Страницы меню навигации

Professional Photo

Май – Народный календарь

1 Мая - КОЗЬМА ОГОРОДНИК

Крестьяне молились святому Иоанну, память которого отмечается в этот день, о защите от всяких бед и напастей.

Верили: если обворованный человек отслужит Иоанну в этот день мо­лебен, то найдутся воры. Прежде служения молебна обычно предлагали подозреваемому в воровстве человеку признаться в содеянном. Не призна­ются — приступали к ворожбе. Колдун или ворожея брали Псалтирь, пере­листывали его и били ножом в середину каждого листа, как будто бы ища указаний на вора. Потом вдруг останавливались и восклицали: «Да вот же он — или она!» Если ворожея указала на человека, а он стал отнекиваться, то надо было заставить его поклясться в своей невиновности Иваном Вои­ном. Народ верил, что, если человек поклялся, а сам виновен, святой Ио­анн непременно его покарает.

Это кукушкин день: она начинает куковать в лесах и рощах.

Кукушка закуковала — пора сеять лен.

Кукушка кукует на сухом дереве — к заморозку.

Кого кукушка закукует голодного (натощак), тот осенью не закармли­вает скотины, иначе она всю зиму будет голодна.

Кукушка летает по деревне — к пожару.

В этот день сеют морковь и свеклу.

Надо сказать, что традиционно посадкой и прополкой овощей зани­мались на Руси только женщины. Считалось, что все, что мужик посадит, в цвет пойдет, а плода не даст.

Пред посевом выходили утром к обетным студенцам (заветным клю­чам) для смачивания семян и, в надежде на будущий урожай, бросали мед­ные деньги на дно ключей.

По другому поверью, семена полагалось смачивать речной водой в продолжение трех утренних зорей. При этом была необходима скрытность, иначе урожай будет худой. Завистливый глаз здесь много вредит. Говорили: «Чужой глаз завистлив, а зависть, что ржавчина — весь урожай поедом съест!» А вот если сам хоть одно семечко из приготовленных к посадке се­мян съешь — весь урожай червяк пожрет!

Копали гряды, приговаривая: «Пришел Козьма — заглянул в погреба, лопату взял — у избы землю вскопал».

На Козьму — сей морковь и свеклу.

Козьма семя овощей сберег от вьюговеев, а потом сбережет от сухо­стоев, в земле упрячет.

2 Мая - ИВАН ВЕТХОПЕЩЕРНИК

К В этот день крестьянки выходили с обетным холстом в поле, раскла­нивались на все стороны и, обращаясь на восток, говорили: «Вот тебе, ма­тушка-весна, новая новинка!» После чего расстилали холст на лугу, клали на него пирог и уходили домой с надеждой, что Матушка-Весна оденется в новину и за принесенные хлеб-соль уродит в изобилии лен и коноплю. В этот день говорили «Надо одеть весну в новину», «На майском солнышке холсты отбелить — весну ими одарить!»

3 Мая - ОКЛИКАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

На Руси верили, что в этот день покойники скорбят о прежней своей жизни и желают повидаться с родными. Рано утром только пожилые жен­щины и старухи выходят на могилы и с причитанием окликают родителей:

«Родненькие наши батюшки! не над сажайте своего сердца ретивого, не рудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам, родненьким, не стало хлеба-соли, не достало цветна платья? Али вам, род­неньким, встосковалося по отцу с матерьей, по милым детушкам, по ласко­вым невестушкам? И вы, наши родненькие, встаньте, пробудитесь, погля­дите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, си­рот, из своих домков да потешьте словом ласковым».

Этот день был очень важных и для всех, кто был занят рыбным про­мыслом. Ловить рыбу и забрасывать сеть в этот день — большой грех.

Примерно в это время плотва мечет икру. Примечают: если она разой­дется через три-четыре дня, то сеять нынешней весной надо пораньше, а если рыбы вместе останутся неделю, а то и больше, то сеять надо попозже. Однако старались сеять все-таки пораньше. Говорили: «Ранний посев к по­зднему занимать не ходит», «Днем раньше посеешь — неделей раньше по­жнешь».

4 Мая - ПРОКЛЯТИЕ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ

В этот день проклинали нечистую силу старые люди: выходили за око­лицу и становясь лицом к западу произносили заговоры. Запад в русской православной и народной традиции был символом тьмы. Вход в храм всегда делается с запада, потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляю­щейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.

Злая нечисть отступала, а люди были защищены о нее на целый год.

Девицы в этот день хороводы водили, около яблони запевали. Лелея­ли — лялили — погожее времечко.

5 Мая - ЛУКА

В ляльное время — время хороводов и игр — не только девушки хотели повеселиться, но и нечистая сила. Стлали ведьмы на росную траву белый холст и начинали на нем хороводы водить. К 5 маю ведьмы, как считал русский народ, уже тяжелели, то есть были беременны. Поэтому когда у бабы не было дитя, она шла к лесной поляне, над которой поднимался теп­лый вешний пар. Выглядывала она ведьм, раздевалась и вставала незамет­но в хоровод на холсте. А потом отрывала от утоптанного полотна лоскут, приходила домой, утиралась и вскорости тоже беременела. Однако многие верили, что если баба попадет в этот хоровод, то подкинут ей в чрево свое­го ведьменка ведьмы, и навек та баба станет в подчинении у нечистой силы.

«Главарем» нежити считался Лука-Луканька, самый хитрый черт.

Ведьма же в представлении русского народа — это женщина, наделен­ная колдовской силой, связанная с нечистым. Может менять свой облик, летать, наводить порчу и вредить людям. Очень часто ведьмы оборачивают­ся черными кошками, свиньями, собаками, сороками. Могут они оборачи­ваться и прекрасными молодыми женщинами и соблазнять мужчин.

Основные функции ведьм — мешать продолжению рода и появлению изобилия в любых его формах. Забирая жизненную силу у людей, живот­ных и растений, ведьма увеличивает свой собственную силу. Если корова не доится или молоко не сбивается в масло, то надо звать на помощь местную колдунью или знахаря — узнать, что тому виной: естественные причины или колдовство. Часто оказывается, что коров доит ведьма в обличий како­го-либо животного, с которой местный знахарь вступит в состязание. По­бедит сильнейший.

Ведьмы получают свой силу от злых духов и руководствуются собствен­ной злой волей. Кладбища для них священны. Силу свой ведьмы должны передать на смертном одре преемнику. Ведьмы могут управлять погодой и насылать бурю, град, заморозки, засуху.

На Луку высаживают на грядки лук. «Лук — что татарин: как снег сошел, так он и тут». Лук почитался на Руси очень целебным растением. Го­ворили: «Лук от семи недуг», «Кто ест лук, тот избавлен от вечных мук».

Лук входил в состав многих народных лекарств. Вот лишь два из них:

Лук с медом для профилактики гриппа. Приготовить настой лука на воде (1 часть тертого лука на 20 частей кипяченой воды) и смешать его по­полам с медом. Полученным раствором промывать полость носа и глотки не менее трех раз вдень преде эпидемией гриппа.

Сок лука с медом при атеросклерозе. Лотжать сок лука, смешать по­полам с медом, принимать по 1 столовой ложке в день 3 — 4 раза до еды.

Если полностью развернулся лист березы, то можно сажать ранний картофель.

6 Мая - ЮРИЙ ВЕШНИЙ

Этот день — день памяти святого Георгия Победоносца, был на Руси великим праздником.

С этого дня начинались полевые работы. На уже засеянные поля вы­ходили служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы святой во­дой. Говорили:

Яровое сей на Егорья.

Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает.

Егорий с теплом, а Никола с кормом.

Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.

Яровой сей до Егорья или с Егорья.

В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает.

В этот день примечали погоду и делали прогнозы о будущем урожае:

На Егорья мороз — будет просо и овес.

На Егорья мороз — под кустом овес.

На Егорья мороз — гречи хороши.

Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в ка­душку.

Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.

Особой силой обладала так называемая юрьевская роса. Люди ката­лись по полям в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса, которая обладала особой целебной силой. Именно поэтому в народе гово­рят о безнадежно больных в весеннее время, что «не выйти им на Юрьеву росу». Она была и хороша, и одновременно плоха для скота. Если росу со­бирать рано утром (намочить в ней холст), а потом накинуть этот холст на скотину, то у коров отнимется молоко, а телята ослеплепнут. Однако если выгнать скотину в этот день в поле вербой, то юрьевские росы принесут ей только пользу.

Юрьева роса от сглаза, от семи недугов.

Будь здоров, как Юрьева роса!

Выгоняй скот на Юрьеву росу.

На Юрия — роса — не надо коням овса.

Юрий запасает коров, Никола коней.

Юрий — праздник пастухов. После того как скотину выгоняли на по­ля, пастухов угощали сытной мирской яичницею, наделяли холстом и день­гами. На этом празднике пастухов веселились все поселяне.

Поскольку скот в этот день был именинником, то на Егория запреща­лось что-либо делать из шерсти: прясть, вязать и даже просто брать в руки шерстяные нитки.

Чтобы обезопасить скот от нечистой силы и «гарантировать» ему здо­ровье, в некоторых местностях России ходили окликать Егория:

Мы вокруг поля ходили,

Егория окликали,

Макарья величали.

Егорий ты наш Храбрый…

ты спаси нашу скотинку

В поле и за полем,

В лесу и за лесом.

Под светлым под месяцем,

Под красным солнышком,

От волка от хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

Считалось, что на Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы, и всяк зверь у него под рукой.

Во многих местах на Юрьев день бывала ярмарка.

На Юрьев день начинались сельские гулянья. Крестьяне выходили ночью петь песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стад.

С Юрьева дня крестьяне начинали заключать торговые сделки, назна­чали сроки. Работники, по старому обычаю, нанимались «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорили: «Выставь к Юрьеву дню — доспею к Юрьеву дню».

Георгия почитают покровителем невест, и потому в день его памяти девицы ходят разубранными и молятся самому угоднику о даровании им же­нихов.

Егорий с водой, а Никола с травой.

Что у волка в зубах, то Егорий дал.

Егорий с кормом, а Никола с комарами.

На Егория прилет ласточкам.

Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса.

Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел.

Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

На Руси два Егорья: холодный (26 ноября ст. стиля) и голодный (23 ап­реля ст. стиля).

С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки.

С Юрья по Семен день, Покров (сроки сделкам и наймам).

7 Мая - ЕВСЕЙ - ОВСЫ ОТСЕЙ

В этот день гнуло к земле, к человеку маета приставала. Девятая Елизавета помогала от тяжести избавиться. Ей о том молились и умывались святой водой.

Кроме того, как становится понятно уже из другого названия этого дня, к 7 маю надо было закончить посевы овса. О посеве овса говорили:

Яровую рожь и пшеницу сеять в полнолуние, овес два дня после или прежде.

Овес любит хоть в воду, да в пору.

Когда береза станет распускаться, сей овес. Крылатые муравьи показались — сей овес. Когда с ивы и лозы пух летит, сей поздний овес. Густая опока (иней на деревьях) — к урожаю овса. Много комаров — быть хорошему овсу.

8 Мая - МАРК КЛЮЧНИК

Святого Марка в народе называли ключником, потому что верили, что именно у этого апостола находятся ключи от дождей. Поэтому ему в этот день молились о ниспослании дождей и просили уберечь от засухи.

Призывая дождь, пели:

Дождь, дождь! На бабину рожь, На дедову пшеницу, На девкин лен Поливай ведром!

На святого Марка сеется татарка (греча).

На Марка прилет певчих птиц стаями.

Крестьяне выходили утром в поле и смотрели: если птицы летят на ко­нопляное поле, то ожидают хорошего урожая конопли. В таком случае они бросали по двору конопляные семена для домашних и залетных птиц.

этот день отправлялись ловить чижей. На Марка небо ярко — бабам в избе жарко.

9 Мая - ГЛАФИРА ГОРОШНИЦА

Сажали горох и заговаривали его, чтобы уродился на славу. Продол­жали раннюю посадку картофеля.

Как защищали горох от утренников (заморозков) наши предки. Хорошим и притом дешевым средством защиты раннего гороха от утренников служило покрытие изрубленным торфом; как только ростки гороха вышли на грядке, насыпали на нее умеренно толстый слой торфяной настилки, под которым горох развивается далее и развертывает листья, которые вскоре так окрепнут, что уже небольшие утренники им не опасно; вместе с этим горох спасается от кур, воробьев и других птиц, так как они сощипывают только ростки, но не трогают листьев.

10 Мая - СЕМЕН РАНОПАШЕЦ

Как уже понятно из названия этого дня, почти повсюду в России уже началась ранняя вспашка полей.

Во всю идут работы на огородах и в садах.

Иначе хлеб не сеяли, как при теплой погоде, клали обе руки на землю и замечали, что если земля тепла, то уже нет никакой опасности для посе­ва. Холодная земля сама говорит, что она в глубине еще не оттаяла и что будущий рост легко уничтожится в самом зародыше.

11 Мая - МАКСИМОВ ДЕНЬ

Больных, страждущих весенними лихорадками, начинали поить с это­го дня березовым соком. Перед этим их всегда купали в дождевой воде, а другие вытирали сбереженным мартовским снегом — но толь в ясный и теплый день, который всегда предвещал больным здоровье. В туманные и холодные дни никто не прибегал к этому средству.

Березовым соком на Руси лечили при цинге, отеках, анемии, фурунку­лезе, артритах, подагре, ангине, как мочегонное. Свежий березовый сок и современными врачами рекомендуется принимать 3 раза вдень по стакану как противовоспалительное средство при раке.

Самый и вкусный и целебный березовый сок течет в верхних ветках бе­резы, и если суметь добраться до них, то именно таким соком и следует ле­чить больных. Однако в туманный и дождливый день березовый сок собирать не рекомендовалось.

С обетными ладанками выходили на перекрестки и дожидались попут­ного, теплого ветра с юга. Ветер южный приносил с собой здоровье и по­селялся в обетную ладанку, которую после надевали на больного.

На Максима ветер тепляк — здоровяк.

На Максима больных отпаивают березовым соком.

12 Мая - МЕМНОН

Этот день считается днем целителей и исцелений. К Мемному Чудо­творцу обращались с просьбой излечить от болезней.

Знахари в основном лечили русский народ молитвами, заговорами и травами.

В русском народе бытовала легенда, что, когда Бог пожелал сотворить человека, то начертил на песке его фигуру, а дьявол подошел и сделал на ней 77 ран-дырок. Тогда Бог сказал: «Ты сделал 77 ран, а Я создам 11 трав для излечения их». Точно также верили, что всякий человек может иметь 77 недугов и от каждого из них есть целебная трава. В соответствии с на­родным убеждением, существуют и травы, помогающие от всех 77 недугов. В древности существовали специальные «Травники», которыми и в наши дни пользуются народные целители. Но для того чтобы, травы имели над­лежащую целебную силу, надо собирать их умеючи — в определенное вре­мя, с соблюдением известных условий и обрядов.

13 Мая - ЯКОВ

Если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то лето бу­дет грозное и теплое, изобильное.

В этот день никогда не должно выезжать в дальний путь, не искупав­шись наперед в воде из мартовского снега. Крестьяне верили, что с этого дня будто бы в чужих сторонах начинают бродить тощие, заморенные весен­ние болезни и что без мартовской воды путешественнику нет от них спасения. По понятиям народа, весенние болезни на зиму запираются в снежные горы, где сидят всю зиму до оттепелей. Когда солнце отогреет землю, раста­ет снег, тогда весенние болезни разбегаются по белому свету и нападают на неосторожных. Один только мартовский снег спасает от их нападений.

С Якова (30 апреля старого стиля) прекращали всякое сватовство. Наступающий май месяц очень «невыгоден» для новобрачных. Всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным. Ху­дая бы молва пронеслась о том семействе, когда прослышат соседи, что есть люди, помышляющие в это время о свадьбе. В старину строго держа­лись этой приметы.

Наблюдали в этот день восход солнца. Если оно восходило на чистом, ясном небе, то лето должно было быть ясным и ведренным.

14 Мая - ЕРЕМЕЙ ЗАПРЯГАПЬНИК

Святой Иеремия получил у народа название Запрягальника, или За­пашника, так как обыкновенно именно в это время начинались важнейшие сельские работы, которые преимущественно совершаются подъяремными животными. Нет сомнения, что эти работы — самые тяжелые и изнури­тельные как для земледельца, так и для рабочего скота, и нет ничего удиви­тельного в том, что, принимаясь за них, крестьяне просили себе помощи Божией. Крестьяне верили, что в этот день сам пророк Иеремия запрягает на небе свой колесницу и засевает хлеб и особенно помогает земледельцам, обращающимся к нему с молитвой о помощи. Иеремия, по верованию на­шего народа, когда люди и скот изнемогают от трудов, сам невидимо впря­гает животных и доканчивает работы в поле. Поводом к этому народному представлению о великом пророке могло послужить отчасти созвучие име­ни Иеремии с названием ярма; отчасти то, что он, по повелению Божию, во дни своих пророчеств носил на своей вые «узы древяны и клады»

Русские крестьяне с первой майской росой выходили на посевы. Они говорили: «Подымай сетево — лукошко с семенами». Но еперд выходом в поле надо было обязательно отслужить молебен пророку Иеремии. Всту­пая в поле, засевальщики, молятся на все три стороны, кроме северной, бросали на каждую сторону по горсти жита, с низкими поклонами, и потом уже засевали.

Если этот день будет погож, то все время для хлебной уборки будет хо­рошее. При худой погоде — всю зиму маяться.

Посев с первого мая старого стиля (14 мая нового стиля) не везде был принят на Руси, но везде сеяли в течение двух недель. О нем говорят стари­ки: «Сей неделю после Егорья, да другую сей после Иеремия».

О посеве овса и ярового хлеба в этот день говорили:

Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее, когда цвет калины бу­дет в кругу.

Лягушка квачет, овес скачет.

Когда на дороге грязь, тогда овес князь.

Овес сквозь лапоть прорастает.

Яровой хлеб сей с одышкой и поглядкой.

Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овес говорит: топчи меня в грязь, а я буду князь.

Сей овес хоть в воду, да в пору.

На Еремея по ранней росе иди на посев.

Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.

На Еремея непогода — всю зиму промаешься.

Овес продолжают сеять до тех пор, пока цветут яблони и груши и пока не перестанут летать длинные черные мухи, которые вместе с цветом этих деревьев пропадают. Их еще называли овсяными мухами.

В этот день, который по старому юлианскому календарю был 1 мая, на­чинались майские гуляния, который заведены были на Руси школярами в Киевской академии в XVIII столетии. В рекреационный день, т. е. первого мая, в Киеве выходили на гору Скавыку при урочище Глубочица. Здесь уче­ники меньшего возраста забавлялись играми, студенты пели канты, разыг­рывали комедии и произносили диалоги.

15 Мая - БОРИС И ГЛЕБ СЕЯТЕЛИ

С Бориса и Глеба начинают петь соловьи. Тульские оружейники в ста­рину отправлялись в этот день на соловьиную охоту в Носильские и Кур­ские леса, с надеждой поймать белого соловья. Странствие их по лесам обыкновенно продолжалось по месяцу и оканчивалось путешествием в Москву для продажи наловленных птиц.

Если соловей поет всю ночь, будет солнечный день. А если соловья ус­лышишь раньше кукушки, то счастливо проведешь все лето. Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной.

Соловей запел — вода на убыль пошла, можно начинать посевную.

Этот день называли также «барыш-день», и святого Бориса считали барышником, поэтому во многих местах купеческий люд праздновал память Бориса в надежде получить за это в течение всего года барыши.

Святого Бориса — сам боронися.

Святого Бориса — барышники плутуют.

Борис и Глеб сеют хлеб.

На Глеба и Бориса за хлеб не берися.

С этого дня начинали сажать огурцы и тыквы. Чтобы большие огурцы да тыквы уродились — зарывают в гряде пест.

16 Мая - ИОВ ОГУРЕЧНИК

Иов росы распустил.

Большая роса — к обилию огурцов.

Ясный день — хороший урожай огурцов.

Большая роса утром — к хорошей погоде, нет росы — к дождю.

Святая угодница Марфа известна в русском народе под именем Рассад-ницы, так как в этот день сажали рассаду молодой капусты и засевают огороды. Иногда рассаду окропляли святой водой, чтобы защитить ее от гусениц и тли, а иногда после посадки просто говорили: «Господи, благо­слови, дай урожая!»

При пересадке рассады не едят хлеба, чтобы куры не выклевали.

Капусту в четверг не сажают, чтобы черви не поточили.

Сея капусту принять было пересыпать зерна из руки в руку, иначе, как верили в народе, уродится не капуста, а брюква.

Еще Мавру называют в народе Молочной потому, что в это время коровы, наевшиеся сладкой и сочной майской травы, приносят самое вкусное и густое молоко.

Пастухи варят в поле мавринскую молочную кашу, которая считается самой вкусной и дарующей здоровье.

О той же мученице говорят: «Мавра зеленые щи», ибо в это время на огородах появляется молодая зелень. В этот день говорили: «Зелень-зеле-ница, крапива-царица».

Крапива — многолетнее травянистое растение из семейства крапив­ных высотой 1 м и более. В жгучих волосках ее содержится кислота, ко­торая при уколе таким волоском изливается в ранку, вызывая сильное жжение.

Это распространенное сорное растение можно встретить повсюду: по сырым тенистым лесам, в садах, вблизи жилья, по берегам рек, в оврагах, на пустырях.

Ранней весной крапива содержит аскорбиновой кислоты в 2 раза боль­ше, чем апельсины и лимоны, а каротина в ней столько же, сколько в мор­кови. 20 г листьев ее содержат суточную норму потребности организма в витамине А. Молодые побеги и листья крапивы содержат также витамин К, хлорофилл, фитонциды, соли железа, кальция, калия и с успехом могут быть использованы для варки зеленых щей, приготовления салатов, пюре.

Из нее также приготавливают самые разнообразные лекарственные чаи. В народной медицине считали, что крапива, не издающая дурного за­паха, может исцелить подагру и астму.

Собранная в определенная время и носимая при себе, крапива дарует мужество. Если положить крапиву в мочу больного и если через сутки она останется зеленой, то больной выздоровеет.

Отвар из семян крапивы является хорошим противоядием при отрав­лении грибами.

А зеленые щи из верхушек молодой крапивы (пригоршня на литр воды) помогают при малокровии.

Крапивой натирали онемевшие части тела с целью вызвать прилив крови к больному месту.

В старинных магических книгах крапива символизирует разврат, пото­му что растертые в порошок семена крапивы, добавленные в вино, «вызы­вают похоть».

17 Мая - ПЕЛАГИЯ ЗАСТУПНИЦА

Святая Пелагия в народе считалась заступницей птиц и невинных де­виц. К ней обращались за поддержкой и помощью невинно обиженные.

Вечером этого дня опытные огородники выносили в огород надтресну­тый горшок, клали в него выдернутую с корнем крапиву и ставили горшок на самую середину грядки. Крестьяне верили, что так они отпугнут нечис­тую силу и разных огородных вредителей.

18 Мая - АРИНА РАССАДНИЦА

На Ирину худая трава из поля вон: выжигают покосы, луга.

В этот день начинают рассаживать по грядам рассаду. Хозяйки с вече­ра еще выносили на гряды горшок, клали в него крапиву с корнем и стави­ли вверх дном на середовую (среднюю) гряду. При посадке рассады приго­варивали: «Не будь голенаста, а будь пузаста; не буди пустая, а будь тугая; не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала, а будь велика».

Чтобы молодую капусту не точил червь, по краям грядки сажали кра­пиву и говорили: «Крапиву — чертям, а капусту — нам!»

В других краях России одну «капустинку» прикрывали горшком и при­саживали к ней под горшок еще одну луковку. Горшок обвивали венком, принесенным из церкви на Троицу. Это должно было обеспечить хороший рост капусте.

19 Мая - ИОВ ГОРОШНИК

В этот день сеют горох, а Иова называют Горошником, хотя первые посевы производят уже на Егория (6 мая). Говорят: «Приходи работать на белые горохи».

Горох на Руси, как, впрочем, и во многих других странах, очень любили. С самых давних времен похлебка из гороха и бобов была доступной да­же самым бедным людям. Недаром ведь говорят о бедняках — «остаться на бобах». А поскольку возделывают его в нашей стране уже действительно очень давно, то о канувших в прошлое событиях говорят — «во времена ца­ря Гороха».

Про горох сложено немало сказок и легенд. В одной из них говорится, что, когда Бог изгнал из рая Адама, тот горько плакал, когда впервые пахал землю, и из его слез родился горох.

В Тульской губернии сеянье гороха сопровождалось особенным приго­вором: «Сею, сею бел горох; уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам три-десят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье».

Огородники в этот день замечают росу: если будет большая роса, то ожидают «большого рода» огурцам. Кроме того, эта роса считается очень полезной — «целебной» — для огурцов.

20 Мая - ИВАН БРАЖНИК

Прогоняют в этот день лошадей по речной воде, чтобы силу им дать. С утра полные ведра воды выставляют на мостки, а в полдень окатываются согретой солнцем водой.

Это самое время сева, когда ни в коем случае нельзя упустить время.

Домашние семена вырождаются (перерождаются).

От привозных (чужих) семян лучший урод.

Краденые семена лучше родятся.

Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году.

Посеешь в погоду — больше приплоду.

Сейки в ненастье, а сбирки в вёдро.

Посев на молодую (луну) — к урожаю.

В новолуние сеять — червь поест.

Посев в новолуние — червям снедь.

Ветры восточные и западные для посева и посадки лучшие!

21 Мая - ИВАН ДОЛГИЙ

С этого дня начинаются ранние посевы пшеницы.

Зажиточные крестьяне в этот день пекли обетные пироги и угощали ими бедных соседей и прохожих людей. Старики для встречи прохожего че­ловека выходили на большие дороги и перекрестки и усердно молились Бо­гу, чтоб он послал им какого-либо доброго человека разделить трудовой хлеб. Если при этом попадался какой-нибудь бедняк или странник, они счи­тали это для себя счастьем и милостью Божией.

Худым знаком было никого не встретить на дороге. Тогда обетный пи­рог нужно было скормить птицам. Замечательны и слова тоскующего ста­рика над обетным пирогом: «Прогневил я Господа Создателя на старости лет; не послал мне доброго человека разделить хлеб трудовой; не в угоду Его святой милости было накормить мне горемычного, при истоме усладить мне старого старика в безвременьице. А и как-то будет мне на мир божий глядеть, на добрых людей смотреть! А и как-то мне будет за хлеб прини­маться!»

Приготовление теста для пирогов. Дрожжевое тесто. Сначала на­до приготовить опару из дрожжей. Взяв сухих дрожжей 9 г, положить в ка­стрюлю и размять; налить туда же воды 2 стакана и всыпать просеянной муки четверть стакана, тщательно размешать; затем, накрыв чистым поло­тенцем, завязать и поставить в теплое место для того, чтобы опара скорее и лучше взошла; через 2 или 3 часа опара будет готова, т. е. взойдет. Эта опара будет применяться для приготовления теста.

Муки берут 600 г, масла сливочного 300 г, яиц 6 штук. Молока полтора стакана. Масло сливочное растопить, дать остыть до теплоты парного моло­ка, затем вылить в чистую кастрюлю, влить туда же 1 стакан нехолодного мо­лока, всыпать просеянной муки 3 стакана, соли 3 чайных ложки, положить яиц 6 штук и стакан опары; затем всю эту массу тщательно размешать лопат­кой (веселкой) и выбить, накрыть чистым полотенцем, сложенным вдвое, завязать и поставить в теплое место часа на три с половиной, чтобы тесто взошло.

Когда же тесто взойдет, т. е. поднимется, выложить его на пирожковую доску, предварительно посыпанную мукой, и выбивать до тех пор, пока на нем не будут образовываться тонкие пузыри, затем оставить его на пирожко­вой доске, накрыть чистым полотенцем, чтобы расстоялось, т. е. немного поднялось; часа за полтора до обеда это тесто раскатать скалкой и в середи­ну раскатанного теста выложить приготовленный фарш затем, сложив его в форме пирога, защипать край с краем, обмазать сырым разболтанным яй­цом, посыпать белыми толчеными сухарями и, сложив на железный лист, смазать маслом, поставить в духовку.

Если пирог сверху будет подгорать, то накрыть его бумагой, обрызган­ной водой.

Если нужно сделать пирожки, тогда тесто разделить на небольшие ку­сочки величиной с куриное яйцо, раскатать их, положить на каждый раска­танный кусочек фарш, защипать и выпекать.

Для смазывания пирога яйцом нужно взять 2 перышка и, связав их вместе, сделать кисть. В печь сажать пирог или пирожки нужно в такую температуру, чтобы брошенная туда щепотка муки не сгорала, а только по­желтела.

Для приготовления слоеного теста взять 400 г просеянной муки, 400 г сливочного масла, 1 яйцо, рома 1 рюмку средней величины, 1 стакан холодной воды. Масло нарезать ломтиками толщиной в медный пятак, от муки отделить 1 стакан на подмеску; затем остальную муку высыпать на пирожковую доску, сделать в середине муки ямку и влить в эту ямку 4 ста­кана приготовленной воды, 1 рюмку рома, положить 1 яйцо и 3 чайных ложки соли; все это мешать хорошенько, соединяя с мукой так, чтобы об­разовалось тесто; затем тесто это натирают в оставшейся на доске муке до тех пор, пока мука вотрется вся и образуется крутое тесто; тогда раскатать его скалкой во все стороны, чтобы образовался круг, на который уложить приготовленное ломтиками масло, загнуть этот круг с четырех сторон так, чтобы масло было закрыто, и выбивать тесто скалкой до тех пор, пока мас­ло соединится с ним; тогда опять раскатать и вновь уложить маслом, так же, загнув с четырех сторон, опять бить; так повторить раза четыре, пока масло употребится все.

После этого раскатать тесто толщиной в палец, вырезать из него пра­вильный круг величиной с медное блюдо или сковороду (смотря по тому, на чем придется печь) и, положив этот круг на смазанное маслом медное блю­до или сковороду, поставить в холод на 1 час.

Приготовленное тесто поставить в духовку, и когда оно подрумянится, накрыть бумагой, обрызганной водой, чтобы тесто не подгорело, продер­жать в духовке с час, затем посмотреть, если тесто пропеклось, вынуть его и уложить вареньем, посыпать сахаром и подавать.

Сдобное тесто. Взять 200 г просеянной муки, 500 г сливочного мас­ла, 3 ложки столовых сметаны, 1 яйцо. Высыпав муку на пирожковую дос­ку, сделать в середине муки ямку, влить туда 1 V2 стакана холодной воды, положить сметаны 3 столовых ложки, яйцо и, посолив 3 чайными ложками соли, вымешать, соединяя постепенно вылитую жидкость с мукой до тех пор, пока не образуется довольно крутое тесто; тогда оставшуюся на доске муку отодвинуть в сторону, а тесто продолжать натирать, подсыпая при на­тирании почаще муки, чтобы оно не приставало к рукам и к доске; затем сделать из натертого теста большую лепешку, положить на нее толстый слой масла и опять натирать это тесто, пока масло не соединится с тестом; тогда вновь сделать лепешкой и опять уложить маслом, продолжать нати­рать до тех пор, пока вотрется вся взятая мука и масло, затем раскатать это тесто толщиной в палец и вырезать правильный круг, оставшиеся обрезки соединить в одну массу, раскатать скалкой и вырезать второй круг на 1 вершок меньше первого круга, затем первый круг теста положить на смазан­ную маслом сковороду, загнуть края, выложить в этот круг приготовленный фарш, закрыть вторым кругом и, соединив края верхнего круга с нижним кругом, защипать и сажать в духовку или печь часа на 1 V2 или несколько больше, наблюдая, чтобы он не подгорел. Поэтому, когда пирог подрумя­нится, его сверху закрывают смоченной бумагой и оставляют допекаться.

Начинки для пирогов:

1,5 кг. зеленого лука, 8 сваренных вкрутую яиц, 100 г сливочного масла. Мелко нарезать лук и яйца, залить растопленным маслом, немного посолить и тщательно перемешать.

500 г творога, 100 г сливочного масла, 100 г сахарного песка, 2 яй­ца. Добавить в творог сырые яйца, все перемешать, затем втереть в полу­чившуюся желтоватую массу сахар и добавить растопленное масло. Все пе­ремешать.

Сырое мясо прокрутить через мясорубку, фарш обжарить. Отдельно обжарить лук. Перемешать мясной фарш с луком и еще раз пропустить че­рез мясорубку. Добавить немного мясного бульона или растопленного сли­вочного масла. По желанию можно добавить яйца.

22 Мая - НИКОЛА ВЕШНИЙ

Ни один из угодников не находился у русского народа в такой чести как святой Николай Чудотворец. Ему празднуют два раза в год — 22 мая и 19 декабря.

В этот день примечали погоду. Если утро выдавалось влажным да ту­манным, то следовало умыться росой: это сулило здоровье человеку и зем­ле богатый урожай.

Овес уже должен быть отсеян. Говорили: «Овес Никольский — ни хо­зяйский, ни конский», то есть посеян поздно, и толку от него не будет.

На Николу Вешнего конюхи выгоняют лошадей в поле и служат моле­бен. Потом ездят верхом, чтобы нечистая сила не успела поездить прежде, ибо, если начнет она ездить, по своему «черному» естеству, ночью, то заез­дит до смерти. Если замечают, что в этот день лошадь вздрагивает, то не­медленно восклицают: «Кыш, нечистая сила!»

С Николы травы начинают уже хорошо расти, а потому с этого дня вы­гоняют лошадей в ночное. Для этого вечера из каждого семейства снаря­жаются холостые ребята и всем селом провожают их до поля. Для этого дня пекутся пироги с гречневой кашей. Вечером в ночное являются девки — и начинается веселье с песнями да хороводами. Раньше Никола отмечался как вступление мальчика во взрослую жизнь, и надзора со стороны старших в этот день не полагалось.

Пирожки с гречневой кашей и яйцами. Сварить накануне крутую гречневую кашу. Поджарить в масле мелко нарезанную луковицу, смешать с кашей, посолить, положить перца, 3 рубленых яйца, смешать вместе, сделать пирожки из рассыпчатого теста и поставить в духовку.

Никольская неделя с ветром, выжигают нивы.

Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит.

Егорий с ношей, а Никола с возом.

Никола вешний с теплом.

До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи.

Прошел бы Николин день, а то будет тепло.

Городи городьбу после Николина дня.

До Весеннего Николы нельзя купаться.

Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой. Велика милость мужику на Николин день, когда поле польет дождич­ком — будет урожай хорошим.

23 Мая - СИМОН ПОСЕВ

В день памяти святого Симона Зилота наши предки праздновали име­нины Матушки Сырой Земли. Они с большим благоговением смотрели на землю как на общую мать и кормилицу человечества. Предкам нашим она представлялась не бездушным предметом, а «живой тварью», которая, по­добно человеку, могла иметь свои чувства. По старой русской пословице, «всяка душа празднику рада», и потому поселяне наши, желая достойно почтить именинницу, не берутся в этот день ни за какую земляную работу, не пашут, не боронят, не роют и особенно оберегаются вбивать в землю ко­лья, чтобы не нарушить ее покоя.

В день апостола Симона Зилота ищут клады и верят, что искателям особенно помогает апостол Зилот. Слово «Зилот» в украинском языке со­звучно слову «зилье», т. е. зелье, и золоту.

Клады на Руси, как правило, закапывали в землю и хоронили их как можно лучше и «потайней». Заклинали клад, чтоб чужом человеку в руки не давался, а иногда при помощи заговора завещали клад на определенно­го человека и оставляли ему указания, как найти спрятанное. Частенько за­рывали клад на «столько-то голов». Это означало, что клад достанется то­му, кто «будет из числа пытавшихся взять клад, сверх означенного числа лиц». Например, если клад заговорен на тридцать голов, то он дастся в ру­ки тридцать первому его искателю.

На Симона Зилота собирают зелья у болота, копают коренья на зе­льях.

Но для того чтобы, травы имели надлежащую целебную силу, надо со­бирать их умеючи — в определенное время, с соблюдением известных усло­вий и обрядов.

 

Человек, намеревающийся собирать травы, должен соблюдать теле­сную чистоту, поэтому он обыкновенно моется в бане и надевает чистое бе­лье. Некоторые, особенно целебные и священные травы, не срываются даже прямо руками, а через чистые платы и рушники .

А как станешь рвать, то надо попросить Матушку Сырую Землю, что­бы она благословила нарвать с себя трав всякого надобья, надо ничком упасть на матушку, сырую землю и молвить такие речи:

Гой, Земля ecu Сырая, Земля Матерая, Матерь нам ecu родная, Всех нас породила И угодьем наделила; Ради нас, своих дитей, Зелий ecu народила И злак всякий напоила, — Польгой беса отгоняти И в болезнях помогати. Повели с себя урвати Разных надобьев, угодьев Ради польги на живот

Кроме этой молитвы земле, при срывании известных трав, читают еще трижды молитвы “Отче наш” или “Богородицу”.

Собирать травы надо одному — так, чтобы и близко никого не было.

Не всякая трава, хотя бы она и обладала известными целебными свойствами, пригодна для лечения. Так, по поверью крестьян, некоторые растения становятся целебными только тогда, когда их окропит Иванова роса (т. е. со дня Ивана Купала).

Очень важно и время сбора, как мы уже говорили выше. Так, собирать белоцветку одномесячную (Anemone Altaica Fisc.) и прострел (Puisatilla patens Mill.) надо обязательно, пока их “не окуковала кукушка”.

Копытник (Asarum europaeum) собирается лишь тот, у которого пугов­ки (плоды или цветы) смотрят на восток, а если на север, то его обходят.

Корень Христов (Aconitum septentrionale), слывущий за растение, укрывшее под своими листьями Христа от воинов Ирода, берут только истыканный, гладкий же считается «смертельным».

Иные травы срываются так, чтобы на них не ложилась тень.

Синий зверобой (Campanula cervicaria), отвар которого женщины

пьют, чтобы “золотник (матка) не маял , стараются отыскивать там, где не слышно петушиного пения, ибо целительная сила, по мнению повитух, есть только в экземплярах, выросших вдали от пения петуха.

Действие одного и того же средства может быть различно, смотря по способу его добывания. В Минской губернии вишневая кора употребля­лась при расстройстве менструаций с такими объяснениями: кора, снятая сверху вниз, уменьшает и останавливает кровотечение, а содранная снизу вверх — усиливает и вызывает «крови». Крестьяне употребляли сок из ко­ры бузины и как рвотное, и как слабительное, потому что если кора соскаб­ливается утром (перед или вскоре после восхода солнца) и при том снизу вверх, по длине корня, то выжатый сок производит рвоту, а при соскабли­вании наоборот — сверху вниз сок послабляет.

Собранные целебные травы связываются в пучки и высушиваются где-нибудь на подволоке, чердаке, “на вольном воздухе”.

24 Мая - МОКИЙ МОКРЫЙ

Праздник Обновления Царьграда сделался для русского народа празд­ником умилостивления царя (повелителя) града, поэтому в этот день крес­тьяне особенно боялся приниматься за какую-либо работу из-за страха, что за этот грех град выбьет засеянные поля. Считалось, что, если во время града выкинуть помело в окно, то град непременно пройдет.

24 мая празднуется еще Церковью память священномученика Мокия, который слывет в простонародье Мокрым по созвучию слов: «мокрый» и «Мокий». В этот день часто бывают дожди.

Мокий считался указчиком погоды на все лето: если этот день будет дождливый, то и все лето будет мокрое. Если восход солнца был багровым, то и лето будет грозовое, грозное, с пожарами. Случившиеся в этот день ту­маны означают также сырое лето.

25 Мая - ЕПИФАН

Если на прудах на Епифана появились листья кувшинки — к оконча­нию заморозков.

Листья и цветы кувшинки считалось помогающим от судорог и голово­кружения, а корневище растения — от отсутствия аппетита. Лечение произ­водилось не столько приемами внутрь, сколько подвешиванием у кровати больного. При этом, для приготовления всех этих лекарств, рекомендовалось обходиться с растением с особенными предосторожностями: срывать его только к ночи, сушит в тени на северной стороне и непременно в висячем по­ложении, так как иначе лекарство не поможет

Да и вообще, собирая цветы кувшинки с лечебной целью, надо было поступать совсем иначе, чем с другими цветами: рвать в известные лишь часы, заткнув уши и обратившись к ним предварительно с ласковыми сло­вами. Поговорив таким образом, следовало внезапно протянуть руку и со­рвать цветок.

Отрезать же серпом, ножом или вообще чем-то острым было строжай­ше запрещено, так как иначе стебель начнет истекать кровью, ведь в кув­шинки превращались русалки, и отрезавший будет преследоваться тяже­лыми снами или даже будет втянут в воду возмущенными таким поступком другими водяными девами.

Цветы белых кувшинок также не следовало никогда приносит в дом, так как это грозило гибелью всего домашнего скота.

Кувшинку наши предки называли “одолень— травой”. Название это, как считается, произошло от слова “одолевать”. Считалось, что водяные лилии могут одолевать нечистую силу и недуги. “Кто найдет одолень-траву, — говорится в одном травнике: — тот вельми талант себе обрящет”.

Отваром одоленя предки наши лечили зубные боли и отравы. Кроме того, отвар кувшинки считался у них любовным напитком, способным про­буждать нежные чувства в сердце жестоких красавиц; а с корневищем пастухи обходили поле, чтобы ни одна скотина не пропала.

Ему же славяне приписывали важное предохранительное значение во время путешествий. Всякий, кто отправлялся на чужбину (особенно торго­вый человек), должен был запастись этой травой и произести следующий заговор: “Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки. Одо­лень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды!.. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути и во всей дороженьке».

Другим, не менее сильным оберегом, была рябина, которая обладала силой защищать от несчастий и бед, недаром ее всегда сажали в палисад­никах перед домом. Она защищала от сглаза. Ветка рябина помогала най­ти путь к дому из леса.

Девушки в красных сарафанах в этот день приходили к рябине и проси­ли ее уберечь дома от пожаров, поскольку считалось, что если в этот день утро «в красном кафтане» (ясная заря), то летом будет много пожаров.

26 Мая - ЛУКЕРЬЯ КОМАРНИЦА

В этот день появляются комары вместе с теплым ветром. Наш народ думал, что комары осенью уносятся ветрами на теплые моря и весной опять приносятся на Русь, где всего урождается вдоволь на все души.

Если на Лукерью много комаров — готовь по ягоды коробов, много мо­шек — готовь по грибы лукошек. Если с этого дня и по 22 июня убьешь кома­ра — их прибавится дюжина, а если убьешь после летнего солнцестояния — комариное племя на дюжину убавиться.

На Украине святую Гликерию, память которой празднуется в этот день, называют Гречкосейкой, так как в этот день там производится первый сев гречи, так называемой «маевки», которая редко бывает урожайной на зер­но, «разве в седьмой год, а сеется для цвета, на поживу пчелам, для пташ­ки Божией».

Родина гречихи — Гималаи. Там ее начали разводить 4 000 лет тому на­зад. Оттуда она попала в Китай и Среднюю Азию, а затем — в Средиземно­морье. На Русь ее впервые привезли греки, почему наши предки и стали называть ее «греческим злаком» — гречкой. По легенде же, она попала на Русь совсем другим путем. Мудрая старушка-ведунья превратила в гречне­вое зерно царевну, попавшую в плен к татарам, принесли ее домой на Русь и бросила в родную землю. Из этого зерна и выросла гречиха и рассеялась по всему миру.

27 Мая - СИДОР БОКОГРЕЙ

В этот день прилетают из-за теплых морей стрижи и касаточки, а с ни­ми приносится тепло.

С этого дня прекращаются северные ветры. Говорят: «На день Иси­дора отойдут все сиверы», или: «Как пройдет Исидоров день, так пройдут и сиверы».

Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а вот если день холодный да ветреный, то и огурцов не жди.

На Сидора холодно — все лето такое будет.

28 Мая - ПАХОМ ТЕПЛЫЙ

В народе святой Пахом известен под именем Теплого, Бокогрея, так как с этого дня начинается настоящее летне-весеннее тепло. Пришел Пахом — запахло теплом. На Пахома тепло — все лето теплое. Солнце на Пахома сильнее греет, дает рост посеву. На Пахома поздний посев овса и пшеницы. Пахом-бокогрей — досевай пшеницу скорей. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. Пшеницу сей, когда весна стоит красными днями. В полдень можно сеять одну только пшеницу; остальное пропадет.

Западный ветер под низкими облаками — пора сеять ярицу. Если мотыльки низко летают, урожай ярицы. Не сей пшеницы прежде дубового листа.

29 Мая - ФЕДОР ЖИТНИК

Простой народ называет святого Федора Житником, так как день па­мяти этого угодника служит самым последним сроком для посева яровых.

У Житника забота — ячменное поле заборонить.

Если в этот день зацвела рябина — значит, установилось тепло.

Зерновые культуры были для русского человека очень важны. Из зерен пшеницы, ржи, ячменя, гречихи делали не только муку, но и крупы. Ман­ную крупу — из пшеницы, ячневую — из ячменя, гречневую — из гречихи, пшенную — из проса.

А вот из чего делали полбяную кашу, которую требовал себе каждый день пушкинский Балда? Оказывается, полба — один из 25 видов культурной пшеницы, славившийся своей неприхотливостью и питательностью зерен.

Не менее загадочно для современного человека и происхождение пер­ловки — жемчужной крупы.

Делают ее из целого ячменя (а из дробленого производят ячневую кру­пу). Перловка была обычной едой русских крестьян. Готовили ее из очи­щенных, промытых и особым способом высушенных зерен, которые стано­вились похожими на жемчужины. В старину жемчуг называли перлом, отсюда и пошло название перловой крупы.

30 Мая - ЕВДОКИЯ

В этот день просят Ондрона отворить небесные ворота, чтобы проли­лись дожди на зерно, что в землю легло.

Заговор от засухи, чтобы дождь прошел. «Выхожу я, удал добрый мо­лодец, из ворот в ворота, в чистое поле, заговором заговариваюся, на все четыре стороны покланяюся, вижу: лежит гроб по верх земли; земля того гроба не принимает, ветер его не обдувает, с небеси дождь не поливает, ле­жит в том гробе опивец зубастый, собой он головастый, как гадина, в гро­бу распластаются, язык его в темя вытягался; Божий тучи мимо проходят, на еретика за семь поприщ дождя не изводят. Беру я, раб Божий, от дупла осинова ветвь сучнистую, обтешу арясину осистую, воткну еретнику в чре­во поганое, в его сердце окаянное, схороню в блате смердящем, чтоб его ноги поганыя были не ходящия, скверныя его уста не говорящия, засухи не наводящия; лежал бы в земле, ни чем недвижим, окаянные бы его на ноги не подымали, засухи на поля не напущали; окаянный бы их набольший кру­жало, самого сатаны нечисто воздыхало, в триисподнюю был прокутят; аминь; помоги, Господи; словесам моим утверждение».

Крестьянин соединял слова этого заговора с теми действиями, которые в нем упоминаются.

31 Мая - ФЕДОТ ОВСЯНИК

Дуб всегда был почитаем славянами как символ могущества, силы, славы и прочной веры. Славяне уподобляли дуб человеку и считали, что именно на нем растут яблоки бессмертия — молодильные яблоки. В более поздние времена дуб стал деревом Перуна, славянского громовержца. В летописях даже упоминается название дуба — Перуново дерево. Под кро­нами дубов наши предки устраивали свои языческие храмы — капища — и приносили жертвы богам.

Поскольку древесина дуба необыкновенно прочна, она всегда была

востребована для строительства стен крепостей и княжеских теремов, для изготовления мебели.

Но славяне считали величайшим грехом рубку дуба, а потому валили могучее дерева всегда в определенное время и сообща, чтобы разделить тя­жесть греха на всех. Рубка при этом сопровождалась очистительными об­рядами. Под дубом совершалась и брачная церемония славянских народов. Молодым надо было лишь отправиться к дубу и,-взявшись за руки, три ра­за обойти великан. Такой союз считался священным и скрепленным на всю жизнь.

Наши предки верили, что человек может перенять от дуба его силу.

С дубом связано множество поверий славян. Так, если зеленые листья с дуба опадают, это к голоду, а если лист развернулся и быстро в рост по­шел, то не зевай — в это время щуки хорошо ловятся.

По медленному развертыванию дубовых листов замечают о будущем урожае ярового хлеба. Говорят: «Сей овес, когда дуб развернется в заячье ухо. На дубу лист в пятак, быть яровому так. Коли на день Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой». Если дуб в этот день развернет листья, то будет хороший урожай.

Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.

Пришел Федот — берется земля за свой род.

Придет Федот — последний дубовый листок развернет.

Если дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету.

Семь дев сеют лен.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* *