Страницы меню навигации

Professional Photo

Ноябрь– Народный календарь

1 ноября - ИВАНОВ ДЕНЬ

Было поверье, что в ночь на 1 ноября в конюшне балует домовой: гриву треплет, в косицы заплетает, на дыбы вставать жеребцов принуждает.

В этот день встречали зиму и провожали осень. Наступали настоящие морозы. В этот же день резали кур, яства всякие из них готовили.

Курица жареная. Опалив, выпотрошив и посолив курицу, положить на небольшой противень, смазать ее маслом, подлить ложки 2-3 воды, вставить в горячую, духовую печь. Когда кругом обжарится, уменьшить жар, поливать стекшим соком, каждые 10 минут. Подать с жареным картофелем и каким-нибудь салатом. Тушеная курица с черносливом на слоеном тесте. 1 большую курицу очистить, посолить, разрезать на части. Положить в кастрюлю 100 г сливочного масла, кореньев, пряностей. Когда масло закипит, положить курицу, тушить под крышкой до мягкости, переворачивая и подливая понемногу воды. Когда изжарится, вынуть, разрезать на части, сложить обратно в кастрюлю, влить 3 стакана бульона, варить с 1/2 часа.

Сливочное масло (столовую ложку) поджарить с ложкой муки; развести бульоном от курицы, влить немного лимонного сока, положить 2 куска сахара, вскипятить, процедить, облить курицу, положить к ней чернослив (который сперва обварить кипятком, накрыть, дать постоять так один час).

Еще раз все вместе вскипятить. Испечь кружок с рантом из слоеного теста, переложить на блюдо, сложить на него курицу с черносливом, облить немного соусом, остальной соус подать отдельно.

Куриные котлеты. Нежирную курицу опалить, выпотрошить, снять с нее кожу, а затем всю мякоть, пропустить через мясорубку, положить мякоть белого хлеба, размоченную в молоке, кусок сливочного масла, вымесить, протереть сквозь редкое сито, посолить, всыпать чуть-чуть перцу или мускатного ореха, для нежности котлет вместо молока взять жидких сливок, развешать хорошенько. На мокрой доске сделать котлеты, обвалять их в сухарях, поджарить в масле на малом огне.

Из костей, крылышек и лапок сварить бульон. На 8 котлет и на 6 полных тарелок бульона необходима курица весом около 2 кг. Пожарские котлеты. В городе Торжке при проезде Государя Николая Павловича из Петербурга в Москву и обратно, Государь останавливался в гостинице купчихи Пожарской. Здесь, у подъезда, жители Торжка встречали Государя с купчихой Пожарской во главе и бросали под ноги Высочайшего гостя свои богато.расшитые золотом душегреи. Затем Пожарская угощала Государя куриными котлетами, получившими название “пожарских”. Вот как их готовили. Мясо от курицы мелко изрубить, положить в него хлеб, замоченный в молоке, растопленного масла, 1 яйцо; хорошенько размешать, разделить мясо на порции, сделать котлеты, придавая им продолговатую форму, намазать яйцом, обвалять в сухарях и жарить на сковороде в масле. Сделать подливку: в масло, в котором жарились котлеты, влить несколько ложек бульона, всыпать, размешивая до «гладкости», муку, дать один раз вскипеть и облить этим котлеты.

2 ноября - АРТЕМИЙ САДОК

Артемию молятся об избавлении от напрасной смерти. Занимаются починкой заборов, потому что считали: чем лучше да крепче забор, тем урожайнее следующий год будет. С этого дня к человеческому жилью начинают приближаться волки.Если волки на Артемия воют — к морозам. Если волки воют стаями — к голоду.

3 ноября - ИЛЛАРИОН ВЕЛИКИЙ

С этого дня начинает заметать пороша. А вот днем еще грязно. Если на Иллариона снег ляжет на сырую землю и не растает — весной рано зацветут подснежники. На Иллариона выпадет снег на мерзлую землю — в следующем году следует ожидать хорошего урожая хлеба.

4 ноября - КАЗАНСКАЯ

В простом народе праздник этот назывался просто Казанской или Казанской Пречистой — для отличия его от других Пречистых (15 августа и 8 сентября старого стиля).

По этому дню в старину судили о наступающей зиме. На Казанскую, по мнению русского народа, всегда идет дождь. А коли на Казанскую дождь пойдет — все луночки нальет, а снег пойдет — все дороги заметет. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами лежит.

На Казанскую проветривают и окуривают можжевельником подпол, чтобы запасы не подгнивали и не иссякали. На Казанскую добрые люди вдаль не ездят — может случиться несчастье в дороге.

С Казанской тепло морозу не указ. С Казанской мороз не велик, да стоять велит. Казанская морозам дорогу кажет. Ранняя зима и об Казанской на санках ездит. Кто на Казанской женится, счастлив будет.

В этот праздник часто устраивали в деревнях пивные праздники, потчуя мужчин, вернувшихся из города с работ в деревню.

Пиво крестьянское. 1,4 кг сахарной свеклы, 450 г моркови, 3 горсти хмеля, 6,4 г можжевеловых ягод и 400 г соли. Очистить морковь, потереть, перемешать все с 15 л воды и поставить на огонь, прибавить все остальное и кипятить 15 минут. Охладить, прибавить 3 ложки дрожжей. Когда высоко поднимающаяся пена сусла будет собрана 2 — 3 раза, то пиво готово — его разливают в бутылки, закупоривают и ставят в подвал или холодильник.

5 ноября - ЯКОВ ГУЖНИК

Коли на Якова крупу (мелкий снег) Бог пошлет, и с Матрены (22 ноября) зима на ноги станет.

В этот день едят мед и играют в пчелиные игры, подражая жужжанию пчел. Считалось, что чем больше меда съест хозяин в этот день и чем громче он будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной и тем больше меда удастся собрать в будущем году. От Казанского пирога «закармливали» землю на Якова: разламывали на поле пирог на куски и раскидывали их по земле, подкармливали пташек зимних, чтобы те своим чириканьем землю успокоили, упросили, чтобы дала она богатый урожай на следующий год. В этот день старались заготовить последние дрова в зиму. Считалось, что это обычай принесет в дом тепло. Яков был покровителем мужской работы, поэтому в этот день и справляли прежде всего тяжелую работу. В этот день гужи из сыромятной кожи делали, да всю конскую сбрую и упряжь проверяли, что все было «справно».

6 ноября - АФАНАСЬЕВ ДЕНЬ

С этого дня начинались девичьи зимние посиделки, отсюда и день этот называли Светцем — при вечерней лучинке. Собирались на них девушки, песни пели. Пели о лучине:

Лучина, лучинушка березовая! Что же ты, лучинушка, неясно горишь? Неясно горишь, горишь, не вспыхиваешь? Или ты, лучинушка, в печи не была? *   Или ты, лучинушка, не высушена? Или свекровь лютая водой подлила? Подружки-голубушки! ложитеся спать, Ложитесь, подруженьки, вам некого ждать, А мне, молодешеньке, всю ночку не спать, Всю ночку не спать младой постелюшку стлать, Постелюшку стлать-то мне, мила друга ждать. Первый сон заснула я: мила друга нет, Другой сон заснула я: сердечного нет; Третий сон заснула я: заря, белый свет! По белой по зорюшке мой милый идет: Сапожки на ножках поскрипывают, Соболина шубушка пошумливает, На шубушке пуговки погремливают.

7 ноября - ДЕДОВСКИЕ ПЛАЧИ

Торгующие зерном с этого дня не должны были переезжать с места на место — в противном случае им не было удачи в продаже остатков хлеба. Торговцам в этот день вообще воспрещалось есть хлеб. 8 этот день вся природа и земля плакали — дождиком или снегом. Полагалось вспомнить всех сирых да убогих, несчастных да обиженных, пожа леть их. В этот день поминали родственников — и дома за столом и на клад бище.

В русском народе уважали правила Русской Православной Церкви, предписывающие, как правильно вести себя на кладбищах. Из любви к усопшему родственники соблюдали в чистоте и порядке его могилу — место будущего воскресения. Придя на кладбище, зажигали церковную свечу, молились об умершем, читали акафист об упокоении его души. Обязательно прибирали могилу, а потом немного молчали, вспоминая дорогого человека. Есть или пить (особенно водку) на кладбище не полагалось. Еду на могиле не оставляли — отдавали ее нищим.

8 ноября - ДМИТРИЕВ ДЕНЬ

В субботу пред днем великомученика Димитрия Солунского, называемую Дмитровской, совершается поминовение усопших воинов и вместе с ними и всех православных христиан. Установлено оно со времени вел. московского князя Димитрия Донского. Этот князь, одержав славную победу над татарами на Куликовом поле, совершил в Троице-Сергиевой лавре поминовение павших на брани воинов. Это день всеобщего поминовения. Говорили: «Дмитриев день — кутейникам работа», т.е. в этот день много готовили кутью — специальное поминальное блюдо.

Коливо (кутья). 250 г зерен пшеницы, 150 г изюма, 150 г инжира, 100 г меда. В сваренные на воде очищенные от оболочки зерна пшеницы добавить сваренные отдельно перебранные и промытые изюм и инжир, подсластить медом и все перемешать. Дмитриев день перевоза не ждёт. Если Дмитриев день будет по голу (без снега), то и Пасха будет теплая. Дмитрова суббота — кутейникам работа. На Дмитрия девки хитры — собираются замуж. До Дмитра девка хитра; а после Дмитра еще хитрее (выйдет замуж). После Дмитра не будет (девка) такова. Дмитриева суббота по снегу, и Святая по снегу.

Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.

9 ноября - ОБЕТЫ

В этот день давали обеты — обещания — выполнить какую-нибудь работу или заповедь. Бабы по обету должны были за одну ночь выткать пелену для иконы Пресвятой Девы Марии.

Этот день называли еще Зарок на Параскеву, ибо, если в доме было несчастье или пришла беда, надо было выполнить зарок — и сделать его в полном молчании, — а следующим утром пойти к Параскеве в церковь помолиться и испросить себе милости Божией и помощи святой мученицы.

10 ноября - ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА

Святая Параскева исстари пользуется у русского народа особенным уважением, и с памятью ее в нашем народе связано множество обычаев, поверий и обрядов. В былое время даже церкви, посвященные святой Параскеве, назывались Пятницами. Так же назывались в старину на Руси и придорожные небольшие часовни. У простого русского люда великомученица Параскева называлась Пятницей, Пятиной, Петной. Иконы Параскевы-Пятницы в старину были почти в каждом доме. Перед ними молились о всяком благополучии и счастии домашнем, а также от дьявольского наваждения, от лихорадок, зубной, головной и других болезней.

Цветы и травы, которыми украшали образы Параскевы-Пятницы, так-же почитались целебными. В случае какой-либо болезни предки наши варили их в воде и этим отваром поили больного. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались «оберегом» от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли.

Параскева признаваема была также покровительницей полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти служили молебны, а в церковь для освящения приносили овощи и фрукты. Приношения эти по Святой Параскеве наши предки приписывали также покровительст­во над торговлей, и по ее имени назывались на Руси«пятницкие» торги и ярмарки, на которых на самом почетном месте ставилась ее икона.

Но иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. Так, в «Стоглаве» говорится, что «по погостам и по селам лживые пророки мужики и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им является святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати. Женщины эти,— как замечает далее Стоглав, — и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя божественному писанию». Во многих местах по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы, и крестьяне не пахали, не бороновали, почитая эти работы в этот день большим грехом. Говорили: «В день Парасекевы не золят белья, а то на том свете Пятница гоняться будет».

На Украине верили, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как есть много на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни.

Параскева считалась «бабьей» святой и покровительницей брака.«Матушка Пятница-Параскева,— молились в старину девицы,— покрой меня поскорее (т. е. пошли скорее жениха)». В этот день праздновали начало трепки льна. С вытрепанными опышками льна шли на улицу напоказ добрым людям. Ходили в церковь служить молебны и с усердием испрашивали благословение своей работе. На Прасковью льняницу мнут лен и приносят первинку в церковь. Устраивали даже специальные льняные смотрины: вытрепанный лен-первак показывали друг другу и хвастались своим рукоделием и мастерством. Девушки старалась показать свое умение женихам да будущим свекровям.

11 ноября - АНАСТАСИЯ ОВЧАРНИЦА

С этого дня крестьяне начинали стричь овец. Для овчаров пекли пироги и угощали их всем миром. Женщины носили в избы овчаров и пастухов угощение — пироги из новой (свежей) муки, — чтоб овцы водились.

Преподобный Авраамий называется у русского народа Овчаром, а святая Анастасия — Овечницею; предки наши верили, что святые эти покровительствуют овцами. В древнем народном стихе наши богоносцы (образоносцы) поли: «Попаси ему (хозяину), Настасия, овечек». Многие из крестьян были уверены в том, что только одна угодница Анастасия может спасти беззащитных овечек от волков и сохранить их от различных болезней. Сельские овчары, или пастухи, очень часто прибегали с мольбой к святой Анастасии и ставили на деревьях в поле, где пасутся овцы, икону этой угодницы в полной уверенности, что она есть надежная охрана для овец от всякой опасности, особенно от диких зверей.

12 ноября - ЗИНОВИЙ И ЗИНОВИЯ

Этот день считали праздником синиц, потому что именно к Зиновию прилетали все птицы-зимники, в том числе синички, снегири, свиристели. Говорили: «Синица — порошам вестница», «Не велика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит». В этот день начинали мастерить и развешивать кормушки для птиц. Говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».

Если же синицы вдруг целыми стаями появляются у домов, это верный признак скорого наступления холодов. Юровой в Сибири называли праздник рыбаков: он совершался при отправлении их по Иртышу на ловлю красной рыбы. Коли на Юровую волки стаями ходят, будет голод, мор, либо война. В Тульской губернии охотники, сбираясь на охоту за зайцами, сходились пировать в одну избу. Если в этот день выпадет снег, то они, вместо пирушки, разгуливали по порошам, и тогда уже «именинный заяц» довершает их пирушку на другой день. Зайца надо было затравить непременно, иначе незадача в охоте будет целый год.

Для хорошей охоты существовали особые заговоры.

Заговор на хорошую охоту. «Господи Боже, благослови, Исус Христос! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, раб Божий, благословясь, пойду в чистое поле; подле синее море, подле святое море Окиян, и помолюсь я, раб Божий (имярек), святому и праведному Мамантию, золотой кнут ударю далеко, тронь ей — близко, зверей зайцев и красных, бурых, черных лисок, рысомах и рысей; идите и бежите из-за тридевяти морей, из-за тридевяти ключеватых орд; есть у меня, раба Божия (имярек), яс(т)вы сахарныя, питья медвяныя; идите и бежите ко своему рабу Божию (имярек), льните, весните в мои нитки — в новце месяцу, в ветху и молоду, по всякий час, во все времена; ключ и замок, и архангельско слово, аминь. А нитки прясть изо льну, не слинить, а екать (сматывать) по солнушку и вымыть их в воде и выморозить на морозе, чтоб до бела, а потом напарить в котле или в горшке всякой хвои и вымыть в той воде, а оправлять в рукавицах, не пятиться и не оглядываться на заячную траву».

Заговор на сохранение оружия от порчи. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Есть святое море Окиян; во святом море Окияне есть камень Латырь, на камне Латыре есть три брата родимые, три друга сердечные: един судит, другий дела отправляет, третий уроки заговаривает у меня, раба Божия (имярек), и у моей пищали свинцу и пороху, огненнаго оружия; три брата родимые, три друга сердечные, ставили круг меня, раба Божия (имярек), тын железен от земли и до неба, от востоку и до запада, от лета до севера. Из моря глубины придет царь морской с тридевятью замками, с тридевятью ключами, замкнет и ключи в море бросит; из моря глубины, из пещеры выйдет рыба-щука и ключи пожрет, и в море уйдет; что тое взять не где не ловцам, не водчикам — також меня, раба Божия (имярек), взять не где и моей пищали, свинцу и пороху, огненнаго оружия, взять не где же; и ни кому не испортить, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

ЗАГОВОРЫ НА УДАЧНУЮ РЫБНУЮ ЛОВЛЮ. 1-ый заговор при наживке червей на крючок. «Рыба свежа, на­живка сальна (жирна), клюнь, да подерни, ко дну потяни». 2-ой заговор на удачу. Сказать трижды: «Идите, рыба и малая ры­бица, в мой матер невод, широку матню». А еще в этот день пекли рыбники.

Рыбник из трактира Егорова. На Руси всегда любили пироги, а особенной «популярностью» пользовались пироги с рыбой. Самым же любимым рыбным пирогом был рыбник, в котором на нижний слой теста клали целую разделанную рыбу или крупные куски рыбы, на которые укладывали слой нарезанного кольцами сырого лука и иногда слой картофеля. Рыбник был закрытым пирогом — начинки всегда накрывали слоем теста.

Рыбники всегда были прямоугольными, что несвойственно русским пирогам, и ели их тоже «по особенному»: срезали с пирога «крышу», доставили куски рыбы и если ее, заедая «корочками» от рыбника. Взять 2 стакана воды, смешать с 1 стаканом растительного масла и довести смесь до кипения. Всыпать в кипящую смесь муку (3 стакана), быстро размешать. Остудить смесь. Вбить постепенно в тесто 4 яйца, понемногу подсыпая муки. Добавить соль и хорошо вымесить тесто. Разделить его на 2 части. Раскатать два коржа, вложить на один корж начинку и закрыть пирог вторым коржом. В середине рыбника обязательно следать отверстие, через которое будет выходить пар во время выпекания. Печь пирог не менее часа. Начинка делается из 700 граммов филе палтуса, нарезанного кусками, 2 стаканов отварного риса, 6 отваренных вкрутую яиц и мелко нарезанного укропа. Соль и перец — по вкусу.

13 ноября - СПИРИДОН И НИКОДИМ

Никодима почитали как хранителя дома от огня и пожаров. Он оберегал семьи от несчастий и разных бед. В этот день переводили кур в зимние закуты, метили старых и слабых. Из кур блюда разные готовили.

Фаршированные цыплята. Взять 2-3 цыпленка, весом всего 1,5 кг . Отрезать лапки и крылышки по 1-ый сустав. Натереть мукой, опалить цыплят от всех волосков, выпотрошить осторожно, вымыть. Натереть сверху и внутри солью, по 1/2 чайной ложечки на каждые 500 г мякоти цыплят, и мукой, которую потом слегка стряхнуть. На каждого цыпленка взять по 1/2 стакана белых сухарей, по 1/2 яй­ца, по 1/2 ложки масла, по 2 ложки молока, по горсти укропа и зеленой петрушки, по 1/4 чайной ложечки соли и крошечку мускатного ореха. Размещать все это, нафаршировать цыплят, зашить. Взять на 2 — 3 цыпленка 200 г сливочного масла, обвалять цыплят в яйцах и сухарях, положить их на глубокий противень или сковородку, положить на каждого по кусочку масла, на сковородку же подлить ложки 2 воды, поставить в духовку, запечь, несколько раз переворачивая, чтобы равномерно подрумянились, и поливая их стекшим соусом. Когда будут готовы, полить последний раз, еще осыпать сухарями, оставить в духовой печи, чтобы подрумянились. Каждого цыпленка положить на доску, вынуть нитки разрезать пополам вдоль, а одного цыпленка па четыре части, уложить вдоль продолговатого блюда. Между тем, в подливку влить 1 — 2 ложки сливок, вскипятить, процедить, подпить немного этого соуса на блюдо, не обливая сверху цыплят, которые осыпать сухарями и украсить зеленью. Самые молодые цыплята жарятся от 20 до 30 минут, а постарше — от 30 до 40. Если цыплята жарятся на плите, то начиная жарить, надо выбирать кастрюльку или противень сообразно количеству цыплят так, чтобы они едва поместились, потому что в таком случае меньше пойдет масла. Вообще количество масла зависит от количества цыплят. На одного цыпленка надо не менее 100 г масла, на два — 150 г , на 3 — 200 г , на 4 — 350 г . Когда масло начнет румяниться, тогда положить цыплят и жарить их, переворачивая, на самом большом огне. Подать к ним какой-нибудь салат.

Некоторые в такой фарш прибавляют немного шафрана, настоянного в 1/2 рюмке молока и процеженного.

Цыплята, фаршированные салом. Чтобы придать цыпленку белизну и нежность и вкус пулярдки, надо взять сала, нарезать его тонкими пластинками, разбить тяпкой, чтобы превратился как бы в масло. Приподнять кожицу цыпленка от зоба, пропустить в него подальше на филей этого шпика, зашить кожицу иголкой с ниткой, придать цыпленку «круглый вид», как говорили в старину, и, перевязав ниткой ножки и крылышки, изжарить, в духовой печи в масле, за 1/2 часа до отпуска.

Цыплята, тушеные с грибами. Очищенных цыплят разрезать, каждого на 4 части, положить в кастрюлю или форму с широким дном, подложить на дно ложку масла, посыпать цыплят мелко нашинкованной морковью, петрушкой и белыми грибами или шампиньонами (все это на­до сперва обварить кипятком), посолить, положить сверху еще 1/2 лож­ки сливочного масла, накрыть крышкой, поставить на плиту на рассе­катель.

Через полчаса цыплята пустят из себя сок, тогда посыпать их зеленой петрушкой, перевернуть и еще тушить с полчаса под крышкой. Подавая, осыпать сложенные на блюдо цыплята теми же самыми кореньями с зеленью.

Цыплята с зеленым горошком. Очистить цыплят, разрезать каждого на 2 или 4 части, залить водой, посолить, всыпать 5 стаканов свежего, вылущенного, зеленого гороха, положить 1 ложку масла, варить до готовности. Тогда вынуть цыплят, а в горох положить 2-3 куска сахара, 1/2 ложки муки, мелко изрубленной, зеленой петрушки, с укропом, варить под крышкой; можно влить 1/4 стакана сливок, уварить горох до мягкости и до надлежащей густоты. Цыплят же обвалять в яйце и сухарях, поджарить.

Цыплята под соусом с цветной капустой и раками. Сварить хорошо очищенных и разрезанных на части цыплят с водой, солью, луковицею, 1/2 корня сельдерея и 1/2 корня петрушки, потом выложить их на глубокое блюдо и облить следующим соусом: распустить в кастрюльке 1 ложку масла, прибавить, мешая, 1 1/2 ложки муки, развести 2 стаканами куриного бульона, прокипятить, прибавить 1 стакан хороших сливок, немного соли мускатного ореху, 1/2 ложки, мелко изрубленных листьев петрушки и снова прокипятить, затем в соус опустить штук 25 или 30 раковых шеек, кочан цветной капусты, которую следует пред тем отдельно отварить и разнять на куски,- 400 г отваренной и нарезанной кусочками спаржи, все вместе довести до самого горячего состояния, подавать.

14 ноября - КУЗЬМА И ДЕМЬЯН

КУЗЬМА И ДЕМЬЯН, КУЗМИНКИ ОСЕННИЕ, КУРЯЧИЙ ПРАЗДНИК С этого дня начинаются морозы. Об этом морозе есть поговорка: «Козьма и Дамиан с гвоздем», «Закует Кузьма-Демьян — до весны красной не расковать».

Народ русский считал Козьму и Дамиана не только лучшими помощниками в болезнях, но и Божиими кузнецами. Мастера кузнечных дел почитали их своими благодетелями и покровителями, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимаются кузнечным делом, куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называют Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Как Божьим кузнецам Косме и Дамиану народная фантазия «приписывает» ношение одного из важнейших кузнечных орудий — молота, — которым они куют супружеские цепи, то есть заключают брачные союзы. Так, например, в одной старинной песне поется: О святый Кузьма-Демьян, Приходи на свадьбу К HCLAI С своим святым кузлом (молотом), И скуй ты нам свадебку Крепко, крепко-накрепко.

В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами. Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житье». Боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник. Такие «челобитные куры» содержались в почете: их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, сносимые ими, считались целебными: ими кормили больных, страждущих желчной болезнью. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали кочета в овинах. Старший в доме выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги кочетиные бросалит на избы для того, чтобы водились куры. Самого путеха варили на обед.

С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними». Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур. К кражам такого рода крестьяне относились снисходительно, потому что они сулили им много кур на будущий год.

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почетного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях варили козьмодемьянское пиво для честных гостей.

В Ярославской губернии «разбирались» на Кузьминки с дворовым — домовым, присматривающим за домашним скотом. Если в чьем дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в деготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто бы лихой домовой сбегал с двора. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу — на стол, цыпленка — попу. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздем, а то и сам с гвоздем (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8 ноября старого стиля) раскует (оттепели). На Кузьму и Демьяна лист на дереве — через год мороз. Если на Козьмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

Кузьминки — об осени поминки. Кузьма-Демьян — кузнец, кует лед на земле и на воде.

15 ноября - АНКИНДИН И ПЕГАСИЙ

Анкиндин разжигает овин, Пегасий солнце гасит. Эта пословица — о том, что световой день убывает, значит, надо отгонять темень, но делать это осторожно, чтобы не спалить усадьбу. С этого дня обряды оберега света и зерна в закромах исполняются особенно внимательно. Как известно, в овинах сушат зерно, разводя в нем огонь. На огне мальчишки пекут картошку, рассказывают разные истории,вспоминают про овинника, гуменника, рижника.

Овины и риги были, по мнению крестьян, населены домовыми, которые назывались соответственно овинниками, гуменниками, рижниками. Как они выглядят — русский фольклор умалчивает. В истинном своем виде овинник никогда не показывается крестьянину, а всегда принимает человеческий облик. Однако овинник никогда не мешает топить овин. Просто, когда овин топят в первый раз, надо попросить у овинника дозволения сушить хозяйственные постройки, поклониться и сказать: «Батюшко овинник, пусти меня посушить». Если же чем-то досадить овиннику, он может в бок пихнуть да так, что дыхание перехватит, а может и огонь швырнуть на снопы и спалить урожай.

16 ноября - АННА ХОЛОДНАЯ

В этот день внимательно следили за погодой, думая о наступившей в большинстве регионов России зиме и будущем урожае. Анна без снега — жди хлеба. Анна пришла — снега принесла. Анна холодная — осень голодная. Дрова в печи горят сильно и пламя стремится в трубу с ревом — к буре. Если печеный хлеб на улице замерзнет, скоро морозы будут. Облака плывут низко — ожидай стужу.

17 ноября - ЕРЕМА — СИДИ ДОМА

По представлениям русского народа, в этот день надо было оставаться дома, никуда не выходить за ограду, чтобы не столкнуться с нечистой силой, которая в этот день пытается в избу проникнуть, угля или огня стащить. Поэтому ни огня, ни углей соседям не дают, иначе счастье из дома уйдет.

18 ноября - ИОНА

Девушки, которые хотели побыстрее выйти замуж, разбрасывали на заре этого дня вокруг своего дома мелкие монетки и предметы рукоделия для привлечения женихов.

Говорили, что с этого дня осень разъезжает на гнедой кобыле. К этому дню заканчивали уборку редьки. Редьку в основном употребляли в постные дни в двух видах: или очищенную редьку натирали на терке, солили, прибавляли рубленого лука и постного масла и наливали кваса, или резали тонкими ломтиками, солили и давали постоять, пока она не даст сок, тогда добавляли нарезанный ломтиками лук и постное масло. Молодая редька обычно подавалась на стол только со сливочным маслом и солью.

Капуста квашеная с черной редькой. 300 г квашеной капусты, 150 г черной редьки, 1 морковь, 0,5 чайной ложки сахара, 2 столовые ложки под­солнечного масла. Редьку и морковь натереть на терке с крупными отверстиями. Смешать с мелко нарезанной квашеной капустой. Заправить сахаром, подсолнечным маслом.

19 ноября - ПАВЕЛ ЛЕДОСТАВ

Русский народ считал, что в этот день святой Павел ледостав ставит: воду в. реках и озерах льдом сковывает. Наступает пора подледного лова. Если у лошадей в этот день хороший аппетит, то зимой они болеть не будут, а если корова на Павла дает много молока, то и зимой хорошие удои будут. На Павла лед на реке грудами — будет хлеба пудами, а гладко — так и хлебо будет гладко. На Павла снег — вся зима снежная.

20 ноября - ФЕДОТОВ ДЕНЬ

Женщины начинали прясть и обращались к Федоту, покровителю женского рукоделия, с молитвой о помощи в труде. Говорили: «Федот — лед ведет». Реки льдом покрывались — зимние дороги открывались. С Федота можно было по льду на реках на санях ездить. С Федота до будущего года реки замерзли. Если Федот льдом воду залатал, ручьи и реки стоять заставляет, то прочной зиме путь ладит. Если на Федота дорога бугром, то и хлеб бугром (будет урожай богатый).

21 ноября - МИХАЙЛОВ ДЕНЬ

В году два Михайлова дня — 19 сентября и 22 ноября нового стиля. Так как около в этот день часто бывала оттепель, то его называлиМихайловская оттепель, Михайловские грязи. Если Михайло Демьянов путь порушил, не жди его (пути) до зимнего Николы (19 декабря).

В этот день бывают также Михайловские заморозки. С Архистратига скот загоняют на зимний корм. С Михаила зима не стоит, земля не мерзнет. Во что Михаила, в то и Никола. С Михаила зима морозы кует. Коли на Михаила иней — то большие снега надо ждать. Туманом Михайлов день начался — быть ростепели: Михаила мосты мостит, Николе-зимнему путь готовит (19 декабря).

22 ноября - МАТРЕНА ЗИМНЯЯ

С Матрены зимней зима встает на ноги и морозы прилетают от железных гор. С Сергия (25 сентября старого стиля) зима починается, с Матрены устанавливается. Иней на Матрену на деревьях — к морозам, туман — к оттепелям. Если на Мартынов день гусь выйдет на лед, то будет еще плавать на воде, то есть случится еще оттепель. Если на Матрена облачная или снежная погода, то это предсказывает ненастный май, если иней — урожай овса на будущий год, а дождь предвещает богатый урожай пшеницы. Каков иней на деревьях на Матрену, таков и цвет на хлебе.

23 ноября - РОДИОН И ЕРACT

В этот день крестьяне освящали в церкви хлеб с большим куском соли, а потом давали съесть все это скотине — это должно было принести животным здоровье. Если корову зимой продавали, то покупатель вправе был потребовать к ней кусок хлеба, освященного на Ераста.

Если ребенок рождался в день Ераста и было солнце, то говорили, что у него будет всего гораздо: и жизни, и удачи, и силы. Если после Михайловского мороза появится в этот день на деревьях иней, то будут большие снега. Если день Ераста начинается большим туманом, то ждут оттепели. Придет Родион — возьмет мужика в полон. В народе говорили, что в этот день лед ломается, когда ездят по нему. С Ераста — жди ледяного наста.

Ераст — крепкий наст. Ераст — на все горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу. Коли на Ераста ненастно — у русской печи у огня надо подольше побыть. Коли* на Ераста и воет, и дождит, и метет, и морозом рвет, надо с крыльца зиме поклониться.

24 ноября - ФЕДОР МОРОЗ

Если на Федора много звезд на небе — будет большой урожай ягод и грибов на будущее лето. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушеной малиной, земляникой или черникой.

Чай земляничный. 10 г сушеных листьев земляники, по 2 г сушеной травы зверобоя и сушеных листьев мяты, 200 мл. воды. В фарфоровый чайник насыпать смесь трав, залить кипятком и дать настояться 7—10 мин.

Со дня Феодора Студита прилетают зимние ветры, от которых бывает студено на дворе и морозно на земле. В некоторых деревнях было принято есть в этот день горячие — с огня — щи. Чем больше таких щей съешь, тем теплее зима будет/Говорили: «На печке, да около огненных щей и в Студитов день не застудишься!» Если день Студита тёпл, то зима будет тепла, если же холоден, то вся зима холодна.

Феодор Студит землю студит. Со дня Феодора Студита стало холодно, сердито. На Студита Феодора студит по двору. На Студита стужа, что ни день, то лютей да хуже. Федоровы ветры голодным волком воют. Федор — не Федора, морозит всех без разбора.

25 ноября - ИВАН МИЛОСТИВЫЙ

Если на этот день выпадет снег, то оттепели продолжатся до Введения (4 декабря). Говорили: «На Ивана — снега, зима до Введенья с места не сдвинется» Заканчивались свадебные недели. Девушка, не нашедшим жениха, приходилось ждать Масленицы или Красной горки — новых свадебных пор.

26 ноября - ЗЛАТОУСТ

На Златоуста все лето пусто. Земля на Златоуста погружается в сон до весны. В это время — пельменная пора.

Пельмени. Пельмени пришли в центральную часть России из Сибири. Их готовили зимой всей семьей, замораживали прямо на морозе на улице. Пельмени пользовались среди гурманов такой любовью, что один из них посвятил им целую поэму. В 1879 году в Нижнем Новгороде вышла книга «Песни про пельмени» М. Блинова (который издал ее под псевдонимом «Сибиряк»), в которой было двадцать три строфы, но в нашей книге мы приведем лишь две из них:

Дивлюсь я Пушкину — поэт Оставил тьму стихотворений, — И нив одном в помине нет Про наши вкусные пельмени. Будь Пушкин я — мне не было бы мило Петь про «Руслана и Людмилу», Но тысячи б оставил песнопений Я про сибирские пельмени… 350 г муки просеять, насыпать горкой на стол, сделать в ней углубление и добавить полстакана чистой (кипяченой или родниковой) воды, 1 яйцо и соль. Тесто вымесить и оставить на холоде минут на 30. Затем раскатать в виде коржа.

Корж должен быть тонким, но не прорываться. Стаканом вырезать из коржа круглые «сочни» — тоненькие кружочки, накладывать с них шарики фарша, покрыть краем теста, обжать плотно кругом так, чтобы фарш не вышел наружу. Фарш берут любой — мясной, рыбный, грибной. Пельмени часто делают впрок и замораживают их. При заморозке, что­бы пельмени не слиплись, их сначала раскладывают на плотных листа картона и ставят в морозилку, пока они не затвердеют, а потом складывают в мешочки или другую в посуду и оставляют в морозилке на хранение. Пельмени кладутся в кипящую ключом воду или бульон, варят минут 10 — 15 до полной готовности.

Пельмени сибирские. 1 луковицу, 200 г сырой свинины, 200 г почечного свиного жира (по желанию) и 200 г мяса дичи (или курицы или утки) или сырой говядины пропустить через мясорубку, добавить соли и перца, тщательно перемешать. В фарш для нежности можно добавить немного молока или сливок.

Постные пельмени. Для постных пельменей тесто замешивается на воде из пшеничной муки высоких сортов, можно пополам с гречневой мукой. На 3 стакана муки: 1 стакан воды, 1/2 чайной ложки соли. Приготовить постное тесто, раскатать тонко, и, вырезав небольшие кружочки, сформовать вареники. Варить вареники в подсоленном кипятке. Подавать с растительным маслом. Можно в масле поджарить для подливки мелко нарезанный лук. Для постных пельменей используют картофельную, ягодную, грибную начинки. Пельмени по-вятски делают с натертой на мелкой терке редькой.

Начинка для пельменей из рыбьи 400 г рыбного филе, головку лу­ка, 1,5 столовых ложки растительного масла, 50 г воды, соль и перец по вкусу. Филе рыбы и луковицу тщательно рубят или пропускают через мясо­рубку, добавляют остальные компоненты и перемешивают. Начинка для пельменей из сушеных грибов и яиц: 10 вареных яиц, 50 г сушеных грибов, 1 луковица, 50 г масла, соль и перец по вкусу. Сушеные грибы сварить, порезать и обжарить, добавить пассированный лук. Добавить порезанные яйца, соль и перец. Все перемешать. Грибные пельмени с рыбой. Сушеные грибы 40 г , рыба 300 г , 3 головки репчатого лука, 100 г растительного масла, соль, перец. Грибы промыть, вымочить и сварить, мелко порезать и обжарить в растительном масле, прибавить туда рубленой рыбы, очистив ее от костей. Посолить и посыпать перцем. Несколько луковиц поджарить отдельно в масле и положить туда же. Мешать эту массу и, когда она совсем прожарится, остудить и использовать для начинки пельменей из постного теста. Для пельменей тесто замешивается на воде из пшеничной муки высоких сортов, можно пополам с гречневой мукой (на 3 стакана муки: 1 стакан воды, 1/2 чайной ложки соли).

27 ноября - ФИЛИППОВ ДЕНЬ

В этот день примечали погоду. Иней на Филиппа — урожай на овес. На Филиппа дождь — пшеница уродится. На Филиппа ворона каркает — к оттепели. Коли в этот день облачно или снежно — к ненастью в конце мая.

В этот день было принято выносить на двор еду домовому, чтобы водился скот.

Филиппово заговенье — начало Рождественского поста, конец свадебным неделям.

В некоторых областях России на Филиппа существовал довольно странный обряд изгнания тараканов. Все находившиеся в избе должны были, взявшись за руки и зажав рот, тянуть из избы на веревочке привязанного за ногу таракана. Тянули они таракана через весь двор на улицу. Между тем одна из женщин, стоявшая с растрепанными волосами под окном дома, стучала в него и говорила: «Чем вы заговляетесь?» — «Говядиной». — «А таракан зачем?» — «Тарана — тараканам». После этого «изгнания» тараканы в избу возвращаться не должны до будущей весны. На заговенье гадали. Во время ужина девушки оставляли кусок говядины тайком, чтобы никто не видел. Потом — перед сном — клали его себе под подушки и три раза говорили^ «Суженый-ряженый! Приди ко мне во сне заговеться». Ночью девушке должен был присниться жених.

28 ноября - ГУРЬЕВ ДЕНЬ

Зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых. С этого дня вся нечисть убегают с земли, боясь морозов и зимы. Она (нечисть) возвращается на землю только в Святки. На Святки хоть и холодно, да привольно хороводы свои водить да люду честному, на соблазны падкому, глаза отводить!

Бывает очень грязно, и тогда говорят: «Гурий приехал на пегой кобыле».

Уж коли ляжет на Гурия снег, так лежать ему до половодья. После дня святого апостола Филиппа начинается Рождественский, или Филипповский, пост, который в старину на Руси называлсяКарачуновским или Карачуном. Карачун — это языческий бог древних славян, злое божество скотского падежа. В простонародье и теперь еще говорят: «Пришел ему карачун», т. е. погибель, конец. Празднование Карачуну было в один день с Колядой и совпало с Рождеством Христовым. Этим совпадением и объясняется название Рождественского поста Карачунским.

29 ноября - МАТВЕЙ

Если в день апостола Матфея веют буйные ветры, то быть метелям да вьюгам до самого Николы Зимнего. Говорят: «На Матфея зима потеет, т. е. от оттепели начинает земля сыреть», «На Матвея земля преет».

30 ноября - ГРИГОРИЙ ЗИМОУКАЗАТЕЛЬ

На Григория было принято зиму закатывать: по свежему снегу и старые, и малые катались колесом, славя солнце (колесо — символ светила). Чем дальше колесом прокатывались, тем крепче и суровей должна была зима быть.

Примечали погоду на Зимоуказателя. Если мороз был, то зима должна была быть холодной. Каков Григорий — такова и зима.

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* *