Страницы меню навигации

Professional Photo

Июль – Народный календарь

1 июля - ФЕДУЛ

Всем дням день, единственный и неповторимый. Все святые с Ярилой, языческим богом, мерятся, побороть не могут.

На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь стуит, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».

Исследователям фольклора до сих пор не удалось точно «идентифицировать» этого древнего бога.

Некоторые считают, что это не только бог солнца, но и славянский Эрос, бог любви и страсти. Другие считают, что это бог животворной силы природы: когда все растущее приходится в яр, то есть покрывается зеленью, начинает плодоносить, тогда и животные ярятся — стремятся произвести потомство.

На начало месяца в древней Руси приходились ярилины игрища. В позднее время к Ярилину дню приурочивали ярмарки и гостьбу родичей. Праздник сопровождался кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем.

Федул на двор заглянул — пора серпы зубрить, к жатве готовится загодя.

В этот день солнце замедляет ход полдень, птица замирает, земные беды отступают, и дыры земли видны.

Многое можно в них увидеть,

Например, если заплести именно в полдень крепкие (не первого года) ветки у березы в лесу, то сквозь них с крутого берега реки увидишь своих близких, о ком давно не имел весточки. С этого дня меняли сено-солому в постелях. Набивали матрасы свежескошенной и высушенной травой.

Отправлялись на покосы. Вечером у костров народ веселился, песни пел, молодежь хороводы водила, травы душистые, чаи лечебные заваривали.

2 июля - ЗОСИМА ПЧЕЛЬНИК

В русском народной календаре Зосим несколько, но все они связаны с разными приметами и обрядами пчеловодов. Так, на июльского Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать, поэтому пчельники старались попусту их не беспокоить, но случайно оказавшись возле улья, произносили заговор: «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся — медок неси!».

Были у пчеляков и другие суеверные обычаи, наиболее характерными из которых являются следующие:

Развешивание вокруг пчельника на кольях изгороди лошадиных и других черепов «от сглаза».

Помещение под крышками ульев гнезд синиц-ремезов, которые в старые годы специально даже продавались для этой цели на Нижегородской ярмарке. Окуривание пчел дымом этих гнезд спасает будто бы пчел от лихого глаза, да и пчелы от этого дыма лучше роятся.

Размещение на пчельнике вместе с заселенными ульями пустых ульев для того, чтобы никто, кроме пчеловода не знал, сколько на пчельнике ульев с пчелами, потому что считать пчел нельзя — переведутся.

Закапывание в землю в виде жертв духу, покровительствующему пчеловодству, так называемому Нешке Пасу, летом первых самых лучших роев, а осенью после подрезки меда кувшинов с медовухой.

О пчелах в русском народе говорят:

Для пчелы всякий урок легок.

И пчелка летит на красный цветок.

Корми меня до Ивана (Иванова дня), сделаю из тебя пана.

Медведю пчелы пиво в борти варят.

Ни пчелы без жала, ни розы без шипов.

Скупые, ровно как пчелы: мед собирают, а сами умирают.

Цветы для пчел — пчелы для цветов.

Человек от пчелы всякой премудрости поучается.

Что пчел разорить — что человека убить.

Без Бога не до порога, а без Зосимы-Савватия не до улья.

В этот день говорили: «На тебя навет, а Иов Праведный скажет — нет».

Верили, что в этот день, по молитву святому Иову, могут быть сняты с невинно и неправедно обиженных и обвиненных все наговоры.

3 июля - МЕФОДИЙ ПЕРЕПЕЛЯТНИК

К этому дню поспевают хлеба, в которых «заводится» много перепелок, поэтому с этого дня у охотников начинается пора легкой охоты на перепелов. По их замечаниям, если над озимым хлебом носится паутина, летает мошкара, то где-то рядом затаились перепела. Где слышнее всего перепелиный свист, всегда менее всего можно ожидать успеха.. Каждый охотник на Мефодия старается для будущего счастья непременно в этот день поймать хоть одну птичку.

На Мефодия дождь — идти ему еще сорок дней.

Белого перепела увидеть — на счастье, а уж поймать — всю жизнь удачу за хвост держать будешь.

4 июля - УЛЬЯНОВ ДЕНЬ

Такие поговорки сложились в русском народу из-за старинной легенды о встрече несбыточной. В этот день в стародавние времена ходил Ульян по лугам и полям, свою Ульяну звал, а Ульяна сидела на берегу реки и на воду бегущую смотрела Только к вечеру опомнилась Ульяна, побежала на луг — а Ульян уж к реке другой тропкой пошел. Так и не встретились Ульян с Ульяной.

В эти дни собирались цветы липы.

Липа. Как и многим растениям и деревьям, липе приписывают способность избавлять от сглаза. Если липа возле дома засохла — к плохим переменам в доме и семье. Тот же, кто липу срубит, в лесу непременно заблудится.

Липовый цвет зарекомендовал себя как потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, бактерицидное средства. Применяется внутрь в виде горячего настоя (две столовые ложки цвета на стакан кипятка) по 2—3 стакана в день при лихорадочных и простудных заболеваниях, при воспалении почек и мочевого пузыря, спазмах желудка, неврозах, других заболеваниях.

В народной медицине липовый цвет — надежное старинное средство от простуды и кашля, при головной боли голову обкладывают листьями липы.

Порошок из листьев и зерен останавливает кровотечение. Измельченные свежие почки или свежие листья применяют как мягчительное средство при ожогах, маститах и других недугах. Сок липы способствует укреплению волос.

Из цветов делают ароматические ванны, при вялой коже — компресы. Эффективна потогонная смесь: цветы липы, коровяка, бузины черной (5:2:3) Такую смесь запаривают двумя стаканами кипятка и пьют горячей.

Чай из липового цвета и меда. 20 г. сушеных цветков липы залить стакан кипятка, дать настояться 10 минут, процедить и добавить мед. Чай также рекомендуется при простудах и гриппе.

5 июля - ЕВСЕВИЙ

Если накануне Ульян не нашел свой Ульяну, то теперь уж она сама пошла его искать — и нашла. Это день встреч.

Кроме того на Евсевия наблюдали за погодой и примечали: если идет дождь, то будет хороший урожай хлеба.

6 июля - АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА

Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней «Петры-Павлы» сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

С Аграфены начинают купаться, «закупываются». В этот день в некоторых местах бывают общие купанья, сопровождаемые песнями. Особенно радовались купанию дети: пытаясь столкнуть один другого в воду, выкрикивали:

С плота долой,

Катись бородой!

В воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:

Пройду бобром —

По воде плавком,

Трижды окунусь —

Словно белый гусь.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях.

Архангелогородцы, жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежею травою, «и девушки парятся свежими вениками, связанными из целебных трав». В Тверской губ. парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными.

Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые, на Вологодчине предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку разных сортов.

Крестьяне, для предохранения себя от ведьм, кладут в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов — молодое осиновое дерево, вырванное непременно вместе с корнем.

По убеждению народа, в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

Девушки Онежского уезда Архангельской губернии выходили искать «ивановский борщ» — растение, имеющее, по их мнению, большую целительную силу. Девушки отправлялись целыми компаниями, в сопровождении парней. Поиски сопровождались играми и возней, так что травы подвергались значительному вытаптыванию.

Белую кувшинку называют кое-где «одолень-травой», ее собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей.

Ночью, до восхода солнца, рвали цветы Иван-да-Марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

В ночь с Аграфены на Ивана, «до восхода солнца, чтобы никто тебя не видел, рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет — от брюха, тошноты и прочее. Если увидят тебя за этим делом — уголь уйдет в землю».

7 июля - ИВАН КУПАЛО

Дохристианский русский праздник Купала совершался в самое время летнего солнцестояния, когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. На этом основании предки наши считали даже церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи собственно началом лета.

В северо-западной Руси 24 июня поселяне имели обычай приносить в церковь к обедне для освящения огромные венки и пуки зелени, и все это потом употребляется против наваждения нечистой силы, против переполоху и т. п. В Малороссии праздник Рождества Иоанна Предтечи называется в народе попросту Иваном Гулящим, как видно оттого, что день этот исстари проводится с разного рода народными удовольствиями, забавами и развлечениями.

Народное празднество, справляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева майского и погружение его в воду, сбор трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.

Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малороссии и Белоруссии. Купальский огонь часть добывали при трении из дерева и называли его: живым, лесным, царем огней, лекарственным.

В этот же день купаются в озерах и реках, а после купания людей купают там и лошадей хворых. В день Ивана-купалы от купанья проходили решительно все болезни, только купаться надо между утреней и обедней. В некоторых местах существовало даже убеждение: кто в Иван-купалу не станет купаться, тот колдун.

Символом праздника Купалы стал цветок иван-да-марья. Сочетая в себе желтое и голубое, цветок как бы отражал купальское значение огня и воды, столь широко используемых во время праздника. В купальских обрядах переплетались мифологические представления и о дающем жизнь мужском начале и о вынашивающем жизнь женском начале. Праздник «макушки лета», наивысшего расцвета природных сил стал и апофеозом человеческой любви, потому и иван-да-марья стал воплощением сильной любовной страсти. Даря его, признавались в любви. Но легенды о возникновении цветка говорят о другой любви — преступной. По одной из них, брат и сестра не ведали о своем родстве и вступили в брак. За грех кровосмешения они были превращены богами в цветок, но не расстались и после смерти. Подругой легенде — брат и сестра сами превратились в цветок, только чтобы не терять друг друга. По третьей — брат убил сестру, соблазнившую его, а она перед смертью попросила посадить на ее могиле цветок — это и был иван-да-марья.

В ночь на Ивана-купалу смачивали росой скатерть, воду выжимали в бутылку и мазали этой водой глаза. Так лечили все глазные болезни.

Умоешься купальской росой — будешь здоров и счастлив весь год.

В Ивановы ночь небо звездное — будет много грибов.

В муравьиных кочках отыскивали целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивали земляной уголь, исцеляющий черную немочь и падучую болезнь.

В Малороссии сбирали голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав свивают купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.

Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах. Ведьмы собираются на лысой Киевской горе: этот день их, ведунов, колдунов, домовых, водяных, русалок, леших. Белорусы из предосторожности запирали в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору. Малороссы для защиты от ведьм вешали на окнах и порогах дверей жгучую крапиву.

Великороссы думали, что с этой ночи появляются светлячки — ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорили: «Иванушка, Иванушка! Полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненько».

Наши огородники по обильной ивановской росе угадывали о большом урожае огурцов.

Иванов день пришел, траву собирать пошел.

На Ивана Купала кого побьют (на игрищах), пиши пропало.

Просите, детки, дождя до Ивана, а после Ивана и сам я упрошу.

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).

Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке.

Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы грешные умолим.

После Ивана не надо жупана.

На Иванову ночь звездно — много грибов будет. На Ивана Купала появляются светляки. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов.

Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала и им открывают клады. Вот как о таком цветке рассказывается в одной быличке:

«Жил в одном городе богатый трактирщик, у которого было много служащих, или как их звали на Руси раньше — половых. Однажды половые разговорились между собой о том, как можно сделаться богатым и знатным. Один и говорит:

— Я знаю средство сделаться богатым.

Что же ты не испытаешь его, коли знаешь? — спрашивают его товарищи.

Бойсь, опасно.

Тогда расскажи нам, как же это можно разбогатеть.

Нужно, достать Иванов цвет, цветок папоротника, который расцветает только в ночь на Иванов день. Кто этот цветок добудет, от того никакой клад не укроется и он может все сделать, что захочет.

Ладно, попробуем! — сказал один из половых по имени Сидорка.

И вот, когда настал канун Иванова дня, поздно вечером Сидорка отправился в лес к зарослям папоротника. В полночь он увидел, что на одном кусте папоротника расцвел цветок. Сидорка сорвал его и побежал домой. И вдруг видит он большой огненный шар, и катится тот шар ему прямо под ноги. Сидорка понял, что это дьявольское наваждение и закричал: «Чур меня!» Шар тотчас же пропал.

Пошел Сидорка дальше! Долго шел, наконец, увидал вдали огонек. Пошел на огонек и подошел к избушке. Заглянул в нее и видит: на печи лежит старый-престарый старик. И говорит ему старик:

— Тебе одному не справиться с Ивановым цветком, я тебе помогу в этом.

Слез старик с печки, взял ножик и разрезал у Сидорки на ладони кожу, всунул под нее цветок и в ту же минуту зарастил рану. Потом взял со стены суму, подал ему и сказал:

— Твой родной город, как тебе известно, окружили войска врага. Ты

можешь освободить его. Стоит только сказать: «Ранец, ранец, задай врагам танец!», как появятся у тебя помощники. Когда же захочешь, чтобы все прекратилось, то скажи: «Ребята в суму!»

Только, что это вымолвил старик, как Сидорка очутился у города. Город действительно был окружен неприятелем.

Увидав врагов, Сидорка закричал: «Ранец, ранец, задай врагам танец!» И вылезло из ранца войска видимо-невидимо, напало оно на врагов у прогнало их от города. После этого Сидорка был встречен царем с большим почетом, произведен в фельдмаршалы и находился при царе до самой его смерти».

Заговор об отыскании кладов. «На горе стоит на высокой монастырь мал-малешенек, во том монастыре сила Божия, по горам слышен благовест, а ударят в колокол в первый раз — все приставники упадут на нутро земли, а ударят во второй раз — обнажатся сокровищи, а ударят в третий раз — кому Бог благословит, тому достанутся. А монастырь тот — святого Саввы священнаго, ему и молебен служить, подобно, как пойдешь поклажи рыть».

Травы собирались при соблюдении определенных обрядов. По словам знахариц, травы должно рвать на Ивана Купала, между заутренней и обедней, совсем нагому, какой человек родится; и не бояться ничего, что можно при том увидеть: “Чертям не больно любо, как рвут травы”. А как станешь рвать, то надо прежде попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого снадобья; надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи:

Гой, земля ecuсырая,

Земля матерая.

Матерь нам ecuродная,

Всех ecuнас породила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий ecuнародила И злак всякой напоила, Польгой’ беса отгоняти, И в болезнях отгоняти! Повели с себя урвати Разных снадобьев, угодьев Ради польги на живот!

Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.

Различные травы имеют различные силы, — одна помогает против одной какой-нибудь болезни, другие против нескольких, как, например “лук — от семи недуг”, есть даже трава “сорокаприточник” (борец, аконит), т. е. помогающая от сорока приток (болезней).

Еще замечательна трава “плакун”, которая не только “врачует болезни глаза и прогоняет из человека поселившихся в него бесов, но и сообщает целебные силы другим травам. Один старинный лечебник советует: “пойдешь травы рыть имей при себе (корень плакун-травы), а когда не имеешь сего корня, то хоть опосле приложи ко оному корню, то будит всякая трава иметь свою силу”.

О том, каким образом люди познакомились с целебными свойствами растений, существует много любопытных поверий.

Народ убежден, что некоторым знахарям и чародеям травы сами повествуют о своих целебных свойствах. Употреблению многих трав научили людей звери, обладающие даром знания их целебных свойств.

Интересная легенда, записанная в Яренске, Вологодской губернии, приводится доктором Демичем, в его статье “Легенды и поверья в русской народной медицине”:

“Барин некий ходил в лес, собирал там змей, что с короной на голове, а дома приказывал слуге приготовлять себе из них пищу. Змеи имели такое свойство, что поевши их, человек начал понимать разговор огня с огнем,

травы с травой, и барин подслушивал в лесу таинственный разговор трав и записывал, какая трава от какой болезни полезна. От него и пошли все травники, цветники и стали потом знать пользу трав”.

Способность понимать говор трав может быть получена еще и от употребления змеиного мяса, и от другой недозволенной православным христианам пищи. В одной украинской сказке говорится про крымского пленника, казака Вакулу, что он, поевши у татар “запрещенной пищи”, начал понимать разговор трав:

Кану пер говорит: я от запоя,

Полынь кричит: а я от лихорадки,

Любисток уверяет, что ему известны тайны

девичьих сердец;

Переступень кричит: я от надрыва,

Бодяг — от ран, исоп от зуда в горле,

Сорочье мыло — от морщин, веснушек.

Но для знания целебных растений нет необходимости быть чародеем и ведаться с нечистой силой, или есть такие непотребные вещи, как змеиное мясо. Выше говорилось, что большинство трав собирается с молитвами и даже освящается в церкви — потому, что целебные травы “указаны нам самим Богом”. Указания на целебные свойства растений, по мнению сведующих в «зелейном деле» лиц, заключаются уже в самих названиях трав, затем во внешнем их виде, — в цвете, форме листьев, корней, в их запахе. На основании этих признаков применяется масса различных растений в народной медицине.

Таким образом, трава горлянка употребляется в Казанской губернии против воспаления горла.

Чистотел (Chelidonium majus) применяется повсеместно в России для лечения бородавок; в Харьковской и Курской губернии в отваре этой травы купают детей, страдающих различными кожными болезнями и пятнами на теле.

Живокость в Поволжье считается средством способствующим срастанию костей.

Травой “Сон Пресвятой Богородицы” (Dianthus deltoides) поят детей, когда они плохо спят.

На Украине от бессонницы у детей — плаксивцы или соняшницы, — дают соняшник (подсолнечник). В Черниговской губернии применяли в аналогичных случаях окуривание из сон-травы (Anemona Pulsatilla L.).

Кровохлебка, в изобилии растущая на русских лугах, применяется в народе как кровоостанавливающее средство, при кровохаркании и кровавой рвоте.

Трава царские очи излечивает глазные болезни, так же действует и трава плакун. Про царские кудри в одном из старинных травников сказано: “Пригодно у кого нет на голове волос парить травой — будут волосы тонки, гладки”.

Трава-Горе пригодна от тоски и похмелья.

Против грыж употребляется ряд растений, известных под названиями грыжной травы и грыжника.

Корень подлесника (Asarum europacum L.) называется также золотушной травкой и употребляется во многих местностях против золотухи. В Сибири то же растение называется тайнишной травкой, по употреблению от “тайника” (родимца).

В Воронежской губернии растение Phlomis tuberosa L., называется младенческой травой, по употреблено ее на ванны для детей от “младенческой” (сухотки).

Настой корней глистовника (Solanum dulcamara L.) дают от глистов.

В одном из старинных лечебников рекомендуется: “Еще кто кровию мочится — подвязать под всю поясницу и под вздухи подушку или мешок с красными и розовыми цветами”. Очевидно, применение здесь красных цветов имеет такое же “симпатическое” отношение к кровавому цвету мочи, как, например, назначение красного сукна при роже — к красному цвету воспаленной кожи.

Русские люди верили, что растения, имеющие красные цветы или дающие красный настой, помогают от кровотечений, кровавого поноса, геморроя; желтые цветы помогают от желчи; белые — от белей и т. п.

Чернобыль (Artemisia vulgaris), которой лечатся от всех женских недугов, применяется с уверенностью, что зеленостебельный экземпляр останавливает регулы, а красностебельный — открывает задержанные.

Тысячелистник (Achillea millefolium L.), имеющей, как известно, белые и розовые цветы, употребляется для лечения “красной грыжи” (маточных кровотечений) красноцветный, а при “белой грыже” (белях) — белоцветный.

“Ячмень” на веках простой народ лечит таким образом: обводят его трижды ячменным зерном, каждый раз слегка укалывая ячмень и произнося заговор.

Ятрышник (Orchis L.), похожий своими корневыми шишками на семянные железы, издавна считается возбуждающим половые органы средством.

8 июля - ИВАН

Святым Петру и Февронии молятся о благополучии в семье и о благословении на вступающих в брак. Их день считается днем влюбленных — прекрасная альтернатива западному Валентинову дню. Если купец или продавец работал на Петра и Февронию в лавке бок о бок с женой, это приносило ему счастье в семье и достаток в доме. День считался счастливым для любви. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней. Говорят: «После Ивана не надо жупана».

Коли в этот день идет дождь, то будет хороший урожай меда.

Наступает время большого сенокоса. Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо.

Свиньи и мыши сено едят — к худому покосу.

Рассада пьет поливку — сухой сенокос, а не вбирает — мокрый.

Много в поле кашки (Millefolium) — быть сеногною.

Этот день также называют Февронией-русальницей. С этого дня русалки начинают водить хороводы. Надо быть особо внимательным при купании, а не то русалка затянет в водоворот — круг, — на дно утащит. В речную воду вступать надо, перескрестившись.

Колдуны в этот день выжимают сок из собранной накануне тирличтравы, который наводит злые чары и дает молодость.

9 июля - ДАВИД ЗЕМЛЯНИЧНИК

Как видно из названия дня, с этого времени начинают собирать землянику.

Говорили: «Первую ягоду в рот кладут. А вторую землянику в дом несут», «Земляника-ягода заспевает, красных девок в лес зазывает», «Собирай по ягодке, принесешь кузовок».

В народной медицине земляника очень популярна. Обычно делают отвар всего растения, собранного во время цветения, но собирают землянику все лето. Пьют отвар как чай, горячим и холодным, когда хочется пить, при простудах, высокой температуре. При заболеваниях сердца, почек, печени..

Пчельники твердо уверены, что тогда же пчелы вылетают из ульев за медовым сбором.

10 июля - САМСОН СЕНОГНОЙ

Если на день святого Самсона будет дождь, то все лето будет мокрое до бабьего лета.

Угодник этот в русском народе слывет под названием Сеногноя, так как, по наблюдениям крестьян, в это время часто бывают дожди, весьма неблагоприятные при сушке сена. Если же на Самсона вёдро — семь недель хорошая погода стоять будет.

Идет подготовка к сенокосу, и второй раз распахивают поля, оставленные на пар.

В Тобольске приводят в этот день лошадей к церкви Рождества Богородицы, служат молебны и после кропят лошадей святой водой.

11 июля - КРАПИВНОЕ ЗАГОВЕНЬЕ

Это канун Петрова дня. Поэтому в ночь с этого дня на Петровки молодежь спать не ложилась, а веселилась до утра.

Кроме того, этот день называли еще Крапивным заговением, потому что приходит крапиве срок терять свою лечебную силу. Последние щи из молодой крапивы, из стеблей ее недельных надо успеть сварить.

Крапиве славяне приписывали и магические свойства. Она была прекрасным средством от дурного глаза. Для этого нужно было сжечь семена крапивы на угольях и дым пускать по дому.

12 июля - ПЕТРЫ-ПАВЛЫ

Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла исстари известен в народе под именем Петрова дня и в былое время имел большое значение в быту наших предков как один из важнейших дней в религиозном, юридическом и хозяйственном отношениях.

Днем памяти апостолов Петра и Павла часто заканчивается Петров пост, или попросту Петровки, а потому в старину он назывался Петрово говение.

В старину Петров день был сроком судов и взносов дани и пошлин. Известна еще Петровская дань, в которой «тянули попы».

По «зазывным» грамотам приезжали в Москву на суд. Петровские торги, известные с XVI века, проходили практически во всех крупных селах и городах..

На Петров день бывали обетные угощения. Родственники приезжали на такие пирушки даже из самых отдаленных мест

В некоторых местах тещи приносили почетный сыр своим зятьям во второй год бракосочетания, а зять угощал тещу при всем честном народе. В степных селениях бывало в этот день проведывание крестников. Кумы приносили своим крестникам пшеничные пироги.

Петровские гулянья бывали по во всей России с песнями, хороводами и качелями.

В Петров день умываются водицей из трех ключей-родников.

В этот день был праздник солнца. Крестьяне выходили на рассвете, посмотреть, как солнце будет «играть радугой» на небе. Они собирались на пригорки, раскладывали костры и в ожидании солнца проводили ночь в играх и песнях. Едва начинает восходить солнце, все испускают радостные клики. Старики наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется; то взойдет вверх, то опустится вниз; то заблещет разными цветами — голубым, розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят.

Молодые поют песню:

Ой, ладо! Ой, ладо!

На кургане соловей гнездо завивает,

А иволга развивает.

Хоть ты вей, не вей, соловей,

Не быть твоему гнезду совитому,

Не быть твоим детям вывожатым,

Не летать им по дубраве,

Не клевать им яровой пшеницу.

Ой, ладо! Ой, ладо!

Апостол Петр считается в народе покровителем рыбного промысла и потому нередко прямо называется Рыболовом. Такое верование особенно сильно было между рыбаками, и потому они часто обращались за помощью к этому святому апостолу. Приходилось ли закидывать сети, застигнет ли на воде буря, не удастся ли рыбный лов — рыбаки всегда молились апостолу Петру.

В иных случаях они даже складывались на большую восковую свечу и ставили ее пред образом «ловца рыб» — апостола Петра. Сама Церковь тоже считает приличной и уместной молитву апостолу Петру как покровителю рыбного промысла.

Идущий на рыбалку бывалый рыбак никогда не скажет, куда он идет, так как водяной любит секреты и уважает людей, умеющих хранить тайны..

Верили, что в ночь на 12 июля найдет цветущий петров-крест да корень вырвет, то корень этот и от напасти избавит, и приведет к заклятому кладу, и покажет тот клад, и поможет из земли достать.

Некоторые крестьяне считают большим грехом косить траву до Петрова дня и убеждены, что скосивший ее до этого срока бывает наказан Богом какой-нибудь болезнью и ему «никакое лекарство травное не поможет».

В этот день девки гадали. Собирали 12 трав с 12 полей, клали их на ночь под подушку и говорили: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и на меня погляди». Верили, что ночью должен присниться суженый.

Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то и зима ляжет за неделю или две до Рождественского заговенья (27 ноября), если же кукушка продолжает куковать еще одну или две недели после Петровок, то и зима ляжет через столько же времени после заговенья.

С Петрова дня красное лето, зеленый покос.

В Петра зарница хлеб зорит.

С Петрова дня в поле пожня (покос).

Прошла Петровка — опало по листу, прошел Илья — опало два.

Соловьи поют до Петра, а кукушка кукует,

Петровка — голодовка.

Если на Петров день пойдет дождь, то сенокосы будут мокрые.

На Петров день и солнышко играет.

Женское лето по Петров день.

С Петрова дни и барашка в лоб.

Петр и Павел два часа прибавил.

У мужика то и праздник, что Петров день.

Строй косы и серпы к Петрову дню, так будешь мужик.

Не хвались, баба, что зелен луг, а смотри, каков Петров день.

Далеко кулику до Петрова дня.

Худое (шелудивое) порося и в петровки зябнет.

На святого Петра дождь — жито как хвощ (западн.).

На святого Петра дождь — урожай не худой, два дождя — хороший; три — богатый.

Если просо в Петров день с ложку, то будет его на ложку.

Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой).

На Петра девки крестят кукушку (кумятся за яичницей в лесу).

Петров день — проводы весны.

Мясоеде постом побранился (если 29 июня придется в среду или в пятницу).

До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до Спаса (16 августа) засеять.

Петр и Павел жару прибавил.

На Петров день — колос, на Ильин — колоб.

Если после Петрова дня соловей поет больше 4 дней, то зима начнется после Покрова (14 октября) спустя 4 недели.

13 июля - ПРОВОДЫ ВЕСНЫ

В этот день устраивают проводы весны. Крестьяне, собираясь на покос, одевались в лучшее платье и веселились весь вечер. В некоторых губерниях делали соломенную куклу, обряжала ее в кумачовый сарафан, на голову надевали кокошнике цветами, на шею — ожерелье. Эту куклу носили по селу с песнями и потом, раздетую, бросают в реку.

В этот день была последняя окличка весны. Поселяне на солнечном закате выходили на пригорки водить хороводы и петь песни: «Весна красна, ты когда, когда пришла, когда проехала». Потом садились в кружки, обмениваются яйцами, окрашенными в желтую краску, пили брагу. В некоторых селениях вечером угощали пастухов яичницами.

Яйца выпускные, под соусом. Поставить на плиту небольшую кастрюльку с водой, влить в нее 1 стакан уксуса, соли, вскипятить, выпустить 12 яиц, выпуская не более 4 штук за раз; бить яйца осторожно над самой водой, кипятить под крышкою 3 минуты, потом выбрать их осторожно дуршлаговой ложкой на блюдо, облить 2 ложками масла или следующим соусом: 1 ложку масла, 1 ложку муки поджарить, мешая, развести 2 стаканами бульона, влить немного уксусу или лимонного соку; чтобы соус был темного цвета, растопить 1 кусок сахара или 1,2 чайной ложки сахарного песка, положить соли, перцу, прокипятить все вместе, облить на блюде яйца.

Яичница с молоком и зеленым луком. На поллитра цельного молока или сливок взять 4 свежих яйца, кусочек масла, пол-ложечки соли и горсть изрубленного зеленого лука, вбить яйца в сливки, поставить в кастрюльке на плиту, мешая; как только начнет густеть и делаться кусочками, подавать сразу.

Яичница с черным хлебом и ветчиной. Распустив на сковороде 1 — 2 ложки масла, слегка поджарить в нем, тоненькими ломтиками, нарезан­ный черный хлеб, 100 г ветчины и зеленого лука, влить 1 ложку уксуса.

Когда поджарятся, вбить, по одному 4 — 6 свежих яиц, посолить. Как только яйца начнут густеть, подавать, посыпав немного просеянным, простым перцем.

Яичница глазунья. 50 г сливочного масла распустить на сковороде, подлить ложку воды с ложкой уксуса, посолить, разбить на сковороду 6 — 12 яиц. Как только яйца начнут густеть, подавать.

Яичница с селедкой или с сардельками. Очищенные от костей 1 — 2 селедки или 10 сарделек мелко изрубить, смешать с 9 — 12 яйцами, влить на горячую сковородку, на которой распустить сначала сливочное масло.

14 июля - КУЗЬМА И ДЕМЬЯН

Выходят с этого дня на покосы. Говорят: «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут».

Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли.

Огородники начинают полоть гряды и вырывать так называемые «корневые овощи» для продажи.

Летние Кузминики — праздник женский. В этот день устраивали женские сборные пиры — братчины, готовили растительную пищу, пили пиво. Девушки варили кашу-сыпчину, «сборную» общую кашу, на которую каждый приносил что мог: кто муку, кто зерно, кто сахар, кто соль.

Идет сбор малины и крыжовника. Из них варят варенье — и не только. С крыжовником на Руси, например, делали цыплят.

Цыплята с крыжовником. Трех цыплят разрезать на части, сварить с кореньями; 1 стакан незрелого крыжовника залить 2 стаканами этого бульона, положить 5-6 кусков сахара, тушить под крышкой, до готовности, но чтобы крыжовник не разварился.

Распустить 1/2 ложки сливочного масла, всыпать ложку муки, развести 3 стаканами бульона, прокипятить, положить крыжовник и цыплят, раз вскипятить, сложить на блюдо.

Сваренных же цыплят можно обвалять в 1 яйце и сухарях, поджарить слегка в ложке масла и тогда облить соусом, в который можно прибавить рюмку столового вина.

15 июля - БЕРЕГИНЯ

В западных губерниях России этот праздник известен под именем «дня Петровой Матки», и, несмотря на пору косьбы, крестьяне в этот день не отваживаются работать.

Этот день также считался днем Берегини, которая была великой богиней, матерью всех духов и богатства на славянской земле. Почитали ее в народе в виде белостволой березы.

Славяне были убеждены, что береза охраняет людей и их жилища от козней нечистой силы и потому часто сажали ее у своих домов. Существовал даже особый праздник березы, который после принятия христианства превратился в Семик.

Девушки в древности гадали на березе. Для этого нужно было взять березовую веточку и положить его тайно на порог того человека, любви которого добиваешься. Как только предмет страсти переступал порог, а заодно и березовую веточку, следовало немедленно взять прутик и положить в сухое и жаркое место, приговаривая: «Да сохнешь (имярек) от любви к (имярек), как сохнет этот прут». Заговор надо было произнести трижды.

16 июля - МОКИЙ И ДЕМИД

Этот день считался в русском народе несчастливым, поэтому на Мокия лучше не начинать новых дел и вообще следует быть острожным.

Мокий и Демид в поле стоят

Мокий землю мочит, а Демид — на стогу стоит.

Мокий поля орошает, а Демид с сеном убрать поспешает.

Еще этот день называли Стожары, или Сажар.

По мнению поселян, звезды на небе — это ангелы Божий, которые отворяют окошки своих светлых домиков для покровительства сельским работам. Замечательны названия, даваемые ими звездам и относящиеся к ним поверья. Представления эти основаны на Священном Писании, где утренние звезды, по мнению митрополита Филарета, означают при сотворении мира светлых духов невидимого мира.

Стожары — это созвездие Плеяд, Медведица. Появление сего созвездия предвещает звероловам счастливый поиск. Не видя его, они ни за что не решатся быть в лесу за охотой. Поэтому говорят: «Коли звездисто идей».

Есть народные названия и у других созвездий. Так, Орионов пояс называют Кичагами. Млечный путь, говорят крестьяне Тульской губернии, был дорогой татарам на святую Русь: он идет будто бы на Москву прямо от железных гор, где были заключены татары, между тем как путь от Орды до Москвы назывался Камаринской дорогой. Близ Тулы есть Камаринский брод, чрез который подходили татары к сему городу. Богатырь Кудеяер, «путеводитель» татар по Тульской, Рязанской, Калужской и Орловской губерниям, оставил по себе памятники на Камаринской дороге — курганы: он был из Белевских боярских детей, и в Белевском уезде было селение Кудеяровка, принадлежащее Минину.

17 июля - АНДРЕИ-НАЛИВЫ

Замечают, что с этого дня озимые наливаются. Тогда говорят: «Озимы в наливах дошли». Выпадавший в этот день дождь называли андреевским.

В этот день чтили овес. Говорили, что теперь «батюшка овес до половины урос».

Озимы в наливах, а греча на всходе.

На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос.

Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет.

18 июля - МЕСЯЦЕВ ПРАЗДНИК

Вечером выходят смотреть на играние месяца. Если месяц при восходе своем виден, то он будто кажется перебегающим с места на место или изменяет свой цвет и прячется за облака. Все это, по верованиям народа, происходит оттого, что у месяца бывает свой праздник. Играние месяца обещает хорошие урожаи.

Глядеть, как месяц играет, — силы копить.

19 июля - СЫСОЙ

Праздников Еремея в году было семь, и они обычно совпадали с началом каких-либо полевых работ. Поэтому в народе говорили: «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать и когда в скирды убирать». Считали, что в этот день непременно нужно окончить посев.

Сысой — ходи по росе босой. В этот день роса дает и птице, и зверю, и человеку силы и здоровье. Туманы, что посылает Сысой, напитывают природу живительной влагой, силы растениям дают.

На Сысоя и роса звенит, коли под косу летит.

От Сысоевых зовов роса силу берет, колос наливается.

Хлеб подминается худой — не намолен Сысой.

20 июля - АВДОТЬЯ СЕНОГНОЙКА

Если на Авдотью дожди, то продлятся они несколько недель. Если пойдет дождь, то сгноит все неубранное в копны сено.

В этот день говорят: «Фома серпы ладит»— начинается жатва. По старому обычаи в поле шли с песнями, а серпы несли завернутыми в полотенце. В поле вязали первый сноп, обвязывали его полотенцем, в котором серп несли, и посвящали его Фоме. Потом торжественно несли сноп в церковь и освящали его там.

Кроме того, существовали особые заговоры и гадания в этот день.

При наступлении ржаной жатвы, каждая женщина, являющаяся в первый раз с серпом на полосу, сжинала первую горсть ржи и делала из нее себе пояс и, опоясавшись им, говорила: «Как матушка рожь стала год, да не устала, так моя спинушка жать бы не устала». После третьего нажатого снопа жница снимает пояс. По окончании ржаной жатвы, после обеда или ужина, бабы катались по жниве, говоря: «Жнива ты, жнива, подай мой силу на овсяную жнитву!»

По окончании ржаной жатвы, жнеи ложились на жатву, на полосе, и несколько раз перекатывались на ней, говоря:

Жнива ты, жнива, Дай ко мне силы, На овсяную жнитву.

Перекатывание избегали делать при посторонних.

Когда кончалась овсяная жатва, и на одном загоне (части полосы) оставалось немного овса, то все члены одной семьи или их наемные работники, «сделав» из себя круг, поджинали остальной овес со всех сторон и в самом центре сжатого таким образом круга оставляли на полосе около горсти овса несжатого, говоря: «Флор да Лавер, приходите коня кормить».

Один сноп овса уносился с полосы в деревню и ставился в передний угол избы, а после обеда или ужина, смотря по окончанию жатвы, этим снопом выгоняли мух из избы, говоря: «Мухи вы, мухи, ступайте вы вон; мы работу свой кончили, простору нам давайте и волю».

Тем же снопом в день Покрова Богородицы кормили лошадей, коров, овец и других домашних животных, дабы они лучше ели весь приготовленный для них на зиму корм.

При “сожинках” овса жнецы и жнеи оставляли в одном месте на полосе несколько волотей (небольшой, в несколько стеблей, несжатый участок) сжатыми и говорят к им: «Флор да Лавр, приходите коня кормить!» или же: «Илье пророку бородка!»

После жатвы бросали в землю серпы. Если серп воткнется, это предвещает смерть того человека, на которого гадают.

21 июля - ПРОКОПИЙ ЖНЕЦ

В этот день Церковь празднует память мученика Прокопия, который известен в народе под именем Жатвенника, так как со дня его памяти жнут рожь. Во многих местах, приступая к жатве, хозяева служат молебен Прокопию, а затем устраивают мирские угощения, убивая баранов, после чего приступают к началу самого жнива.

Прокопий — начало самой сильной жары.

Заговор, чтобы не уставала спина во время жатвы. «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Как ты, матушка рожь целый год шаталася, скудалася, так бы и мне, рабу Божию (имя), жать, да не скудаться». Заговор употребляется ежегодно, при начале жатвы.

В поле жницам досаждали мухи и осы, и, чтобы их отогнать говорили следующий заговор.

Заговор, чтобы не жалили осы. «Осы, осы, железные носы, не жгите меня, а вам, отец, дам пирога конец».

Есть поверье, что в этот день является сама собой камаха — краскачервец. В народе думали, что камаха заносится ветрами на поля из теплых стран, свивается в клубок и первому счастливцу, который ей встретится, подкатывается под ноги. Находка камахи предвещает благополучие на це­ый год. В старину бывали страстные охотники отыскивать камаху. Неудачные искатели говорили, что она достается тем только, кому написано на роду такое счастье. В народе говорят: «В день Казанский камаха лежит в одном месте клубков». Или: «Вдень Казанской весь червецсобирается под один куст».

Если с этого дня начинает поспевать черника, то озимый хлеб бывает готов к жатве. Черника — уведет от живота лихо. Черника зреет под комариные песни.

Слыла ягода черника чудесной. Ходили по чернику ребятишки. Взрослым некогда было — работали в поле.

О чернике в одном старинном травнике читаем: «Ягоды ее имеют вкус сладко-кисловатый, силу прохладительную и сжимательную. Их употребляют в отварах с водой, а иногда и с вином, от поноса, от цинги и для утоления жажды и жара».

22 июля - ПАНКРАТИ КИРИЛЛ

Появляются на грядках первые огурцы, которые и пробуют всей семьей.

Суп-пюре из свежих огурцов. Сварить бульон из курицы, процедить.

400 г. огурцов очистить от кожицы и выдолбив самую середину с зернышками, нарезать ломтиками, сварить в соленом кипятке, отбросить на дуршлаг, перелить холодной водой, когда обсохнуть, положить в суповую миску. 800 г. огурцов приятного вкуса очистить, разрезать каждый на 4 части, вырезать самую середину, т. е. зернышки, сложить в кастрюлю, положить 100 г. вареной ветчины. 1 луковицу, 2 гвоздики, положить ложку муки поджаренную с 1/2 ложкой масла и прокипяченную со стаканом процеженного бульона, прокипятить. Перед отпуском, вынуть ветчину, а все остальное протереть сквозь сито, сложить в кастрюлю, развести бульоном, прибавить протертое пюре из перловых круп, положить 2 желтка с 1/2 стак. густых сливок, 1/2 ложки сливочного масла, посолить, подогреть, мешая сверху вниз, до самого горячего состояния, но не дать вскипеть. Подавать с зеленым укропом и перцем.

Жареные огурцы. Свежие огурцы очищают от кожицы и разрезают на продолговатые кусочки. (Семена можно и вынимать, и оставлять.) Поджаривают их в масле, на сковороде, прибавив к маслу немного уксуса и воды или столько же лимонного сока, а также сахара, соли, перца и мускатного ореха. Когда огурцы выпекутся, к ним делают приправку из муки с водой, для густоты. Дают раз вскипеть. Подаются с картофелем.

Свежие огурцы, поджаренные со сметаной. Обдать кипятком, накрыть крышкой, дать немного постоять, очистить от кожицы, срезать с одной стороны, осторожно вынуть семечки, оставив только толстые стенки, смазать в середине солью. Нарезать кусками мясо, перемешать рубленное мясо с отварным рассыпчатым суховатым рисом, начинить огурцы, хорошенько поджарить их на сковороде со всех сторон. Переложить в сотейник, залить стаканом свежей сметаны, поставить в духовку, запечь.

23 июля - АНТОНИЙ

Это был день ряски — водяной травки, плавающей по поверхности реки. «Ряска — интересное растение, — писал Виталий Бианки. — На другие не похожа. Маленькие корешок и плавучая зеленая лепешечка с продолговатыми выступами. Эти выступы — лепешка-стебелек и лепешки-веточки. Листьев у ряски нет. А вот цветы иногда появляются, но это случается редко, очень редко. Не нужны ряске цветы. Она размножается просто и быстро. Отломится от стебелька-лепешки лепешка-веточка — и вот стало из одного растения два. Хорошо живется ряске, вольно, ничто ее к месту не привязывает. Проплывет мимо утка, ряска к утиной лапке прилипнет. И перелетит на утке в другой пруд».

На Рясочника ряску вилами с воды собирали, корзины ей наполняли и несли на скотный двор, кормили ряской домашнюю птицу, использовали в саду в качестве удобрения. А еще девушки по подобию узоров ряски на воде плели кружева, которые так и назывались — ряеочниками.

Если гром на Антония в постный день (среду или пятницу), будет хороший улов рыбы.

Если на Антония глухой гром — к дождю, гулкий — к ливню.

24 июля - ОЛЬГА СЕНОГНОЙКА

Говорили: «Ольга — на поле подмога». Надо было не упустить время, вовремя убрать рожь с полей, чтобы большие росы не загноили сена. Всем миром выходили на жатву.

Ольге молились о хорошей погоде, о милосердии к жницам, о том, что-бы дала она им время закончить свой работу.

Пору эту называли «страдно-грозовой», потому что во время страды часто бывали грозы.

Если гром в постный день — будет хороший улов рыбы.

Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.

25 июля - ПРОКЛ - ВЕЛИКИЕ РОСЫ

С этого дна выпадают большие росы. Говорили: На Прокло поле от росы промокло». Поэтому до этого дня надо спешить высушить сено «грядушками, чтобы складывать их в копнушки». Большие росы загнаивают сено.

Старушки-лекарки собирали великие целебные росы для врачевания. Такие росы — лучшее средство для врачевания от сглаза да бессонницы.

Нет ночью на Прокла росы ни на лугу, ни в низинах — к ненастью. А если хорошая роса — день будет пригожим.

На Прокла — поле от росы промокло

Проклова роса — лучшее средство от сглазу.

Роса на Прокла наделяет красотой и спокойствием.

26 июля - ГАВРИИЛ

В этот день говорили: «Архангел Гавриил на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Жатва продолжается.

Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.

Пот ключом бьет, а жнец свое берет.

Пока колос в поле, тружись подоле.

Сухая погода в этот день обещала хорошую осень, а коли сильные дожди припустят — урожай погибнет.

Стефан Савваит ржице да матушке земле поклониться велит.

27 июля - ДОЗОРЫ

В поле угождать полевому, поля хозяину, духу невидимому, надо было. Ему всегда оставляли кашу у последней полосы сжатого поля А на самой полосе пучок ржи оставляли — полевому на будущий год гостинчик.

Макушка лета к спаду склонилась, погода переменчивой становилась. Ветры с вихрями, дожди с грозами на поля налетали, сторожить надо было. Простой народ думал, что в вихре летает нечистый дух, дьявол, негодная, нечистая сила, и что во время грозы летом молния всегда в него попадает, а дьявол в это время оборачивается в какую-нибудь домашнюю птицу, животное, иногда в ребенка. Поэтому от нечистой силы в полях дозоры выставляли.

Грозы на Руси всегда боялись — от молний часто погибали люди в полях и в лесу. От молний да грозы старались спрятаться поддеревьями — и иногда это печально заканчивалось. Русский народ подмечал, что в одни де­евья молнии ударяют чаще, чем в другие. Наиболее часто они «метят»в дубы, ели, сосны и березы. Ученые говорят, что присходит это из-за того, что их основные корни залегают очень глубоко, а поттому такие деревья становятсчя природными антеннами, А вот в тополь и орешник молния практически никогда не попадает. Надежное убежище от грозы в лесу —

кусты и самая чащоба.

Заговор во время грозы и грома. «Свят, свят, свят, седяй в грому, обладавши молниями, проливый источники на лицы земли, о, Владыко страшный и грозный, сам суди окаянному дияволу с бесы, а нас грешных спаси, всегда и ныне и присно, и во веки веков; аминь. Ум праведен, самоизволен, честь от Бога, отечеству избавление, ныне и присно, и во веки веков; аминь».

Заговор для утоления вихря. «Ветры и вихри налетные, наносные, набродные, незаведомые, полдневные, лесовые, болотные, луговые, пошлю я вас во чисты поля, во сини моря, во гнилы болота. Не я вас высылаю, высылает вас Матушка, Пресвятая Богородица».

28 июля - УЛИТА И КИРИК

В память о святой Улите и ее малолетнем сыне матери приучали детей к труду. Женщины праздновали день «матушки Улиты», почитали ее своей заступницей.

Этот день считался серединой лета. На Владимира Красное Солнышко солнце красное всегда светит.

Говорили: «Кирики — всегда мокродырики», — потому что в этот день часто шел дождь.

В поле было в этот день лучше не ходить — нечистая сила там гуляла. Говорили: «Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения, мороку)». На Мокродыриков надо было больше отдыхать.

Вот один из старинных рассказов про такую «мороку»:

«Случилось это в стародавние времена. Пошла как-то девка в гости в другую деревню, а домой собралась поздно, вот и дали ей в провожатые работника. Не доезжая до деревни версты полторы, вдруг видят они, что недалеко от них в стороне в мелком лесочке на окраине поле разложен огонь и вокруг этого пожарка народ — несколько человек. Смотрят: выкатился из костра шар величиной с голову и покатился к ним. Подкатился да под ноги лошади бросился. Запнулась скотинка об этот шар да запуталась — и тут шар рассыпался в огненные искры, завертки у оглобель и телеги как небывало, будто кто их нарочно обрубил. Исчез шар, а девка с работником все от страха трясутся. Наконец кое-как одну завертку кушаком привязали, а другую оглоблю работник держал в руках, пока доехали до поля, тут уж кое-как седелешником привязал и другую завертку и доехали до деревни, а там и перекрестились: «Слава Тебе, Господи, рядом наш дом». Работнику наказывали девку проводить, да сейчас же вернуться назад, да решил он до утра заночевать в той деревне, а утром уж домой отправиться да по дороге посмотреть на кострище. Вот поутру заехал он то место, где видели они ночью сидящих людей, — нет никого и следа не оказалось, а на том месте, где споткнулась лошадь, только и остался след. Тут уж понял работник, что подшутила то нечистая сила: «полевики» грелись да головешкой в них и запустили».

29 июля - АФИНОГЕНОВ ДЕНЬ

С этого дня начинали жать рожь. Первый сжатый сноп называли именинным. В старину бывало, что вечером именинный сноп приносили с песнями на гумно. Впереди шел хозяин со снопом, за ним все рабочие. Когда бояре живали в деревнях, именинный сноп приносился на барский двор. Его, как дорогого гостя, встречал боярин со всей семьей и угощал кресть­ян вином. Именинный сноп в старину играл главную роль во многих обря­дах: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного зерна не бывало посева.

Все время жатвы хлеба время это называли: рабочая пора, страдная пора, страда. Говорили: «Пойдем на жнитвы, умаялся на жнитве». При начале жатвы оставляют на поляне клок несжатого хлеба, что называется волотка (володка) на бородку. Волоткой называют верх снопа, а колос — волокном.

В Малороссии старухи пред жатвой завивали бороду Волосу. До этой бороды во все жнитво не касается рука жниц.

На Афиногена пташки задумываются. Заря ходит — птичьи перья подбирает.

С Афиногена начинался сбор грибов. На столе появлялись грибные яства.

Гречневая каша с грибами и луком. 2 стакана гречневой крупы (ядрицы), 5 грибов, 2 головки репчатого лука, чайную ложку соли, 3 столовых ложки растительного масла. Грибы промыть, мелко порезать, залить тремя стаканами холодной воды и поставить варить. В закипевшую воду с грибами всыпать поджаренную крупу и размешать. Когда каша загустеет, поставить ее для упревания на час-полтора. Лук мелко нарезать и поджарить на сковороде с маслом. Поджаренный лук смешать с кашей.

Котлеты из грибов. Отварить 10 — 15 сушеных белых грибов, мелко изрубить, 1 стакан риса отварить в соленой воде, смешать с грибами, посыпать перцем, поделать котлеты, обвалять в муке, поджарить в масле и подать с каким-либо соусом.

Икра грибная. Грибы отваривают в соленой воде, как можно мельче рубят, а еще лучше пропускают несколько раз через мясорубку и смешивают с рубленым луком, поджаренным в четверти фунта горчичного масла; прибавляют молотого перца щепотку, солят по вкусу и добавляют уксус, в котором распущен сахар, обливают прованским маслом и все хорошо перемешивают, выкладывают на блюдо. Отдельно подают рубленый лук.

30 июля - МАРИНА

В этот день «сухие» молнии сверкают — зарницы. На самом деле это отблески далеких и высоких гроз, звук которых не слышен, поскольку он рассеивается в пространстве, но крестьяне верили, что такие отблески грозовые — предвестники пожаров, иссушающие зрение, и смотреть на них нельзя. Говорили: «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву».

Существовала также легенда о том, что некогда жила-была морская царевна Марина, но не понравилось ей жить в палатах своего отца — Морского царя, — и сбежала она на землю. И вот каждый год в день рождения Марины вспоминает царь морской о беглянке, страшно гневается, и потому видны огненные стрелы, которыми пронзает он небо.

31 июля - ЕМЕЛЬЯН

Заканчивалась жатва. Серпы после окончания страды складывали на сжатой полосе кругом, приглашали священника и служили молебен, после которого серпы окропляли. Только после этого их можно было уносить домой— до следующего года.

В этот день топили баню и парились вениками из ржаной соломы.

В баню надо было ходить с большими предосторожностями, чтобы не обидеть банного духа. «В баню-то ходить надо во время, — читаем в одной быличке, — а ежели безо время-то, так с опасочкой и благословясь. В особенности страшно ходить после третьего пара. Неподалеку от нас в деревне Степановке одна старушка пошла после всех ночью в баню одна, как там случилось неизвестно, только ее нашли утром в бане мертвой — видно ман ее банный задавил. После приезжал становой — дал похоронную «запари120лась, должно быть, бабка», а не от пару эдак садится, а от нечистого духа, который живет в бане за каменкой».

А вот как крестьянин, побывавший в руках у банного, рассказывал о его «объятиях»: «Приехал я раз вечером с путины выпивши. В баню пришлось идти после всех ночью одному. Пришел в баню, разделся и только начал мыться, вдруг кто-то меня сзади облапил и говорит: «Теперь ты наш». Я оробел и едва проговорил: «Нет, еще не ваш», — взялся рукой за шейный крест и пролепетал: «Да воскреснет Бог», — как державшие меня ослабили хватку, я вырвался и опрометью бросился вон из бани. Так голый и прибежал домой; сердце у меня зашлось, и я не один час лежал без языка; сроду такой страсти не видал».

С этого дня старались заготовить побольше варений и солений на зиму — наступало время заготовок. Говорили: «Омельян пришел, грибов и ягод нашел, велит заготавливать».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* *