Страницы меню навигации

Professional Photo

Июнь – Народный календарь

1 - Июня ИВАН ДОЛГИЙ

На Ивана Долгого огурцы давно сажать пора.

Если в первый день июня льет дождь, то весь месяц будет сухим. Когда же шел дождь, говорили: «Идет дождь — несет рожь».

В этот день на восходе солнца ходили на ниву и произносили разнооб­разные заговоры: от пустоколосицы, от ветров-суховеев.

В народе каждому ветру дано свое прозвание: юго-восточный величается обеденником, южный — летним, юго-западный — верховым, северо­западный — глубником, а северо-восточный — полунощником.

Заговор от ветра. «Ветер, ветрило, из семи братьев — старший брат, ты не дуй со гнилого угла, ты не лей дождем со запада, ты подуй-ка теплым теплом, сослужи службу роду нашему, пригони дожди добрые, пахарям — на радость, а тебе буйному — на славу!»

2 - Июня ТИМОФЕЙ ГРЯДОЧНИК

С этого дня во многих северных областях России начинают сажать огурцы. Посадку огурцов, как мы уже говорили, всегда проводили скрытно. Особенно скрывают первую засаженную грядку — и тем более первый выросший огурец. Его надо как можно быстрее сорвать и закопать в потаенном месте на огороде.

Если кто из посторонних увидит первый огурец, то все плети пожухнут.

В других же областях огурцы уже взошли и начинают расти. Примеча­ли, не желтеют ли плети огуречные. Если они пожелтели — значит, сглазили недобрые соседи.

Особое внимание крестьяне уделяли — по вполне понятной причине — сладкому вкусу огурца. Вот каким образом они старались избежать горечи в огурце:.

«Горечь в огурцах. Горький вкус огурцов зависит от прямого действия солнечных лучей на плоды.

Для того чтобы огурцы сохраняли сладкий вкус, необходимо затенение их листьями; но, когда наступает засуха и сильная жара, листья блекнут и открывают таким образом плоды непосредственному действию солнечных лучей, отчего огурцы делаются горькими; для предупреждения этого в засушливое время следует гряды обильно поливать.

Удобрение свежим конским навозом гряд также вызывает горечь в огурцах.

Обилие влаги в холодное лето, вызывая порчу огурцов, сопровождается также появлением горечи в них..

Как устранить горький вкус огурцов. Известно каждому, что огурцы имеют иногда горьковатый вкус; устранить его до известной степени можно путем очистки с огурца кожицы. Но очистку кожицы при этом следует непременно производить начиная с верхнего конца и идя к стеблевому концу огурца. По виду огурца, конечно, нельзя определить, горек он или нет, но так как горечь всегда сосредоточена в стеблевом конце, то если начать огурец чистить снизу, то горечь распространится по всему огурцу. Стебле­вые концы еще лучше обрезать совсем».

3 - Июня ОЛЕНИН ДЕНЬ

В этот день начинают сеять лен. В надежде на хороший урожай льна

старушки с каждой бабы собирали по паре печеных куриных яиц и клали их тихонько в мешок с семенами. Мужик-сеяльщик, хотя бы и знал об этом заранее, но должен был молчать — иначе ему не будет житья от баб, и на все село прослывет озорником. Выезжая на поле, он прежде всего принимался за завтрак и домой привозил одни только скорлупки. А еще был другой обычай. Печеные яйца сеяльщики должны были подбросить как можно выше — на высокий рост льна.

Говорят: «Лен с ярью не ладит». Потому-то никогда на льнищах не сеют ярового хлеба.

На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу, сади огурцы.

Говорили: «Алене льны, Константину огурцы», Поэтому, по традиции, хозяйка, взяв старый и заранее припасенный лапоть, выходила на улицу и ногой волокла лапоть на огород, а там, бросив его на грядку с огурцами, произносила: «Как густо лапоть сей плелся, так же чтоб густо огурцы мои заплелись!»

В этот день, чтобы были красивые и длинные волосы, девушки не за­плетали кос.

Если на Олену дожди и ненастье, то и осень будет ненастной.

Если 3 июнь — дождь с градом, то 3 декабря — снег с крупой.

4 - Июня ВАСИЛИСК СИНИТЕЛЪ

В этот день лучше ничего не делать в поле и на огороде. Лишь полынь в этот день уродится, а к избе сухота прилучится.

Этот день «страшный» — день рождения Василиска, царя змей, кото­рый вылупляется из яйца семигодовалого петуха, снесенного 15’января, и высиженного жабой. Узнать такое яйцо легко — оно абсолютно круглой формы и покрыто не скорлупой, а жесткой кожей. Если вылупится василиск в какой деревне, начнут сохнуть колодцы, а затем станут сохнуть дев­ки. Да и хлеб на корню пропадет.

Чтобы этого не случилось, накануне собранные яйца — даже из самых потаенных куриных кладок — варили вкрутую.

Еще в этот день ходили собирать васильки и слушать соловьев.

Василек очень любили в русском народе и ласково называли синецветом, синюшником, блаватом, волошкой, лоскутницей.

Прелестный, синий, как южное небо, цветочек этот — верный спутник ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается, а если встречается, то это верным указанием на то, что там, где он теперь растет, было никогда хлебное поле или дорога, которая вела к нему.

Такая постоянная связь василька с рожью объясняется тем, что васи­лек — растение не туземное, а был занесен к нам вместе с рожью, родиной которой считается примыкающая к южной России западная часть Азии. Поэтому, он, как и рожь, не был известен ни древним египтянам, ни древним грекам, особенно же в первые периоды существования Греции.

Василек как будто самой природой создан для плетения венков.

Василек, как рассказывается в одной русской легенде, назван так в честь одного молодого парня, единственного сына у матери, Василя, окол­дованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, он превратился в синий цветок, напоминавший своей окраской глубокую воду.

С Васильком связан и один интересный обряд русского крестьянства, называемый “вождением колоса”. Это шествие на поле, происходившее на Троицу на засеянные поля, когда рожь начинает колоситься.

Молодые женщины, девушки и парни, собравшись на окраине деревни, схватываются попарно руками, образуя из них крест и становятся в два ряда, обратясь друг к другу лицом. Потом по таким образом соединенным рукам пускают идти, как по мосту, всю убранную васильками и лентами маленькую девочку. Пара, по рукам которой она прошла, спешит забежать вперед и стать в конце ряда, и так процессия продвигается постепенно до самой нивы, до самого места, где растет рожь.

Здесь девочку опускают на землю. Она срывает несколько колосьев, бежит с ними в село и бросает их возле церкви. Шествие сопровождается пением. Все время поют следующую песню:

Пошел колос на ниву.

На белую пшеницу, Уродися на лето Рожь с овсом, Со дикушей, со пшеницей.

Другое празднество, где принимает участие василек, носит название “именинного снопа”. Оно происходит уже к концу лета, когда рожь, ячмень и пшеница поспели.

Тогда хозяйка с хлебом-солью и сретенской свечей в руках отправляется зажинать ниву. И вот первый сжатый сноп и носит название “именинника”.

Хозяйка приносит его в избу и ставит его у божницы, где он и остается до молотьбы. Затем его обмолачивают отдельно и, собрав с него зерна, несут их в церковь для освящения; после чего часть этих освященных зерен смешивают с семенами, оставленными для засева полей на будущий год, а часть хранят, как целительное средство против разного рода недугов.

В некоторых же уездах празднество это происходило иначе.

По окончании жатвы жницы обходили ниву, собирали еще оставленные случайно несрезанными колосья и вили из них венок, переплетая его васильками и другими полевыми цветами. Венок этот надевали на самую красивую девушку и с песнями отправлялись на хозяйский или господский двор. Впереди шел мальчик и нес украшенный теперь также васильками и другими цветами именинный сноп.

Подходя к воротам, пели:

Отопри, хозяин, новы ворота, Несем веночек из чистого золота. Ой, выйди, хозяин, хоть на крылечко. Выкупь, выкупь золотой веночек, Так как веночек этот обвит золотом.

Хозяин или помещик выходил на крыльцо, встречал жниц хлебом и солью, угощал обедом и поил водкой.

Венок, свитый из последних колосьев и васильков, и сноп, принесенный мальчиком, передавался хозяину со словами: “Дай, Боже, чтобы и на тот год уродился хлеб”.

Сноп и венок должны были простоять в переднем углу под образами до Спаса Преображения, когда их несли в церковь и освящали вместе с хле­бом, испеченным из новой ржи, с новыми сотами меда и новыми яблоками и грушами. Зерна освященных колосьев хранили до будущего посева.

Василек связан у нас также с именем мученика Вассы. По народному поверью, если сеять рожь в день празднования памяти этого святого, то ее непременно заглушат васильки.

5 - Июня ЛЕВОН ОГУРЕЧНИК

В этот день сажают огурцы.

Примечают: если на Левона много оводов, то и урожай огурцов будет отменным.

День этот называли еще коноплянником, потому что на полях уже бы­ли большие всходы конопли.

Конопля — это однолетнее, разводимое раньше по всей России на полях и огородах растение. Из стебля его добывали пеньку, из которой плели веревки и канаты. Она — хороший медонос, а потому с цветов ее пчелы брали взяток, а из семян крестьяне делали масло.

Конопля находила широкое применение в народной медицине. Так, кашица из толченых семян конопли, приготовленная на молоке, использова­лись как размягчающая припарка. Конопляное масло, выжатое из семян, применялось как прекрасное средство при ожогах и ранах. Согретое масло, втираемое в поясницу, помогало при почечных поясничных болях и крестцовой ломоте. Молоко из конопляных семян давали пить роженицам для ускорения родового очищения и умножения грудного молока, а также при желтухе. Оно же служило примочкой, выводящей пятна от оспы.

6 - Июня СВОБОРИНОЕ ДЕРЕВО

Свобориным деревом на Руси назывался шиповник. В народе говори­ли: «Шиповник цветет — румянец года ведет».

С этого дня, по мнению русского народа, начиналось настоящее лето.

Несмотря на внешнюю красоту и кажущуюся хрупкость, шиповник очень хорошо защищен от посягательств врагов. Его ветви покрыты многочисленными шипами и выгнуты дугой. Новые побеги, отрастающие из почек по бокам ствола, переплетаясь друг с другом, образуют непроходимые заросли.

У славянских народов шиповник был символом молодости, красоты и любви. О его возникновении существует очень красивая легенда. Дело происходило на Кубани, где одна красивая молодая казачка полюбила парня. Но и сама она очень понравилась станичному атаману, который и похитил девушку, а ее любимого отправил на войну. Накануне свадьбы удалось пленнице бежать в ближайший лес, где она решила лишить себя жизни, только бы не выходить замуж за постылого атамана. На ее могиле вырос красивый куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Однажды атаман нашел в лес этот куст и захотел сломать ветку с прекрасными цветками, но она мгновенно покрылась острыми шипами и ободрала руки врага в кровь. Отказала девушку нелюбимому даже после смерти.

В стародавние времена к зацветшему кусту приходили, чтобы избыть горечь, успокоить свое сознание. Едва распускал шиповник цветы, как старая бабка усаживала ребятишек и сказывала им у розового куста байки, чтобы испуг не коснулся детского сознания.

Русский народ хорошо знал целебные свойства шиповника. Потолченные лепестки шиповника врачуют раны, вытягивают костную ломоту из тела. Мед, сваренный на лепестках шиповника, укрепляет силы, чистит кровь. 60—70 г. отвара или настоя из мартовских коры и почек шиповника содержат суточную дозу аскорбиновой кислоты.

Шиповник считался дорогим лекарством и обменивался на парчу, бархат и собольи меха. При Иване Грозном собирать шиповник отправлялись специальные сборщик. Предназначался тот шиповник для воинов.

Девушки верили, что если умыться водой с лепестками шиповника, то лицо станет светлым.

Заговор для красивого лица у куста шиповника. «Я стала, благосло-вясь, пошла, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота и во чисто поле. В чистом поле стоит престол, на этом престоле сидит Ангел Господень и секет, рассекает свой престол. Я подхожу к этому престолу и корюсь, и молюсь, Господень Ангел, дойди, доступи до рабы Божьей (имя), до Ивано­ва плоту, до Серафимова рода и секи, рассекай, раб Божий (имя), белое тело, ретивое сердце, горячую кровь, дай ей белое тело, ретивое сердце, ру­мяное лицо, что раба Божия (имя) не может жить без хлеба-батюшки, без соли-матушки, без огня палючаго, без воды-голубушки, без вечерней зори, без младова месяца, без Краснова солнышка, и казалась бы я, раба Божия, всем побиляя, побелее снегу белаго, посветляя Краснова солнышка».

7 - Июня ИВАН - МЕДВЯНЫЕ РОСЫ

С этого дня появляются худые, вредные росы, иначе называемые мед­вяными, — сладкие выделения тлей и червей, питающихся соками расте­ний. «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает». Но сильная роса в этот день — предвестник хорошего урожая. Заболит ли скотина, крестьяне говорят: «Верно, напали на медяную росу». Заблекнут ли на сухом дереве листья, считают, что завелась медяная роса. Заболеет ли ребенок, думают, что он бегал по медяной росе. От медяной росы изба­вить может только хороший знахарь.

Выпала медовая роса — моровая на скотину пошла.

Медовая (сладкая) роса — к падежу на скот.

С падежом скота на Руси умели бороться. И вот какаими способами:

8 мор «вытирают» из дерева огонь и раздают на всю деревню.

Если через костры, зажженные от такого огня, прогнать скотину, мор остановится.

Если в полночь украсть заставку с водяной мельницы и зарыть в воро­тах своего дома, то падеж скота не дойдет до него.

От падежа павшую скотину надо закопать под воротами вверх ногами.

В этот день замечают рябину. Если на ней бывает много цветов, то бу­дет хороший урожай овса. Если пчелы роем гудят на цветущей рябине — следующий день будет ясным. Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

Травы и коренья (лечебные) кладут под Иванову росу.

Обыкновенно в день памяти Иоанна Предтечи сажают капусту с раз­ными наговорами и особенного рода предосторожностями, чтобы никто не видел посадки.

Заговор на хороший рост рассады. «Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду помолясь из избы в двери, из дверей в вороты, в чистое поле, прямо на восток, и скажу: ‘Той еси солнце жаркое, а жги и пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой (имярек), а жги и пали куколь и полынь-траву”. Будьте, мои слова, крепки и лепки».

8 - Июня ИВАНОВ ДЕНЬ

В некоторых районах России именно 8 июня именовали Иваном — Медвяные росы.

В этот день, чтобы избыть неприятный запах из домашней посуды

выставляли горшки да плошки под цветущие кусты шиповника.

8 начале июня приглашали в дом печника, что тот осмотрел да подправил печь. После окончания работы мастера угощают специально испечен­ным для него караваем, один кусочек которого обязательно кладут за печку — для домового, которого побеспокоил печник.

Печники на Руси пользовались дурной славой. Если хозяин был с ними груб или неприветлив или кормил плохо, то могли они сыграть с ним злую шутку. Например, вмазать в трубу пустые бутылки по самое горлышко. Как только затопят такую печь, как будто кто-то начинает свистеть в доме. По­этому печников всячески старались ублажить — чтобы горя себя не нажить.

9 - Июня ФЕДОРИН ДЕНЬ

Федора — на язык колючая. В народе считали, что в этот день лучше не болтать бабам друг с другом, чтобы не накликать беды и чтобы вся де­ревня не узнала о том, что творится в избе.

Ссор в этот день не начинали, потому что Федора за углом норовит узнать о худом. «На Федору — не выноси из избы сору!»

В этот день не метут избы, чтобы не быть худу, потому что домовой на Федору забирается под веник. Неосторожная хозяйка может вымести «хозяина» с сором, а без домового, как известно, дом долго не простоит.

Люди, связанные с торговлей, ставили в этот день для своего домово­го за печку горшочек каши и бросали несколько монеток в надежде, что это принесет им прибыль.

10 - Июня ЕВТИХИЙ ТИХИЙ

Никита в народе почитается стражем гусей, отчего его попросту и на­зывают Гусятником. По народному представлению, Никита охраняет преимущественно маленьких гусей, не допуская к ним орлов, ястребов и других хищных птиц.

Этот день называли Полудницами. Полудницы — особые духи, внешне похожие на обычных земных женщин или, вернее, статных баб. Они ле­тали кругами над полем в жаркие дни. Соблазняли они мужиков, прилегших на меже в поле, зависнув над ними. Надо тут зажмуриться и сказать: «Господи, спаси меня от соблазна».

В народе считали, что полудница хотели в этот день измучить мужиков, лишить их мужской силы, чтобы их женам «не досталось».

Говорили бабы: «Не измучила бы мужика полудница, во ржи б не зака­тала». Но нельзя было и сердить полудниц, надо было тихо молитвы возносить. А то осерчает проказница — не оросит хлебной нивы, и колос туготы не наберет. Но если бывал мужик силен по «мужской части», то прогоня­ли такого специально в поле, приговаривая: «Ничего, с него не убудет».

В этот день беременных тоже посылали в поле — чтобы крепость у ко­лоса обрести. Считалось, что родить на хлебной ниве, в поле — к легким родам, к здоровому ребенку.

Заговор от плотской немощи. «Встану яз, раб Божий (имярек) благо-словясь и пойду перекрестясь в чистое поле под красное солнце, под млад светел месяц, под частыя звезды, мимо Болотовы кости могила. Как Боло­товы кости ни топнуть, не гнутся, не ломятся, так бы у меня, раба Божия (имярек), фирс не гнулся, не ломился против женския плоти и хоти и про­тив памятныя кости. И возьму яз, раб Божий (имярек), свой черленой вяз и пойду я в чистое поле, ажио идет в чистом поле встречу бык третьяк, заломя голову, смотрится на небесную высоту, на луну и на колесницу. И по­дойду яз, раб Божий (имярек) с своим черленым вязом и ударю яз быка третьяка по рогу своим черленым вязом, и как тот рог ни гнется, ни ломится от моего вязу, так бы и у меня, раба Божия (имярек), фирс не гнулся, не ломился против женския плоти и хоти и против памятныя кости отныне и до веку».

А еще примечали: если этот день тихий — жди хорошего урожай.

11 - Июня ФЕОДОСЬЯ КОЛОСЯНИЦА

На Феодосию начинает рожь колоситься и идут первые белыеколо­совики. «Колосится рожь — много грибов найдешь, а если зной июнь — на колосовики плюнь».

Старики говорят: рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.

Взошли хлеба —,не дивись, налились хлеба — не хвались. Хлеб на току—про урожай толкуй.

Когда рожь цветет, нельзя холстов белить.

Кукушка житным (ржаным) колоском подавится (т.е. перестанет куковать, когда рожь заколосится).

Даст бог дождь, уродится и рожь.

Урожай на черемуху, так и на рожь.

После урожая на конопляное семя родится рожь.

Прыгать и скакать на Феодосью было нельзя, чтобы не потревожить землю, которая, по мнению крестьян, тяжела стала.

Дети пели:

Солнце, солнце, вблесни в оконце, дай овсу рост, чтобы до неба дорос. Матушка-рожь, встала бы стеной сплошь!

С этого дня начинают скотину кормить печеными сочнями и хлебными баранками, с надеждой, чтобы она больше плодилась. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный).

12 - Июня ЗМЕИНЫЙ ПРАЗДНИК

С этого дня бродят змеи по лесам-станицами и убивать их очень опасно. Они идут поездом на свои свадьбы и каждому встречному готовы мстить без милосердия. От укушения змеи в этот день ни один колдун не может заговорить.

«Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы», — говорили в народе.

Свойство гнать змей приписывали марьиному корню и потому часто носили его а ладанке. Верили также, что если рано утром набросать на залитых солнцем местах свежесорванных веточек руты, то тут же к ним устремятся змеи, всё сожрут и вскоре околеют. По всей России было распро­странено убеждение, что сам ясень, его кора, ветки, листва и даже зола смиряют всякого гада, лишают его возможность кусаться и повергают в оцепенение. Впрочем, в старинных русских лечебниках такую же силу при­писывали изумруду.

В народе считали, что при ужалении змеи следует смазать рану серой из уха и всего человека вымазать чистым дегтем. Владимирцы прикладывали к ране изжеванный корень любистока, в других местах — медуницу или тертый корень конского щавеля. Еще прекрасным средством от укуса змеи считается натирание укушенного места селедкой или прикладывание к нему живых лягушек, которые должны сменяться новыми, как только лягушка издохнет. Иногда от укуса змеи применялись и вовсе немыслимые для современного человека средства. Так, например, к месту укуса прикладывался человеческий кал, смешанный с коровьим маслом, и теплые лошадиные испражнения.

В старину вытопленное из убитой змеи сало служило целительным средством от рожистых воспалений. Змеиную шкуру тоже прикладывали к болящему, изведенному нарывами телу.

От нагноения глаз их мазали жиром жареной змеи.

Заговор от укуса змеи. Прикладывают к ране траву придорожник и притом произносят следующее: «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел горюч камень Алатырь; на том камне свито гнездо золотое, в том гнезде лежит царица Елица. Царица Елица, вынь зуб и жала из раба (имя­рек). Разлобь телеса, разорвись телеса. Слово мое крепко, ключ на море, якорь в бездне. Аминь, надаминем аминь».

В этот день начинают сажать бобы. Крестьяне иначе не приступали к посадке бобов, как наперед не вымочив их в озимой воде. Озимую воду для этого собирали в лесных оврагах, где долго лежит снег. При сажании бобов приговаривают: «Уродитесь, бобы, и крупны и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный».

13 - Июня ЕРЕМЕЙ РАСПРЯГАЛЬНИК

Если 14 мая был днем Еремия Запрягальника, потому что начинали сев, то 13 июня сев уже заканчивали, а потому и день называли Еремеем Распрягальником. Говорили: «Еремей сев начинает, Еремей и заканчивает». Кукушка кукует — хорошая погода будет.

14 - Июня УСТИН

Замечают восход солнца. Если солнце восходит на чистом небе, ясно освещает поля, то будет хороший налив ржи. По дождливому и мрачному дню угадывают о добром урожае льна и конопли.

Красное утро на Устина — красный налив ржи.

Красное утро на Устина — рожь красно открасуется.

Мужик Устин между маем и июнем перегораживает.

Пасмурное утро на Устина — к урожаю яри.

Если немил был возлюбленный девушке (или наоборот), то в этот день надо было сорвать ветку ивы и воткнуть ее между своим следом и следом нелюбимого тобой человека.

В этот день запрещалось городить огород, иначе случится пожар. Говорили: «На Устина не городи тына».

15 - Июня ВЬЮН ЗЕЛЕНЫЙ

В эти дни, не смотря на занятость в работах на поле и огороде, молодежь по вечерам собиралась на игрища, водила хороводы. Песни пели.

Вьюнец принадлежит к старым русским обрядам. Этот обряд, не вполне понятный, упоминается в «Стоглаве». Остатки этого обряда состояли в хождении по улице — с вьюнитством — в пении обрядных песен в честь новобрачных. Вьюнец справляли в одних местах в субботу на Святой неделе, в других в Фомино воскресенье.

В Нижегородской губернии Вьюнец справляли в субботу на Святой неделе. Там поселяне сбирались с рассветом за околицею, а потом толпой ходили по улицам.

Подходя к дому, они пели песни. Молодые угощали взрослых вином, а детей оделяют деньгами. Вечером на эти деньги покупалось вино и прянии. Девицы разыгрывали хороводы, а молодцы бились на кулачки и боролись один на один.

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ.

Вьюн.

Поется песня:

На горе-то вьюны вьются,

Извиваются;

Под горой-то паны бьются,

Убиваются.

Паны, бейтесь, не убейтесь,

Не убейтеся,

На меня, красну девицу,

Не надейтеся.

Еще я, красна девица,

Я замуж пойду.

Мне поглянется замужье,

Буду жить, да быть,

Буду служити.

Не поглянется замужье,

Я назад уйду

К родному батюшке.

Песня поется сначала. Красна девица опять собирается замуж; но теперь она говорит:

Не поглянется замужье, Я назад уйду — К родной матушке.

16 - Июня ЛУКЬЯН ВЕТРЯК

В этот день примечали направление ветра. Ветер южный приносит с собой скорый рост яровым хлебам; ветер северо-западный предвещает сырую погоду и приносит болезни; ветер восточный всегда приносит наносные болезни, а северо-восточный ветер — беспрерывные дожди, вредные при наливании ржи.

Если случится на Лукьяна гроза — сенокос плохим будет.

Весь день идет дождь — к урожаю грибов. Говорили: «Был бы дождик, будут и грибки».

Пред дождем: человеку спать хочется, собака катается по земле, лошадь фыркает, куры и воробьи в пыли купаются.

17 - Июня МИТРОФАН НАВОЗНИК

Окликают на Митрофана ветер. Просят его пригнать дожди благодатные.

В этот день обязательно надо подкормить землю, чтобы урожай был хороший. Говорили: «Без навоза-батюшки не жди хлеба от земли-матушки», «Добрая земля навоз примет один раз, а помнить будут девять лет», «Обманешь поле один раз, а оно тебя — десять».

Ветер на Митрофана подует с гнилого угла — жди ненастья.

С Митрофана сей гречу. День тем силен, что вытягивает лен.

В это время особое внимание на огородах уделяют садовой землянике — клубнике.

18 - Июня ДОРОФЕЕВ ДЕНЬ

Если погода на Дорофея теплая и ясная, то и зерно будет крупное.

С этого дня начинаются самые короткие ночи в году — «воробьиные».

На Дорофея сон-трава расцветает.Сон-траву называют еще прострелом.

Русский народ такую легенду об этом растении сложил.

Стала как-то нечистая сила прятаться за прострел-траву, и один из архангелов, чтобы разделаться с нечистью, метнул в нее громовую стрелу и прострелили траву сверху донизу. Теперь нечистый обходит прострел стороной и ближе 12 верст к нему не приближается. В старинном травнике говорится: «Кто носит траву при себе, от того человека дьявол бежит, в доме — добро держать, а хоромы строить — под угол класть, спокойнее жить будешь».

Сон-трава, в соответствии со своим названием, навевает сон и предсказывает спящим их будущую судьбу. Счастье представляется во сне молодой девушкой или добрым молодцем, беда — старухой с клюкой, настоящей бабой ягой.

Цветет сон-трава ночью желтыми, голубыми и бирюзовыми цветочками. Нельзя ее просто так собрать, надо специально заговоры знать. Узнают ее, опуская в холодную ключевую воду: если вынуть ее в полнолуние, то непременно она зашевелится.

На Дорофея утро вчера мудренее, потому что под головой сон-трава лежит.

Не мудрен сон на Дорофея, да вещий.

19 - Июня ЛАРИВОН ПРОПОЛЬНИК

На Ларивона — прополке время

На Ларивона — с поля сорняки тяни.

Пришел Ларион — дурную траву из поля вон.

Но и траву сорную полоть надо только, если месяц на ущерб пошел. На полную луну полоть бесполезно — сорняки скоро опять силу возьмут.

Не справишься с сорняками вовремя — по миру пустят, нахлебники. Говорили крестьяне: «Поле полоть — руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть», «Посеяли злаки, а косим осот да маки». Одним из самых красивейших картинок сельской Руси называли путешественники хлебные поля, усеянные, как огоньками, бесчисленными ярко-красными цветами мака. Вот только вырвать его нужно было только как можно скорее, что крестьяне и делали.

20 - Июня ФЕДОТ СТРАЖ

В этот день можно было смело в прудах да реках купаться, никаких русалок не бояться, если помолиться святому Федоту. Федот, по повериям русского народа, в этот день сидел у воды с острым серпом, если видел русалку, то сразу серпом ей волосы обрезал. А в волосах у русалок вся сила колдовская была, потому и боялись они Федота.

21 - Июня ФЕДОР ЛЕТНИЙ

Стратилатовы росы почитались за вещие. Если утренниками появляются большие росы, хотя бы лето было и сухое, урожай льна и конопли будет хороший.

Колодезники, особенный «класс» народа на Руси, истоки искусства которых — в Вологодской и Пермской губерниях, считали этот день важным в своих работах. С вечера под этот день они клали сковороды на места, назначенные для колодцев. На другое утро при солнечном восходе они снимали их и, по отпотевшей сковороде, делали выводы: сковорода, покрытая водяными струями, указывала на обильные водяные жилы; сковорода,слегка отпотевшая, обещала маловодный колодезь; сковорода, совершенно сухая, ничего не обещала хорошего.

Часто место для колодца определяли по туманам: где на заре туман первым ложится, там и надо было копать колодец.

Колодезная вода на Руси всегда наделялась целебными свойствами. В некоторых местах она пользовалась почти таким же почетом, как и святая, и иногда почиталась наравне с крещенской.

«Святые ключи» существуют в очень многих местностях. По преданию, некоторые из них «открылись» во время перехода через эти места святых, которые тут отдыхали и пожелали напиться. Обыкновенно такие ключи находятся где-нибудь в леску, окружены елями и соснами, а иногда обсажены кустиками вербы. На ветвях деревьев, вблизи них, можно нередко заметить навешанные тряпочки и ленточки, пояски и крестики, а на дне ключа мелкие серебряные монеты: это — дань от больных ключу за его целительную силу. Некоторые из этих ключей обладают удивительными свойствами.

Вода, взятая из 7 различных колодезей, обладает особым целебным свойством. Ее хорошее действие при цинге усиливается тем, что ею предварительно обмывается заслонка из печи, на нее ставится больной и обливается той же водой.

Федот-Стратилат грозами богат. Гром и молния, появляющиеся с этого дня, предвещают худую уборку сена. Если во время грозы слышатся громкие раскаты грома, жди долгого ненастья.

На Федоров день навозница — вывозят навоз на паровой клин.

22 - Июня КИРИЛЛИН ДЕНЬ

На Кириллу конец весны, почин лету. У Кирилла — от земли сила На Кирилла отдает земля солнышку силу. В этот день сажали позднюю рассаду. Самый длинный день, самая короткая ночь.

Поспевает земляника. «Сидит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает», — говорится об этой ягоде в русской загадке. О происхождении земляники русский народ сложил легенду, в которой рассказывается о том, что в прежние времена земляника не имела ягод. И когда Иисус Христос, будучи еще ребенком, гулял в лесу, земляника очень испугалась и опечалилась, что ничем не сможет порадовать Господа — ведь нет ничего, что она могла бы отдать Ему, — хотя бы вкусной ягодки. Спаситель услышал мольбы маленького растения, наклонился к нему и поцеловал. И тотчас на месте поцелуя появилась и стала расти ягодка. И с тех пор земляничники радуют людей и даруют им наслаждение.

23 - Июня ТИМОФЕЯ ЗНАМЕНИЯ

В этот день бывали важные для крестьян знамения. Коли на Тимофея знамения — будет голод. По земле ходят призраки, «блазнящие глаз человеческий».

К голодному году в этот день бывали такие знамения: по гумнам бегают вереницами мыши, и никакой глаз сосчитать их не может. Если по полям во все утро бродят такие стаи голодных волков, что ужас нападает на самого бесстрашного, это значит, что будет в этом году падеж скота. Если вороны стадами летят из-за лесов, так что и свету божьего не видно, то будет повальный мор людей. Если же сама Мать Сыра-Земля стонет, да так жалобно, что у крепкого мужика текут слезы от надсады, это предвещает пожар. Если яровой и озимый хлеб играет от межи до межи да огонь по нему бежит, так что православному человеку и глядеть страшно на такие ужасы, быть засухе. А если кому в небе огненный змей привидится — неминуема война.

Любой пустяк, на который в другой день и внимания бы никто особого не обратил, на Тимофея обретал проческое значение.

Кто нечаянно завидит свет в своем доме, жди счастья.

Родинка на таком месте, что самому видно — к худу, а не видно — к добру.

Обознаться в человеке — к свадьбе или к покойнику.

Перчатку потерять — к несчастью.

Зеркало разбить — к худу.

Кирпич выпал из печи — к худу.

Каша из горшка вылезет из печи — к худу, в печь — к добру. Коли белый хлеб печется с головою — к безголовью (т.е. коли сбоку вылезет ком).

Передний угол, или матица, трещит — к худу (несдобровать хозяину). Смола вытопилась из избы на улицу — к худу. Дупло в срубе — не к добру.

24 - Июня ДЕНЬ ВАРНАВЫ

На Варнаву — не рви травы, ибо в этот день потравам, по лугам и полям, по лесам и долам в полдень сила неведомая катается. Делит между собой уделы: кому во сенях хомуты да вожжи спутывать, кому травы ядовитым жаром полнить, кому во колодце ребеночком рыдать, род людской пугать.

25 - Июня ПЕТР СОЛНЦЕВОРОТ

В день Петра Афонского солнце укорачивает свой ход, а месяц на прибыль идет. Это, по мнению народа, будто происходит оттого, что солнце поворачивается на зиму, а лето — на жару.

Огородники производят в этот день последний посев огурцов и расса­живают последнюю рассаду.

В этот день ходили на рыбалку да готовили блюда из рыбы, прежде всего — уху.

Уха. Вплоть до начала XIX века ухой называли любой суп — и рыбный, и мясной, и овощной, и даже сладкий. Сегодня ухой мы называем только суп из рыбы, и в каждом районе России есть свои собственные рецепты приготовления ухи. Так, на юге России в уху добавляют помидоры, а на севере — рыбу варят в кипящем молоке.

На Руси различали уху следующую:

белую — из ершей, окуней, судаков, сигов, из которых варили с луком бульон, и лишь в уже готовый бульон добавляли куски вареных линей, сомов, язей налимов, —

черную — из голавлей, жерехов, лещей, карпов, красноперок, которых варили с корицей, гвоздикой и перцем, —

красную, самую «знатную», «янтарную» — из ценных пород рыбы — осетра, белуги, севрюги и лосося, которых варили с шафраном.

Отменным вкусом славилась стерляжья уха. Вспомним строги из «Евгения Онегина»:

Москва Онегина встречает Своей спесивой суетой. Своими девами прельщает Стерляжьей потчует ухой.

Уха готовится из нескольких сортов рыбы, как-то: из ершей, окуней, налима и сига. Чтобы получилась вкусная и крепкая уха, необходимо брать несколько сортов, которые имели бы необходимые для этого качества: клейкость, нежность и сладость, так, ерши и окуни придают ухе и вкус, и клейкость, а сиг и налим — нежность и сладость.

Самая вкусная уха бывает из только что выловленной рыбы. Если ры­ба полежит хотя несколько часов, то уха бывает не такой вкусной, как из только что выловленной. Если уха готовится из самой свежей рыбы, то в нее для вкуса ничего не надо класть, только одну луковицу. Если же берется рыба уже сонная, то следует класть белые коренья, соль, перец, лавровый лист, лук, зелень, укроп, ломтики лимона без зерен и белую корицу.

Чтобы уха была прозрачной, ее раньше очищали оттяжкой из паюсной икры или из белков, хотя последние считались хуже первой, ибо ухудшали вкус ухи.

Чем больше в ухе рыбы, тем она вкуснее. Очень хорошую уху на 6 — 8 тарелок, надо варить не менее как из 2,5 килограммов рыбы.

Если в уху кладутся белые коренья, лук, специи и ерши, то их надо заранее варить часа два и так чтобы ерши совершенно разварились и превратились в кашу, а затем процедить. Затем опустить в процеженный и кипящий бульон куски крупной рыбы и доварить на медленном огне.

Помните — настоящая русская уха делается в 2 этапа — сначала варится бульон из мелкой рыбки, затем он процеживается, и уж затем только делается сама уха — в бульон опускается крупная рыба, порезанная на куски, которая варится до полной готовности. Варится рыба от 20 до 30 минут. Если вилка легко проходит в рыбу, значит готова, тотчас подавать, иначе разварится.

К ухе можно прибавлять немного мадеры, хереса, или портвейна, или же белого легкого виноградного вина по вкусу.

Для «навару» в уху часто добавляли куриное мясо, «ибо. — читеам в старинной кулинарной книге, — прибавление курицы во время варки придает рыбному навару и много крепости, и много вкусу».

Уха с оттяжкой из паюсной икры. Растолочь в ступке, как можно мельче, (из расчета 6 порций) 50 г паюсной икры, влить полстакана холодной воды, размешать, подлить стакан процеженной, непременно горячей ухи, размешать и теплую уху с икрой влить в общую процеженную уху, которую необходимо в это время сильно помешивать лопаточкой по кругу в одну сторону. Затем уху отставляют с огня, накрывают крышкой и дают постоять минут 10 — 15, пока она не сделается прозрачной. Тогда уху процеживают сквозь мокрую салфетку или марлю и кипятят еще раз.

Уха из ершей и пескарей. Посолив воду и положив в нее перец, петрушку и лук, поставить кастрюлю на огонь. Когда вода закипит, то, отобрав штук 8 рыб покрупнее, почистить их, порезать на порционные куски и отложить в сторону, а остальную рыбу, не чистя и не потроша, опустить в ки­пяток и разварить совершенно. Затем процедить уху сквозь салфетку; кастрюлю вымыть, вылить в нее процеженный бульон, довести до тихого кипения и опустить в него отобранную рыбу покрупнее, прокипятить минут пять и подавать. Можно опустить при подаче несколько ломтиков лимона.

Уха из карасей. В кастрюлю положить понемногу разных пряностей и кореньев, налить воды, посолить и хорошо прокипятить. Очищенных карасей положить в этот отвар и поварить еще 15 минут, затем осторожно вынуть их, переложить в миску, куда процедить и бульон. Отдельно подать гренки и кусочки лимона.

Уха с фаршем. Взять десятка два ершей, залить холодной водой и поставить вариться, добавить лук, лавровый лист, гвоздику, несколько кусков лимона, снова поварить. Взять штуки три хороших яблок, нашинковать их и положить в бульон.

Потом взять стерлядь или другую хорошую рыбу, нарезать ее звеньями, перемыть, вытереть салфеткой и опустить в бульон. Взять небольшую часть какой-нибудь свежей рыбы, отбить ее и потом размочив хлеб в молоке, отжать и смешать вместе с рыбой, наделать шариков, которые за час перед обедом следует опускать в уху.

Уха из налимов. Выпотрошить налимов, разрезать их на куски и варить в воде с солью, луком и перцем. Если в налиме есть печенка и молоки, то их опустить в уху минут за пять до подачи. К налимьей ухе очень идет подаваемый отдельно рубленый молодой укроп; кто любит эту зелень, тот может класть ее и в ершовую уху.

Уха из осетрины и судака. Взять 600 г свежей осетровой головы, 400 г свежей осетрины, 50 раков, 400 г свежего судака, 200 г белого хлеба, 3 луковицы, 2 столовых ложки сливочного масла, по вкусу соли и разных кореньев.

Осетровую голову, осетрину, (можно брать белугу или севрюгу), все помещают в кастрюлю, наливают нужное количество холодной воды и варят, пока рыба не поспеет, затем ее вынимают, а голове дают возможность еще повариться, пока хрящи ее сделаются мягкими. Отдельно в соленой воде отваривают всех раков, после чего клешни и шейки очищают и 25 — 30 раковых черепов фаршируют следующим фаршем.

Для фарша нужно взять какую-либо свежую рыбу, например, судака, снять с костей и пропустить через мясорубку вместе с поджаренным рубленым луком, прибавить мякиш белого хлеба, намоченного в полученном бульоне, прибавить по вкусу перца и соли и начинить черепа, а из оставшейся скорлупы приготовить раковое масло.

За полчаса опустить в бульон черепа, хрящи из осетровой головы, немного каперсов, маслин, несколько целых раков, прибавить масло, покипятить на легком огне и за 10 минут до подачи на стол положить нарезанные ломти отваренной осетрины и кнель из раков.

Уха из стерляди с шампанским. Вычистить, выпотрошить, вымыть мелкую рыбу: ершей, окуней, сложить в кастрюлю вместе с вычищенными кореньями: с сельдереем, пореем и петрушкой, с двумя луковицами, лавровым листом и с десятью зернами перца и солью по вкусу. Залить водой и поставить варить на 1 час. Потом процедить уху сквозь салфетку в другую кастрюлю. Если уха окажется мутной, то очистить ее икрой, как было сказано выше, и снова процедить. Между тем стерлядь вычистить, выпотрошить, вынуть визигу и хорошенько рыбу вымыть, потом порезать ее на куски, опустить в процеженную уху и поставить варить на сильный огонь. Когда стерлядь хорошо проварится и всплывет наверх, отставить кастрюлю на край плиты и дать отстояться 5 минут; потом вынуть осторожно куски стерляди, сложив в миску, прибавить нарезанного кусочками лимона, а в уху, кто пожелает, влить шампанского — но только хорошего качества, залить ухой стерлядь в миске, посыпать рубленой петрушкой или укропом и подавать.

Стерляжья уха с печенками налима. Приготовить рыбный бульон из живых ершей и окуней. Очистить стерлядь, нарезать кусками и промокнуть досуха салфеткой. Сварить печенки из налимов. За 20 минут до подачи процедить очищенный рыбный бульон через салфетку и вскипятить, затем опустить в бульон стерлядь; когда бульон закипит и стерлядь всплывет, отставить на слабый огонь и варить еще четверть часа. Потом выложить осторожно стерлядь в суповую чашку, влить процеженную уху и опустить печенки из налимов.

Уха из судаков, сигов, лососей и прочей рыбы готовится одинаковым способом, с той лишь разницей, что стерлядь должна непременно варить­ся от четверти до получаса, смотря по величине; прочая же рыба, лишь только вскипит, должна тотчас подаваться, в противном случае скоро разварится.

Уха царская. 0,5 кг рыбы ценных пород, 2 луковицы, 2 картофелины, полвина курицы, 2 л воды, соль специи, 2 ст. ложки сметаны.

Царская уха варилась из двух бульонов — рыбного и куриного. Свари­те эти бульоны, процедите и смешайте в пропорции 1:1. Мелкую рыбу, из которой варится рыбной бульон, можете не чистить, ибо русские повара считали, что, «оскабливая рыбу, снимается драгоценная для бульона слизь». Порежьте овощи, положите их в бульон, вскипятите уху, добавьте куски рыбы и варите до готовности. Иногда в эту уху добавляли 1 ст. ложку сухих смородиновых листьев. К царской ухе подвали кулебяки.

26 - Июня АКИЛИНА ГРЕЧИШНИЦА

Акулина — задери хвосты — так крестьяне называли этот день, потому что коровы из-за множества мух стояли беспокойно, обмахивались хвостами и бегали от мух и комаров. Говорили: «С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится». Выгоняли скотину пастись на рассвете, а как день разогревался, коров да быков в хлевах затворяли.

В день Акулины молоко считалось «акульим», то есть вредным для здоровья — «молочко от бешеной коровки». А еще Акулина звалась днем кривых огурцов: любая посадка в этот день не принесет сочных да зеленых огурцов.

Начинают в эти дни сеять гречиху, смотря по погоде. Обыкновенный срок сеяния гречихи наступает «или за неделю до Акулин, или спустя неделю после Акулин». В некоторых метах говорили: «На Акулину нельзя работать, чтоб гречи хороши были».

Гречиху сей, когда рожь хороша.

Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после зерна не сберешь.

Холь гречиху до посева, да сохни до покоса.

Государыня гречиха ходит боярыней, а как хватит морозу, веди на калечий двор.

Не верь гречихе на цвету, а верь закрому.

По старому русскому обычаю, варили в этот день мирскую кашу для нищей братии. На такой радушный привет сходились нищие и слепые со всех сторон. После небогатого, но сытного стола нищия братия благодарила хозяев ласковым словом: «Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом, на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди боже вам, православным, гречи без счету. Без хлеба, да и без каши ни во что и труды наши».

27 - Июня ЕЛИСЕЙ ГРЕЧКОСЕЙ

Продолжали сеять гречиху. Ее обычно старались сеять в ясную и сухую погоду: «Коли пыль на бороне, то и блин на решете». Гречиха была очень важной для крестьян культурой. В народе говорили: Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной».

В этот день, если не было дождя, а светило солнышко, заклинали крапиву. Секли ее, чтобы обожгла она небеса и оттуда хлынули бы дожди.

28 - Июня ФИТ

Святого Вита в народе называли Фитом. Кто сеет после Вита, прост бывает жита. Дождь на Фита — плохо для жита. Пришел Амос — пошел овес в рост. На Фита соловей замолкает.

29 - Июня ТИХОН ТИХИЙ

С этого дня начинают затихать певчие птицы.

А еще в русском народе говорили: «На Тихона солнце идет тихо». И вот что удивительно: по сведениям астрономов, Земля к концу июня сбавляет скорость движения по орбите вокруг Солнца по сравнению с 1 января на 3 600 километров в час.

В этот день устраивается толока, пир для тружеников, собранных на помощь соседям унавоживать поля. Их угощают обедом, вином и брагой; песни и игры оканчивают пиршество толоки. Слово «толока» означает работу за питье и кушанье. Русские толоки делали с целью помочь бедным семействам.

Существует и другое толкование слова «толока». Тихонов день в Белоруссии считался днем возки навоза, или толокой. Толока значит «место, вытравленное скотиной». Так как унаваживание делается «помочью», то и сопровождается пиром.

Тихон — конец поздних яровых посевов.

Толока на навозницу — вози на пар.

В этот день устраивался особый обряд «обегания непорочных дев» вокруг гряд. Считалось, что если нагие девственницы ночью обегут гурьбой грядки, то это сохранит урожай.

30 - Июня МАНУЙЛО

За неделю до Ивана Купала (7 июля) праздновали «ярилки», праздник посвященный богу Солнца Яриле.

На берегу реки или озера разводили костры и варили яйца: чем больше сваришь яиц, тем лучше будут нестись куры. А еще из яиц готовили всякие блюда.

Омлет с хлебом и зеленым луком. Нарезать черный или белый хлеб кубиками, перемешать с мелко порезанным зеленым луком и обжарить на сковороде в сливочном масле. Залить взбитыми яйцами, посолить. Посыпать сверху натертым сыром. Поставить сковороду в духовку, запечь.

Омлет с сыром. Натереть на терке сыр, добавить яичные желтки, немного сливок, 2 столовых ложки муки (из расчета на 4 яйца), ввести взбитые белки, вылить смесь на сковороду и запечь в духовке или пожарить на плите.

На Мануила солнце застаивается, мороки-туманы являются, молочные реки текут.

В этот день нечисть к избам подходит, пытается смаять человека. Жалобно кто-то зовет: «Выйди за ворота! Дай мне твоего сна!» Или огня еще просят дать, и кто говорит — не видно. Ни в коем случае нельзя было огня давать — а не то мор на двор крестьянский нападет.

В этот день боялись белых коров у ворот. Была то нечистая сила, которая хотела, чтобы ее в хлев с обычными коровами поставили, а уж она там разойдется — молоко все перепортит.

Надо в этот день, как что странное увидишь, креститься и к Господу Богу взывать, чтобы морок Он отвел.

Вечером стреляли из ружей, чтобы отпугнуть болезни и злых духов.

По деревням в этот день старуха Маниха ходит, людей в леса сманивает, чтобы лесовому отдать. Есть у нее и дочь — белая русалка Манья. В омут она девок заманивает за белыми кувшинками, а как протянешь ты руку — сразу на дно утащит.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* *