Страницы меню навигации

Professional Photo

Март – Народный календарь

1 Марта - ЯРИЛИН ДЕНЬ

Начинался март Ярилиными днями.

Ярило — языческий бог солнца древних славян. От Ярилы земля нагревалась — «ярилась». К богу плодородия тянулось все живое набраться сил, окрепнуть, дать рост.

В этот день говорили: «Ярила — с вилами», то есть Ярило вздевал зиму на свои вилы — солнечные лучи — и начинал ее прогонять. В народе говорили: «Поднялся Ярило, берись, мужик, за вилы».

Ярило был не только богом солнца, но и богом плодородия, а потому беременные женщины в этот день старались погреться на солнышке, что­бы получить силы выносить ребенка. А бабки-повитухи топили в доме полуденный снег, умывались талой водой и руки мыли, чтобы чистыми стать да ребенка принять.

В этот день, если ночью нападал снежок, матери посылали ребятишек размести дорожку к колодцу да мостки на пруду и реке. Верили, что это счастье в дом принесет, а детям здоровье даст.

С этого дня начинались девичьи Ярилины хороводы.

2 Марта - ФЕДОР ТИРОН

На Руси этот день носил двойное название — по имени святых, чья память отмечалась 2 марта. Это великомученик Феодор Тирон, живший в начале IV века, и праведница Мариамна, сестра апостола Филиппа.

Как это часто случается, русский народ «превратил» Тирон в тирана, который вовремя одумался и стал защищать людей. Ему молились о розыске украденных вещей и бежавших рабов.

Но украденные вещи умели находить и при помощи особых гаданий. Так, когда хотели узнать имя вора, брали решето, втыкали в него ножни­цы, в кольца ножниц вдевали указательные пальцы рук и держали решето на весу, при этом произносили имена подозреваемых лиц. Если решето при упоминании какого-нибудь имени поворачивалось, это был знак того, что именно этот человек украл известную вещь.

Маремьяну же русский народ и вовсе представлял кикиморой, а не земной женщиной. С другой стороны, именно к святой праведнице Маремьяне народ обращался с просьбой защитить от проделок кикиморы. Кикимора, по мнению крестьян, больше всего вредила бабам, занимавшимся прядением и ткачеством: она обожала путать им пряжу и разматывать клубки, ломать кросна.

В народе существует особый рассказ о происхождении кикимор: «Живет на белом свете нечистая сила сама по себе. Ни с кем-то она, проклятая, не роднится; нет у ней ни родного брата, ни родной сестры; нет у ней ни родимого отца, ни родимой матери; нет у ней ни двора, ни поля, а про­бивается, бездомовая, где день, где ночь. Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей: все бы ей губить да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить. Есть между ними молодые молодцы, зазорли-вые. А и те-то, молодые молодцы, прикидываются no-человечью и по-змеи­ному. По поднебесью летят они, молодые молодцы, по-змеиному, по избе-то ходят они, молодцы, по-человечьи. По поднебесью летят, на красных деву­шек глядят; по избе-то ходят, красных девушек сушат. Полюбит ли красну девицу-душу, загорит он, окаянный, змеем огненным, осветит он, нечистый, дубровы дремучие. По поднебесью летит он, злодей, шаром огненным; по земле рассыпается горючим огнем, во тереме красной девицы становится молодым молодцем несказанной красоты. Сушит, знобит он красну девицу до истомы. От той ли силы нечистые зарожается у девицы детище некошное. С тоски, со кручины надрывается сердце у отца с матерью, что зародилось у красной девицы детище некошное. Клянут, бранят они детище некошное клятвой великой: не жить ему на белом свете, не быть ему в урост человечь; гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне негасимом. Со той ли клятвы то детище заклятое, без поры, без времени, пропадает из утробы матери. А и его-то, окаянного, уносят нечистые за тридевять земель в тридесятое царство. А и там-то детище заклятое ровно чрез семь недель нарекается Кикиморой. Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах; поит-холит он Кики­мору медяной росой, парит в бане шелковым веником, чешет голову золотым гребнем. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн, говорит ей сказки заморские про весь род человечь. Со вечера до полуночи заводит кудесник игры молодецкие, веселит Кикимору то слепым козлом, то жмурками. Со полуночи до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора; а голова-то у ней малым-малешенька со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Далеко видит Кикимора по поднебесью, скорей того бегает по сырой земле. Не старается Кикимора целый век; без одежи, без обуви бродит она лето и зиму. Никто-то не видит Кикимору ни середь дня белого, ни середь темной ночи. Знает-то она, Кикимора, все города с пригородками, все деревни с приселочками; ведает-то она, Кикимора, про весь род человечь, про все грехи тяжкие. Дружит дружбу Кикимора со кудесниками да с ведьмами. Зло на уме держит на люд честной. Как минут годы уреченные, как придет пора законная, выбегает Кикимора из-за каменных гор на белый свет ко злым кудесникам во науку. А и те-то кудесники люди хитрые, злогадливые; опосылают они Кикимору ко добрым людям на пагубы. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. На за­ре-то утренней она, Кикимора, собирает столы дубовые, ставит скамьи кленовые, стелит ручники кумачные для пира неряженого, для гостей незваныих. Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу: а и та печь не на месте, а и тот стол не во том углу, а и та скамья не по стене. Строит Кикимора печь посвоему, ставит стол по-нарядному, убирает скамью запонами шидяными. Выживает она, Кикимора, самого хозяина, изводит она, окаянная, всяк род человечь. А и после того, она, лукавая, мутит миром крещеныим: идет ли прохожий по улице, а и тут она ему камень под ноги; едет ли посадский на торг торговать, а и тут она ему камень в голову. Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой».

На Маремьяну на вечерней заре заговоры против кикимор произносят. Для изгнания кикимор из дома заговоры надо произносить не только 2 марта, но и 17 марта — вдень, который так и называется — Кикиморы.

В этот же день девки еще и гадали — выходили на улицу и смотрели: если идет женщина, значит, та, которая гадает, замуж в этом году выйдет.

3 Марта - ОВСЯНКА

Ярило в этот день брался за соху и борону, проверял, готовы ли они к весне. С этого дня у кузнецов прибывало работы — крестьяне несли им чинить рабочий инструмент.

В этот день не было от Ярилы укрытия снегу, топил он его, не жалея сил. В народе говорили: «Много снегу — много хлеба; много воды — много травы», «Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется».

Маленькая же птичка овсянка возвещала веселым чириканьем наступлением весны. В этот день пекли овсяное печенье — овсянники.

Овсянники. 400 г овсяной муки, 400 г пшеничной, 250 мл. подогретого молока, 300 г сахара, 1 столовую ложку картофельной муки, 2 чайные ложки соды, 200 г сливочного масла, размешать, раскатать, вырезать большой рюмкой «печенюшки», испечь.

4 Марта - ФИЛЯ ВЕШНИЙ

День этот в народе называется так по имени апостолов Архиппа и Филимона.

4 марта в крестьянских домах привечали сирых да убогих, с радостью принимали нищих, угощали их на славу. Считалось, что чем больше сделаешь добрых дел в этот день, тем лучше.

Пекли каравай, посвящали его солнцу и затем по кусочку давали съесть всем домашним, соседям и обязательно пришедшей в дом нищей братии. Оставшиеся хлебные крошки бросали за спину. Верили: кинешь хлеб-соль назад — по осени с хлебом будешь.

Об искусстве выпечки хлеба народ сложил такие поговорки:

Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.

Если под печью лежит голик (веник) или сидит лягушка, то хлебы испортятся.

Когда один хлеб вынут раньше прочих и разрежут, то все хлебы испортятся.

За ужином хлеба не починать, не спор будет.

Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.

Когда хлеб печется, не мети избы: спорынью выметешь.

Сажая хлебы в печь, подымай подол, приговаривая: «Подымайся выше!»

Каравай хлеба начинай резать с головы (с края, который несколько « повыдался »).

«С древнейших времен пришел к нам каравай, — пишет в одной из своих книг В. Побочный. — В старину его называли черепенником. В язы­ческое время он считался священным пирогом. В.И. Даль упоминает о ста­ринном свадебном чине каравайника. В наше время каравай стали готовить

из творога, лапши, капусты, пшена.

Вот несколько рецептов приготовления каравая, почерпнутых из старинных кулинарных книг.

Каравай. На 400 г пшеничной муки 4 столовых ложки сухих дрожжей, V2 стакана теплой воды, 400 г сливочного масла, 16 яиц, 150 г сахара, цедра 2 лимонов, молотая корица, соль по вкусу. В растертое сливочное масло постепенно вбивают сырые желтки, сахар, тертую цедру лимона, корицу, доставляют разведенные в воде дрожжи, муку, взбитые белки. Подготовленную массу выкладывают в смазанную, маслом форму, заполнив ее на V2 высоты, и дают тесту подняться. Выпекают каравай в горячей духовке 35 — 45 минут, затем поливают растопленным медом или вареньем.

Праздничный каравай. Для опары: 750 г муки, 30 г прессованных дрожжей, 0,3 л молока, 0,1 — 0,2 л воды. Для теста: 750 г муки, 20 г соли, 150 г сахара, 100 г маргарина, 2 яйца, 0,2 — 0,3 л воды. Тесто для этого каравая готовят опарным способом. Из муки, прессованных дрожжей, молока и воды готовят, опару, которая должна бродить не менее 4 часов. Затем в нее добавляют оставшуюся воду, яйца, соль, сахар, маргарин, муку. Брожение теста продолжается 80 — 90 минут. Из выброженного теста формуют заготовку в виде круглого каравая массой примерно 2,2 кг. Каравай украшают цветами, листьями из недрожжевого теста, сообразуясь, с собственной фантазией, и выкладывают заготовку на противень, смазанный маслом.

Для изготовления цветов из недрожжевого теста раскатывают плос­кую ленту длиной 12 — 15 сантиметров и шириной 3 сантиметра, на ней с одного края делают глубиной 2 сантиметра параллельные надрезы. Затем ленту сворачивают, закрепляют на каравае и подрезают концы, из которых и образуются лепестки. Из такого же теста вырезают листья или делают жгуты, которым затем придают форму колосьев. Перед посадкой в печь украшения смазывают яйцом и надрезают.

Кроме того, из жгутов теста сплетают косичку и после отделки и расстойки укладывают ее у основания каравая. Примерная длина жгутов для косички 75 сантиметра.

Продолжительность расстойки каравая 30 — 40 минут. Перед посадкой в печь его поверхность смазывают яйцом. Выпекают каравай 85 — 90 минут при температуре 190 — 210°С».

5 Марта - ЛЕВ КАТАЛЬЩИК

День этот в народе назван так по имени преподобного Льва, епископа в городе Катане на Сицилии. Поскольку сицилийский святой был далек от русского народа, то крестьяне переименовали его в Льва Катальщика и устраивали в этот день катания с гор. Считалось, что кто дальше скатится, тот счастье свое продлит. Говорили: «Зима на исходе — торопись на санках накататься досыта».

В этот же день строго запрещалось смотреть на падающие звезды с неба. Худая примета тому, кто завидит падающую звезду: она предвещает неизбежную смерть ему или кому-нибудь из его семейства. Пренебрегающие старыми приметами, увидев падающую звезду, говорят: «Маньяк полетел».

Маньяками называли падающие звезды. Встарь эти звезды известны были под именем белых путей. Так они записаны в наших летописях под 1385 годом. У поселян падение звезд почиталось зловещим; от него отговариваются словами: «Аминь! Рассыпься!» В некоторых местах они почитались за духов, посещающих женщин в отсутствие мужей их.

Считалось, что если кто заболеет в этот день, то или долго проболеет, или умрет. Такому больному клали под мышки по ломтю хлеба и замечали: если к утру хлеб засохнет, то больной непременно умрет.

В этот день надо было тайком взять из кузни огня (углей) и нести его в поле. Огонь этот скреплял союз земли и сохи-бороны, грел будущие всходы, давал земле плодородие.

6 Марта - ТИМОФЕЙ ВЕСНОВЕЙ

День этот назван в народе по имени преподобного Тимофея, который подвизался в пустыне, называемой Символами, в Малой Азии, при Олимпийской горе. Еще в юности он поставил себе правилом никогда не смотреть на женское лицо. Тимофей имел дар исцеления и власть над злыми духами.

Однако русскому народу было важно, что именно этот день определял весну.

Считалось, что какова погода в этот день, такова-и весна будет.

На Тимофея начинали дуть теплые ветры, а потому говорили: «До­жить бы до Весновея, а там зима не страшна», «Тимофей Весновей — уж тепло у дверей», «На Тимофея Весновея как ни злись метелица, а все равно весной веет».

06 этом дне говорили: «Весновей веет и старого греет», потому что старики слезали с печи, на завалинку перебирались, смотрели, будет ли весна хорошей, да вели меж собой разговоры, вспоминали смешные истории. И стар, и млад любили так называемые докучные сказки, всем нам знакомые с детства:

«Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?»

«Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то рыба-елец, тут и сказке конец». .

«Жил-был царь, у царя был двор, на дарре был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»

««Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»

«Рассказать ли тебе докучную сказочку?» — «Расскажи». — «Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?» — «Не надо». — «Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?» — и т. д.

7 Марта - МАВРИКИЙ

Почему мученик Маврикий, живший в IV столетии, в сознании русско­го народа ассоциировался с прилетом грачей, — не может объяснить никто. Тем не менее считалось, что именно на Маврикия прилетают домой скворцы, грачи и ласточки. Ранний прилет грачей и ласточек — к ранней весне. А еще в народе говорили: «Ранние ласточки — к счастливому году».

Ласточек русский народ очень любил, а потому сложил о них много пословиц да поговорок:

Если ласточка пролетит под коровой, будет кровью доиться.

Ласточки шныряют низко — на дождь.

Ласточки летают высоко — к вёдру.

Ласточка в окно влетит — к покойнику.

Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.

Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет.

На Маврикия начинались первые работы на поле и в огороде, куда вывозили навоз — пока была крепка дорога и к полю еще можно было подъехать. Навоз был верным помощникам крестьянам на полях. О нем говорили:

Клади навоз густо — не будет в амбаре пусто.

Навоз самого Бога обманет, даст урожай в неурожайный год.

Свёз навоза кучу — и Богу не кучусь (не докучаю).

В поле — навоз, в амбаре — хлеба воз.

Навозу нельзя запахивать в новолуние, а можно в последнюю четверть.

В полнолуние навозу по полям нельзя развозить — сорная трава задушит.

Надо было в этот день тайно взять земли из-под первой весенней сохи и тоже тайно положить ее в избу. Считалось, что если все сделано правильно, из дома уходили все клопы.

В этот день сеют ранний горох, капусту, которые такое «преждевременное» засевание уберегает от нападения гусениц в период, когда завязываются кочаны.

Заговор на хороший рост растений в огороде и на поле. «Умойсь я (имярек) в утреннюю зарю утренней росой и очерчу себя безымянным пальцем и скажу: ‘Той еси ты, заря утренняя, и ты, заря вечерняя, пади ты на мой рожь и проч., дабы она росла, как лес высока, как дуб толста”. Будьте, мои слова, крепки и лепки».

8 Марта - КИСЛЫЕ ДЕВКИ

В этот день, ныне Женский праздник, на Руси девки… кисли, и в том не было ничего удивительного: если до Масленицы свадьбу не сыграли, то теперь ждать им было нужно до лета.

Однако и закисшие девки времени даром не теряли да всякие приговоры для привлечения женихов говорили. Для этого они стерегли появление молодого месяца и, увидев его, вертелись на правой пятке, приговаривая: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя».

А еще незаметно ото всех вметали сор с улицы в избу и заметали его в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая: «Гоню я в избу свой молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».

Заводили опару, ставили ее в печь, и, когда она начинала киснуть, брали наперсток, черпали им трижды жидкое тесто и выпивали с приговором: «Как тесто ложится у сердца на месте, так и мысли о рабе Божией (имярек) ложились бы у ретива сердца раба Божия (имярек)».

А после посиделок выходили за ворота, набирали в подол сарафана снега, пололи его — перебирали и бросали на землю, — приговаривая: «Полю, полю просо на девичью косу; где мой женишок, там, собачка, взвой, голосок отдай».

В этот же день определяли, как быстро снег сойдет. Считалось, что если соломина, положенная на поверхность снега, сквозь сугроб провалива­лась, то через месяц снег должен был сойти.

Особые приметы были в этот день о сороках. Говорили: «С этого дня сорока гостей не прочит, вперед свахи к дому не летит», «Сорока в лесу за гнездо принялась», «Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками».

А еще о сороках говорили:

Сорока скачет на дому больного — к выздоровлению.

Сорока даром не щекочет – либо к гостям, либо к вестям.

Сорока под стреху лезет — ко вьюге.

Надо сказать, что сорок на Руси не особенно жаловали — как, впрочем, и ворона, сову и филина. Считалось, что если сорока прокричит на крыше дома, то быть в доме покойнику.

В Москве существовала легенда о сороке, будто бы предавшей бояри­на Кучку. Известно, что наша столица основана на месте убиения Кучки, и когда он, желая спрятаться от преследователей, схоронился под кустом, сорока своим стрекотанием выдала его. С тех пор сороки навсегда изгнаны из Москвы.

Рассказывали еще в народе, что Марина Мнишек, жена самозванца Димитрия, была ведьмой, и когда убили ее, будто бы перекинулась сорокой и улетела в окно своего терема. За это и прокляты все сороки. Хотя существует и другая версия проклятия сорок — якобы их проклял один набожный старец за то, что одна из представительниц этого племени унесла последний кусок его сыра.

9 Марта - ИОАНН ПРЕДТЕЧА

Церковь в этот день празднует первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи — Иоанна Крестителя, которому молились об избавлении от головной боли, при освящении пчельника, за детей, о покровительстве посевов и о плодородии, а вот русский народ считал, что именно 9 марта птица гнездо обретает, или завивает. Крестьяне примечали: если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.

Если же на Обретение снег выпадет — будет Пасха холодная, а если сухо — и на Пасху дождя не жди.

Перелетные птицы на Обретение домой из жарких стран собирались.

10 Марта - ТАРАС КУМАШНИКК

Тарасий, память которого Церковь отмечает в этот день, был архиепископом в Константинополе и отличался добротой: он был отцом нищих и сирот, утешителем скорбящих, защитником обиженных, устроитель богаделен и больницы.

Русский же народ считал, что святой может помогать еще и от лихорадки. На Тараса приходила лихорадка в дом, и если святому не помолиться, то нагоняет она сон на человека, а во сне и в тело входит. Поэтому днем в этот день никогда не спали.

Чтобы прогнать дрему, играли в игру «Дрема». В горнице или комнате собираются и поют песню:

Дремли, дрема, дремли, дрема, Дремли, дрема, по девице. Бери, дрема, бери, дрема, Бери, дрема, кого хочешь. Сажай, дрема, сажай, дрема, Сажай, дрема, с собой рядом.

Трепли, дрема, трепли, дрема, Трепли, дрема, помилее. Целуй, дрема, целуй, дрема, Целуй, дрема сколько хочешь!

Посреди комнаты на стуле сидит в роли Дремы молодец и «дремлет», затем, в соответствии со словами песни, «просыпается», выбирает девицу, сажает ее с собой рядом, нежно треплет рукой по голове и целует ее скольо хочет — раз или два. После этого молодец уходит на свое место, а деви­ца остается на стуле. Песня запевается снова. Девице поет: «Дремли, дрема, по молодцу». Девица-дрема во всем поступает сообразно с песней.

 

Лихорадку же, которая приходит к человеку во сне, называли кумой, или кумохой, или кумухой. Духи лихорадок представлялись крестьянам демоническими существами женского рода, “дочерями или послушницами Ирода Царя”. Их насчитывают от 7 до 12. Каждая лихорадка носит особое «говорящее» имя, указывающее на тот или другой припадок болезни, или последовательное изменение в организме, ею вызываемое. По мнению крестьян, только сок осиновой коры, соскобленной непременно снизу вверх, помогает против лихорадки, иначе “лихоманка не выйдет”. Кроме того, хорошо помогают от лихорадки и заговоры.

Вот один из них.

ЗАГОВОР ОТ ЛИХОРАДКИ. «На горе Фаворстей, под дубом Мамврийским ту седяху Сихаил, Михаил, и ту собрашася вся силы небесныя, ангели и архангели, херувими и серафими, а идут семь дев простовласы и без пояс, и они им молвят: “Кто вы естя, девы?” Они же рекоша: “Дщери есмя царя Ирода”. “Где идете?” “Идем в мир костей человеческих ломити и тела их томити”. И они им дали по тысящи ран железны дубцы да ввергли их во огненное море. “Не дай Бог вам бывати из огненнаго моря ни в роду, ни в племени”. Собрашася силы небесныя, ангели и архангели, херувими и серафими, отгнаша от раба Божия (имярек)».

И ни в коем случае нельзя было смотреть в этот день с улицы через окно в дом, не то лихорадка может «поймать»: через стекло-то она на тебя и смотрит.

А еще считали, что коли сорвется в этот день с крючьев избяная дверь, то предвещает это великую домашнюю беду: смерть кого-нибудь из домочадцев, пожар или мор оспенный.

11 Марта - ПОРФИРИЙ ПОЗДНИЙ

Не смотря на приближение настоящей весны, крестьяне боялись еще приниматься за полевые работы. Если ударит мороз — все посевы погубит. Старики говорили в этот день: «Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя — обманет».

12 Марта - ПРОКОП ДОРОГОПРОКОПАТЕЛЬ

А вот в этот день уже наступала настоящая весна. В народе говорили: «Прокоп Перезимник дорогу рушит, а сам в сугробе увяз», «На Прокопия санный путь непрочен», «На Прокопия снег лежал-лежал, а потом в речку убежал».

Надо было, прежде чем выезжать со двора, послушать дорогу: надежна ли. Точно так же прислушивались и к капели. Если была большая капель, то опасались в путь долгий трогаться. Зато при хорошей капели охотнику в лес на зайцев собираться надо.

Заяц дорогу перебежал — неудача стрелку.

Когда собака перебежит дорогу, то беды нет, но и большого успеха в лесу не будет.

13 Марта - ВАСИЛИЙ КАПЕЛЬНИК

С этого дня начинает таять снег на крышах. Говорят: «Посмотри на Васильев день на капельники — сосульки — и капель пойдет», «Придет Василий Капельник — и зима заплачет». Полагают, что в этот день бывает всегда оттепель.

На Василия Тёплого солнце в кругах — к урожаю.

Василий Капельник капли дает, капли уж будут — к доброму году.

У детей, страдающих водянкой, пухнет живот, и крестьяне говорили: «Беда нашла на ребят: растут в брюхо». Эту болезнь называли овечьей одышкой. Детей, страдающих этой болезнью, можно было вылечить следующим средством: больное дитя, закутав в овчинный тулуп, мать клала воз­ле порога, а отец в это время загонял овец в избу, и потом опять выгонял на улицу. Крестьяне верили, что овцы, переступая через больного ребенка, уносили с собой детскую болезнь.

Во многих местностях в этот день пилили дрова, на санях вывозили к берегу реки бревна для сплава.

Говорили:

В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.

Топор одевает, топор обувает.

Если бы бог не дал топора, то надо было бы утопиться давно.

Не хочешь холоду, полюбишь лес смолоду.

В этот день было принято приносить в дом сосновую ветку, крестьяне верили, что она очищала воздух в доме и давала здоровье его обитателям. Из сосновых почек и хвои готовили в этот день разные настои и чаи.

Напиток из хвои. 200 г хвои сосны, 40 г сахара, 1 л воды, 2 г лимонной кислоты, ароматическая эссенция. Свежие иглы хвои промыть холодной водой, небольшими порциями класть в кипящую воду, чтобы кипение не прекращалось ни на секунду, и варить в закрытой кастрюле 30—40 мин. Отвар процедить, добавить сахар, лимонную кислоту, растворенную в теплой воде (1 :20), и охладить. Напиток можно хранить в холодильнике не более 10 часов.

Отвар, настой и настойку сосновых почек принимают внутрь при бронхи­те, пневмонии, язвенной, почечно-желчекаменной болезнях. Чай готовят так: 10 г почек на стакан кипятка. Пьют по две столовые ложки три раза вдень.

Популярен в народе был витаминный настой хвои (20 г на стакан воды), его принимают по две столовые ложки три раза в день.

14 Марта - ЕВДОКИЯ СВИСТУНЬЯ

В старом юлианском календаре этот день приходился на 1 марта. Это было начало весны. В одном древнерусском стихотворном месяцеслове под этим числом читаем:

Ныне март наш начинает, Весну красну возвещает.

Это наступление весны в старое время русские люди праздновали очень весело и торжественно как великий народный праздник, отчего и Евдокия получила прозвание Весновки.

В день Евдокии кликали весну. Женщины, девицы и дети взлезают на кровли амбаров или на пригорки и поют:

Весна красна!

Что ты нам принесла?

Красное летичко.

Весна красна! На чем пришла? На чем приехала? На сошечке, На вороночке.

Образ весны, приезжающей на сошке, конечно, был очень близок представлению русского народа о теплом времени как о земледельческой поре. В этот день надо было уже думать о будущем урожае, нанимать работников.

Именно на Евдокию оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. При новых сроках говорили: «С Евдокей до Егорья» или «С Евдокей по Петров день, по Спасов день».

С Плющихи наступает почин сельскохозяйственного лета: в этот день начинают проращивать семена помидоров и высеивать их в ящики на рассаду.

У русских гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой.

А еще на Евдокию ветры дули и свистели. Тогда говорили: «Вот те на! Приехала Свистунья». Это прозвание Евдокии дало повод некоторым исследователям русской старины считать, что эта угодница заменила нашим предкам древнего языческого Позвизда, бога и распорядителя ветров. По другой версии, Еввдокию прозвали Свистуньей потому, что к этому дни пробуждаются уже ото сна многие животные и своим свистом и криком возвещает о наступлении весны. В России прежде всех возвещает весну сурок, которого на Украине называют байбак.

Этот день называют еще и «Авдотьей Плющихой» — потому, что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Вообще же слово «плющить» на старорусском языке означало «капать», а сосульки, или сосульники, на избе называли «плющинами».

Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. Для больных собирали снеге пригорков и поили их снеговой водой от разных недугов.

Любили в этот день погадать о лете, ведь Евдокия слыла Летоуказательницей. Вот что говорили:

С Евдокей в стояч собаку заносит снегом.

Откуда на Евдокей повеет ветер, оттоль он подует весной и летом.

На Евдокею теплый ветер — лето мокрое, сиверко — холодное лето.

Коли на Евдокей новичок с дождем, то быть лету мокрому.

И март на нос садится, коли на Евдокей мороз прилучится.

Какова Евдокия, таково и лето.

На Евдокию снег — урожай.

Евдокия весну сряжает.

День Евдокии красный — на огурцы и грузди урожай.

С Евдокии Плющихи первые оттепели.

На Евдокею сеют капусту, а на Украине — мак.

Евдокия благоволит, да насорит.

Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает — либо снег, либо дождь.

С Евдокей погоже — все лето пригоже.

Коли на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.

На Евдокию мороз прилучится, так и март на нос садится.

С Евдокей ветры и вихри.

У Евдокей вода, у Егорья трава.

Коли курочка в Евдокей напьется, то и овечка на Егорья (23 апреля) наестся.

Пришли Евдокей — мужику затеи.

На Евдокию сурок просыпается и свищет — это первый признак весны.

С Евдокии запевали веснянки — хороводные песни — и пели их до Троицына дня. Пекли обрядовое печенье — жавороношки. И вот когда тесто раскатывали, надо было заговор сказать:

По белому, по чистому,

По ядомому,

От земли заполечененному,

По зазнобчивому,

Зорями крученному,

Катись бел-крутой,

Бел-золотой.

Верили, что этот обряд принесет в дом достаток и хороший урожай

15 Марта - ВЕТРЫ-ВИХРЕВЕИ

В этот день Церковь отмечает память священномученика Феодота, епископа Киринейского, и русский народ «закрепил» за этим святым название Ветроноса. Говорили: «Федот Ветронос — везде сует свой нос». И действительно — в этот день бывали большие ветры.

В народе еще говорили:

У Федота ветра, метели — бабам затеи.

Евдокия Федота не спросила, весну снарядила, а он то крышу с сарая сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит.

Федот серчает да к полудню обмякает, видать, и его солнце припекает.

На Федота занос — сено не спасешь.

На Федота вьюга — долго травы не будет.

Федот-ветронос задирает курам хвост.

Существовало поверие, что в этот день все подземные источники закипают и выливаются на землю — случается последняя большая оттепель. А вот если вместо оттепели ударял мороз, говорили: «Федот — да не тот».

Если Авдотья да Федот были ясны, то Юрий (6 мая) да Николай (22 мая) тоже ясные будут.

В этот день уже иногда отрастала трава на столько, что можно было уже выпускать пастись скотину.

Если же день был холодный да ненастный, говорили: «Федот злой, не быть с травой».

Если ветер был в этот день теплый, то и лето должно было быть теплым, если же ветер был северным, то и лето ожидалось холодное. Если же в этот день шел дождь, то и все лето должно было быть мокрым.

16 Марта - ЕВТРОПИЙ

Говорили: «Евтропий — снег топит», «Евтропий путь тропит да снег топит». В этот день надо было поле крест-накрест обойти, чтобы вним­ние солнца привлечь, на поле заставить снег топить.

Но с солнцем были шутки плохи. Надо было знать, как себя с ним вести. В народе говорили:

По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.

Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься.

Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет.

Солнце за тучку садится — к дождю; в краснах — к вёдру.

Ветер за солнцем — к ведряной погоде.

Солнце садится в морок — дождь будет.

Солнце садится в облако — другой день ненастный.

17 Марта - ГЕРАСИМ ГРАЧЕВНИК

В этот день прилетали грачи. Интересно, что грачи летят с той же скоростью, с какой продвигается фронт весны — около 50 километров в сутки.

Опытные люди замечают, что если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная. Если грачи прилетели и сразу взялись за ремонт своих гнезд, то уже через пару дней наступит тепло, а вот если умные птицы на гнездо садятся лишь на непродолжительное время и снова взлетают, то холода продержатся еще несколько дней. Крестьяне считали, что если грачи сели на гнезда, то через неделю можно уже будет выходить на сев.

В этот день, в знак радости видеть этих пернатых гостей, хлебосольный русский люд печет грачей из теста и говорит, что Герасим к нему грачей нагнал.

Грач — работяга-«трудоголик», а потому рожденных в его день считали наделенными заботами о своем хозяйстве.

Грачи могут выгнать из дома и со двора нечистую силу.

Поэтому в этот день с помощью заговора выживали кикимору. Мириться с ней крестьяне не хотели, потому что она все время пакостила в доме: то стучала вьюшкой в печи, то спутывала пряжу, то кидалась картошкой или луковицей из погреба, то била глиняные горшки.

Чтобы изгнать кикимору, приглашали в избу знахаря.

С самого раннего утра уходили домочадцы из дома, и в опустевшем жилище поселялся знахарь. Он осматривал все углы, обметал печь и читал заговоры.

Заговор на выживание кикиморы. «Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют. Будьте, мои слова, крепки и лепки, крепче камня и булата. Ключ моим словам в небесной высоте, а замок в морской глубине, на рыбе на ките; и никому эту кит-рыбу не добыть, и замок не отпереть, кроме меня (имярек). А кто эту кит-рыбу добудет, и замок мой отопрет, да будет яко древо, палимое молниею».

Убежав на Герасима от заговора и грачей, кикимора возвращалась в дом после отлета этих птиц на зиму в теплые края и начала пакостить с новой силой.

Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть.

18 Марта - ЮНОН ОГОРОДНИК

Мученик Конон Градарь жил в памфилийском городе Мандоне и занимался возделыванием огородов, отчего и называется Градарем.

В древних церковных наших месяцесловах этот угодник называется Страдником, и о нем наши предки говорили: «Хотя бы вдень Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много». В русском народе говорили: «Конон Огородник на огород позвал».

Земля была кормилицей русского народа. Однако и сама Земля люд­ским трудом кормилась. Надо было крестьянину не лениться, ибо «земля — тарелка: что на нее положишь, то и возьмешь». Известная всем пословица «Что потопаешь, то и полопаешь» сложена именно о работе на земле.

С этого дня надо было начинать копать огород и гряды навозить. Го­ворили: «Навозишь на Огородника на гряды навоз — не хлебнешь зимой над печным горшком слез», «Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка».

Если на Конона ведро, то летом града не будет.

19 Марта - КОНСТАНТИНОВЫ КРУГИ

Вдень Обретения Честного Креста святой царицей Еленой и ее сыном равноапостольным царем Константином в Иерусалиме русский народ считал необходимым обойти кругами колодцы и вытоптать снег, чтобы грязная вода не стекала в них. Первые круги вытаптывал именинник — Константин.

Русский народ испытывал великое уважение к колодезной воду. Все мы знаем пословицу «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться». А ведь существует и еще один ее вариант: «Плевать в колодец — все равно что матери в глаза».

А еще о колодцах существовали следующие поверья:

Не пей .из чужого колодца — своя вода не потечет.

Если в колодезь бросить мох, пойдет дождь.

В этот день прилетал белый аист.

20 Марта - ВАСИЛИЙ КАПЕЛЬНИК

Приближалась весна, и, как понятно уже из названия этого дня, всюду была капель.

Капель с сосулек в этот день — хороший урожай льна и конопли. Пасмурная холодная погода к ночи — будет заморозок.

Капель с сосульками — к урожаю конопли.

Если ночь вдруг окно треснет или с крыши пласт снега сорвется, то, по мнению русского народа, это грехи тяжкие на землю падают.

Следовало в этот день молиться иконе Божией Матери «Споручница грешных».

21 Марта - ВЕРБОИОСИЦА

Это день весеннего равноденствия и истинное начало весны.

К этому дню распускалась уже верба.

Перед Вербным воскресением (читай о нем в конце книги) девушки с матерями ходили в лес и на берега рек, приносили домой серебристые веточки. Верба обладала особой «охранной» силой.

С ней же связаны и весьма неприятные суеверия. В народе говорили: «Кто вербу посадит — сам на себя заступ готовит (умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату)».

Верба иначе называется ива, ветла, ракита, тальник. Ранний медонос.

С лечебной целью употребляют кору, листья и соцветия. Кору собирают до цветения, сушат под навесом или на чердаках с хорошей вентиляци­ей. Мужские соцветия (сережки) срывают в пору цветения.

В народной медицине кора ивы используется как вяжущее, жаропонижающее, противоревматическое, желчегонное, ранозаживляющее и успокаивающее средство. Отвар ее (столовая ложка коры на стакан кипятка) по столовой ложке три раза в день (можно и в сочетании с препаратами салициловой кислоты) применяют внутрь при лихорадочных состояниях и головной боли.

Готовят чай из одной столовой ложки коры ивы, семян аниса, листьев подбела, липового цвета, ягод малины на два стакана кипятка. Отваром коры полощут рот при стоматитах и горло при ангинах. Порошок из коры наносят на раневую поверхность как кровоостанавливающее средство и засыпают в нос при кровотечениях. Для ванн при болях в ногах, от расширенных вен, использовали отвар коры ивы и дуба.

22 Марта - СОРОКИ

День сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, в народе считался днем второй встречи весны (первая встреча — на Сретение, третья — на Благовещение).

Это один из самых больших праздников весны. На Сорок мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается.

Крестьяне в этот день ходили окликать весну. Предвестниками же весны бывали жаворонки, которые и прилетали в этот день, поэтому заклинали. Весну в образе ее вестовой птицы — жаворонка.

Загодя выпекали из теста жаворонков, как правило, сорок штук — по числу погибших мучеников. Вот как они делались.

«Жаворонки». Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли. Для смазки: сладкий крепкий чай. Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста, которое хорошо вымешивается. Затем из него лепят шар, отщипывают от него небольшие куски, раскатывают из них жгуты, завязывают узлом, головке придают соответствующую форму, из изюминок делают глазки, слегка примяв пальцами, лепят хвостик, делают надрезы-перышки, смазывают поверхность настоем крепкого чая с сахаром и ставят в духовку.

Давали «птиц» детям, ласково приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Деревенская детвора залезали на повети и на крыши, привязывали «жаворонков» к шесту и, раскачивая самодельных птиц, распевала:

Жаворонки, прилетите, Красно лето принесите!

Жаворонки, жаворонки, Прилетите к нам. Принесите нам Весну-красну. Зима надоела, Весь хлеб поела.

Затем выпеченных птицы крошили и раскидывали по сторонам. Так «заговаривали» скорое и хорошее лето.

По замечаниям стариков, с 9 марта начинаются утренники — утренние морозы — и продолжаются ровно сорок дней. Если эти утренники будут продолжаться постоянно, тогда лето будет теплое.

Чтобы защититься от морозов, хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков — «сороки святые, колобаны золотые». Испеченные колобки, начиная с Сорок, каждый день выбрасывали по одному за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос, Вот тебя хлеб и овес, А теперь убирайся, Подобру-поздорову!

На Сорок мучеников, по повериям, прилетают из-за моря сорок птиц. На Сороки птица-сорока кладет на гнездо сорок палочек. В старину в Малороссии на день сорока мучеников был у школьников обычай приносить своему учителю по сороку бубликов. В Западной России на день сорока мучеников сельские девицы, приплясывая, переламывали сорок досок и разрывали сорок небольших шнурков. Здесь же было обыкновение приготовлять на этот день галушки из теста, бросать в горячую воду, и потом всякий член семейства съедал их по сорок штук. На сороки мальчики сельские выбегали рано босые на двор и старались перебросить через кровлю сорок щепок

Среди севастийских мучеников был один по имени Сисиний, которому русский народ приписывал силу излечения от лихорадки. В старину этого мученика изображали на иконах, побеждающим 12 дев-сестер.(лихорадок). (О лихорадках см. также 10 марта). К Сисинию, которого в народе называли Сизинием, обращались в заговорах.

Об этом дне также говорили:

Сороки святые — колобаны золотые (булочки).

Гречу сеять пропусти сорок морозов после сорока мучеников.

Во что сороки, в то и Петровки (в день недели).

На Сорок мучеников сорок птиц прилетают.

Сорок пичуг на Русь пробирается.

Сколько на Сороки проталинок, столько жаворонков. Прилетел кулик на Сороки из заморья, принес весну из неволья. На Сорок сороков жаворонки, прилетите, красно лето принесите.

23 Марта - ВАСИЛИСА - ВЕШНЕЙ ВОДЫ УКАЗАТЕЛЬНИЦА

У Василисы — весенние заботы; отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла.

На Василису день мглист — лен будет волокнист.

Когда в лунку уже бегут весенние ручьи, хорошо ловится плотва.

24 Марта - ЗАРЯ-КУКУШКА

К

Всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подает. И порой день этот оборачивается кукушкиными слезами.

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились. Ранняя кукушка до опушки дерева — к голоду Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) — ворам неудача. В этот день начинали работы в саду.

25 Марта - ФЕОФАН - ПРОЛОМИ НАСТ

Если утром появится туман, то в этот год будет большой урожай на лен и конопли. А чтобы примета сбывалась, разбрасывали по двору несколько семян конопляных и льняных для угощения птиц.

По ночам припадают к земле туманы, гонят снег пуще дождей.

Если в этот день заболеет лошадь, то она никуда не будет годиться для летней работы.

Лошадь была первым помощником крестьянину в хозяйстве. О ней говорили:

У хорошего хозяина нет плохой лошади. Казак сам не съест, а коня накормит. Без хозяина конь — сирота.

С лошадьми же было связано много примет и суеверий: Лошадь фыркает — к дождю.

Лошадь трясет головой и закидывает ее кверху — к ненастью. Зимой лошадь ложится — к теплу. Лошадь храпит — ко вьюге. Лошади фыркают в дороге — к радостной встрече. Если баба перешагнет через хомут или оглоблю, то тяжело будет ло­шади.

Кони ржут — к добру.

При отвозе покойника лошадь на кладбище перепрягается сызнова.

Конь воина обнюхивает — убитым быть.

26 Марта - НИКИФОРОВ ДЕНЬ

Весна все больше вступает в свои права, солнышко греет все сильнее, снег топит. Оно в берлогу просачивается, да медведя тревожить начинает. С этого дня начинали просыпаться медведи.

В древнем обществе медведь считался человеком в ином облике, обросшим или одетым в звериную шкуру. В восточнославянском фольклоре существует большое количество рассказов о превращении медведя в человека и наоборот.

Широко распространены истории о сожительстве человека с медведем и рождении у такой пары потомства (вспомним сказку об Иване Медвежье Ушко).

Некоторые части медвежьего тела считались священными, пользовались особым почитанием, ибо играли особую роль в обрядах. По медвежьей лапе, например, гадали.

С культом лапы и связана, вероятно русская народная сказка о медведе на липовой ноге: старик отрубает у медведя лапу, приносит ее домой, старуха варит ее и поет «порочащие» медведя стихи, но медведь приходит к старикам на липовой ноге и убивает старуху.

Если в этот день уже прилетели гуси, то год будет урожайным. А если гуси в воде полошутся — то скоро быть теплу.

По последнему льду хорошо клюет плотва, окунь и язь.

27 Марта - ФЕДОР СКОТНИК

В этот день обихаживали домашних животных, выводили скотину во двор, чистили и скребли ее, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия. Об этом дне говорили: «На Федора Скотника не ленись — скотинке поклонись».

Интересно, что крестьяне никогда не говорили — «домашние животные», всегда только — «скотина». За скотиной надо было ходить да смотреть, чтобы беды какой не случилось: «Скотину водить — не разиня рот ходить». Семью было трудно прокормить без коровы: «Корова на дворе — харч на столе». Большим подспорьем в хозяйстве крестьяне считали свинью: «Свинья — копилка: что в нее положишь, то и возьмешь». Существовали и особые тайны ухода за свиньями: «Свиней скликать, глядя в окно, — в огород не полезут», «Если загонять свиней в хлев есть, то свинья поест поросят».

На Федора Скотника мороз — и всю неделю мороз.

28 Марта - ЛЕСНОЕ УХОЖЕНЬЕ

День этот назывался Лесным ухоженье, потому что с особым уважением надо было отзываться о лесе, который был кормильцем и поильцем крестьян, давал грибы, ягоды, дичь и мясо, травы целебные и коренья полезные.

Чтобы не заблудиться в лесу, произносили особый заговор: «Встану я (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, а из ворот в чистое поле; поклонюсь на все на четыре стороны и пойду в густой, темный лес. Приду в середину густого леса, и найду тут старца старого, как лунь седого; поклонюсь ему низехонько и скажу: ‘Тойеси, старец, как лунь седой! Скажи ты мне всю правду-истину, где живет царь Змиулан?” “Поди ты в правую сторону к царю Змиулану: что, не дуб стоит, Змиулан сидит; что не ветер шумит, Змиулан говорит”. ‘Той еси, царь Змиулан! Прикажи ты своим верным слугам меня (имярек) из сего леса темного вывести и направить на путь на дорогу”. Будьте, мои слова, крепки и лепки, отныне до веку. Замок в роте, а ключ в воду».

А если в этот день особенно страшно воют в лесу волки, спать не дают, то избавиться от этого можно таким образом: когда подушку перевернешь, сразу сном спокойным заснешь.

29 Марта - САВВИН

Крути — не крути зима, морозь — не морозь, а весна уже вошла в свои права. Снега хоть и нет, а вода все одно бежит. А потому до половодья надо было снарядить телегу, укрепить колеса и оглобли приладить.

Если этот день теплый, то и весна будет теплой.

На Саввина сани покинь, телегу подвинь.

На Саввина солнца хоть и нету, а вода все одно бежит.

30 Марта - АЛЕКСИЙ ТЕПЛЫЙ

Святой Алексий, человек Божий, чья память отмечается в этот день, называется в народе Теплым, потому что уже становится совсем тепло, начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: «Алексея человека Божия — с гор потоки. Алексея — с гор вода».

Алексий — из каждого сугроба кувшин пролей.

Алексий зиму-зимскую на нет сводит.

С гор вода, а рыба со стану (с зимовья).

На Алексея теплого доставай улья.

На Алексея покинь сани, сряжай телегу. Сани — на поветь. Садиться же в сани в этот день запрещалось: прокатят они тебя мимо желаний.

Если в этот день появятся большие ручьи, то полая вода будет большая и широко разольется по лугам.

В Туле в этот день бывали сборные гусиные бои, оканчивавшиеся пирушками.

Это был день березы. Береза на Руси всегда была одним из самых любимых деревьев, символом мира и чистоты помыслов.

В одной древней легенде рассказывается о возникновении березок. Языческий славянский бог солнца Хоре никогда не видел краса виц-русалочек, поскольку Мать-Река не разрешала им играть на берегу ясным днем, а всегда отпускала на берег только звездной ночью. Но однажды задержались русалочки на травке до восхода солнца. Увидел их Хоре и влюбился. Стал он горячими поцелуями обжигать нежную русалочью кожу да не пускать прелестниц в спасительную речную прохладу. Увидела Мать-Река, как больно и страшно ее дочерям, и решила спасти их от гибели, превратив в белоствольных красавиц— берез. Но и на коре деревьев остались навсегда черные ожоги от поцелуев Хорса.

Вот так и появились на Руси березы.

В этот день собирали березовые почки. Вот что читаем о них в одном старинном лечебнике: «Смолистые березовые почки, собранные весной и настоянные в пенном вине, составляют отличный, раноцелительный бальзам, который с пользой употребляется для примачивания ран, происшедших от ушибов и порезов. Березовые почки, настоянные в деревянном масле, весьма полезны в ревматических болях; масло это приготовляется таким образом: на бутылку масла, положи две горсти почек, поставь в теплое место, дай стоять две недели, потом процеди масло и хорошенько выжми почки. При употреблении должно масло подогреть, чтоб оно было теплое и натирать больную часть тела, ложась в постель».

За столом в этот день всей семьей пили березовый сок или специально приготовленный медово-березовый взвар, или сбитень..

Сок березовый получают из подсеченных деревьев во время весеннего сокодвижения. Принимают как общеукрепляющий диетический напиток при анемиях, авитаминозах, как желчегонное и мочегонное средство, по 1 стакану 3 раза в день.

Медово-березовый взвар. 150 г меда и сахара, 15 г гвоздики, 15 г корицы, 15 г имбиря, 15 г кардамона, 2 лавровых листа, 1 л березового сока. Мед смешать с соком, прокипятить 20 минут, добавить пряности и варить еще 5 минут. Затем напиток процедить, подавать к столу. Такой взвар прибавлял сил.

31 Марта - КИРИЛЛ - ДЕРИ ПОЛОЗ

Почему «дери полоз»? Да потому что выехав утром на санях на растаявший на мартовском солнышке и подмерзший за ночь наст, можно было действительно ободрать полозья.

На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади — зима.

На Трофимов марток продерет холодок.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* *