как верный страж дома. Когда собака воет — это считается знаком, что она видит смерть. Отсюда возникли поверья, что чума боится собак, что у петухов она отымает голос и вырывает хвосты и что там где владычествует нечистая сила, зараза, уже не раздаются ни пение петухов, ни собачий лай.

В народной легенде о сотворении мира и о потопе сказано, что собака первоначально была создана голою, и что дьявол соблазнил ее, угрожая зимними морозами и обещая теплую шубу (т.е. шерсть). Собака подпустила дьявола к первозданному человеческому телу, а тот оплевал и охаркал его. Вот почему “шерсть у собаки поганая, и ее нельзя пускать в церковь”, между тем как кошку — можно.

Холеру на Руси представляли старухой с злобным, искаженным лицом. В Малороссии утверждали, что она носит красные сапоги, может ходить по воде, беспрестанно вздыхает и по ночам бегает по селу с возгласом: “Була бида, будет лыхо!” Где она остановится переночевать, в том доме не уцеле­ет в живых ни одного человека. В некоторых местностях Украины считали, что холера является из-за моря и что их три сестры, или брат и две сестры, одетые в белые саваны.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.