Страницы меню навигации

Professional Photo

Октябрь – Народный календарь

1 октября - ЕВМЕН

Отлет журавлей на Евмена — на Покров мороз.

«Колесом дорога!» — кричат журавлям, чтоб их воротить и чтоб подольше остались и зима попозже пришла.

Если в этот день не видели полета журавлей, то ожидали первого мороза не ранее Артемьева дня (2 ноября).

Если же улетали журавли в этот день, то первого мороза надо было ждать на Покров (14 октября).

В этот день собирали шиповник. Считалось, что полезен только тот шиповник, который собран или куплен после Арины Шиповницы.

Растет шиповник среди кустарниковых зарослей по оврагам и лесным опушкам, на вырубках, лесных полянах, среди зарослей черемухи, ольхи, ивы, рябины, на разнообразных почвах, но лучше развивается на хорошо дренированных супесях и суглинках. Размножается семенами и корневыми отпрысками. Шиповник применяют в защитных и декоративных насаждениях.

Шиповник холодостоек, светолюбив и засухоустойчив. Молодые побеги и плодоносящие ветви покрыты множеством колючих шипов.

Плоды шиповника — ложная ягода, разнообразная по форме, окраске и величине. Они бывают шаровидные, яйцевидные, грушевидные, оранжевого и красного цветов.

Цветет шиповник в июне, плоды созревают через месяц, но долго остаются на ветвях. Сбор производят в конце августа—сентябре. Плодоносить начинает с 3—4 лет. Плодоносит лучше на свету.

Плоды шиповника содержат большое количество витамина С, витамины В2, К, Р и каротин (А), органические кислоты, пектиновые, красящие и дубильные вещества, а также минеральные соли.

Плоды используют в кондитерском производстве и для изготовления витаминных препаратов. В медицине шиповник применяют как поливитаминное средство в виде диетических напитков, настоя, отваров, экстрактов, сиропов, при авитаминозе, атеросклерозе и при других заболеваниях. Особое значение имеет шиповник как сырье витаминной промышленности для получения аскорбиновой кислоты.

В пишу ягоды шиповника употребляют в свежем и переработанном виде, из них варят варенье, кисель, приготовляют желе, мармелад, повидло, компот, витаминные напитки, вино, их сушат.

Варенье из шиповника. Набрать хорошего, крупного шиповника, сделать сверху отверстие, осторожно выбрать семечки до последнего; приготовить сок из клюквы, а за неимением его из красной смородины или даже брусники, вскипятить в этом соке шиповник, раза два не более, каждый раз отставляя кастрюльку. Выложить на решето, дать стечь соку и когда шиповник остынет, варить, как обыкновенно, беря на 400 г ягод 600 г сахара и 1 1/2 стакана воды.

Сухое варенье из шиповника. Сварить шиповник, как для варенья, оставить его недели на 2 пли на 3, потом слить сироп, ягоды разложить на решето, поставить под него чашку с кипятком, держать так, пока кипяток не остынет; потом дать ему обсохнуть, затем поставить в теплую духовку. Когда шиповник чуть-чуть просохнет, не теряя своей мягкости, вынуть его из духовки, остудить, посыпать сахаром, сложить в банки.

Чай рябиново-шиповниковый. 20 г сушеных плодов шиповника, 10 г

сушеных плодов рябины, 5 г сушеной травы душицы, стакан воды. Плоды шиповника и рябины залить водой и варить 5 мин. Затем положить душицу и дать настояться 10 минут. Чай служит поливитаминным и противоатеросклеротическим средством, благотворно действует на обмен веществ в организме.

2 октября - ТРОФИМОВЫ ВЕЧЕРКИ

Трофим, по мнению народа, борти лесные снимал, а в этот день на пасеку шел. С этого дня начиналась Пчелиная девятина (со 2 по 10 октября) — в течение девяти дней надо было подготовить ульи к будущей зиме. В эти дни принято было есть утром чайную ложку меда и запивать ее теплой водой.

В деревнях устраивали Трофимовы вечерки, на которых парни приходили с медом, девушек угощали. Крестьяне считали, что святой Трофим помогает заневестившимся девушкам искать женихов. Говорили: «На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим, туда и оно за ним».

3 октября - АФСТИФИЙ ВЕТРЯК

В этот же день проветривали на улице одежду, подставляли ее под солнечные лучи, прокаливали на морозце.

4 октября - КОНДРАТ ДА ИГНАТ

КОНДРАТ ДА ИГНАТ, ЗАРЕВНИЦЫ, ЗАМОЛОТКИ

Погода этого дня продержится без изменений четыре недели.

В этот день надо было обязательно работать. Говорили: «Не присядешь без дела на Кондарата да Игната — будешь богатым».-Однако была и грустная поговорка: «Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым», — то есть что ни делай все равно богатым не будешь.

С 4 октября в старину начинали замолотки. С вечера топились овины, около них собирались молотильщики и всю ночь проводили с песнями и играми. С полуночи зажигались костры — заревницы — и начинались замолотки. Первый овин наши поселяне называют именинным. Для именинного овина варят молотильщикам овсяную кашу. Садясь за завтрак, они говорят: «Хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок». Вечером хозяева угощали на своем дворе молотильщиков пирогами и брагой.

Овины представляли собой довольно сложные по конструкции сооружения. Предназначались они для молотьбы зерна. Овины были двухэтажными. Верхний этаж от нижнего отделялся настилом, но очень неплотным — решетчатым. На нижнем этаже в земляном полу вырывалась яма, в которую складывались дрова и разводился огонь. Жар от костра должен проходить через решетчатый пол, по которому наверху были раскиданы снопы. Жар посушивал снопы, но нередко и поджигал их.

Овсянка с картофелем. 1/2 стакана овсянки (крупы) сварить в 3 стаканах воды, положить 1 ложку масла, соли, выбить лопаткою, положить ломтиками нарезанного, отдельно сваренного картофеля.

Овсянка на молоке. 1 стакан крупы всыпать в 3 стакана кипящего молока, поварить, посолить, положить 1/2 ложки масла.

5 октября - ФОКИН ДЕНЬ

ФОКИН ДЕНЬ, ИОНОВ ДЕНЬ, ЛИСТОДЕР

Фоку особенно почитали на Руси как защитника от пожаров, а также как подающего помощь утопающим.

В этот день порывами ветра сдирает с деревьев листву — начинается листодер. Если лист с березы на Фоку не опал — снег ляжет поздно.

В этот день нельзя есть рыбы — это может обидеть Иону, который три дня провел в чреве кита.

6 октября - ПРЕДТЕЧА

ПРЕДТЕЧА, ИРАИДА СПОРНАЯ

В этот день человек, у которого были денежные неурядицы, гадал о своей судьбе. Для этого нужно было подойти к месту слияния двух рек и набрать в два кувшина одинаковое количество воды из каждой из этих рек, принести кувшины домой и наблюдать, из какого кувшина вода быстрее испариться: если из того, где вода из более полноводной реки, денежные бе­ды будут продолжаться.

В настоящий день празднуется зачатие Предтечи и Крестителя Иоанна, когда родителям его, Захарии и Елисавете, явился архангел Гавриил и возвестил о рождении сына Иоанна.

С этого дня, по мнению русского народа, начиналась настоящая холодная осень. Говорили: «Осень — третье время года, с сентября 23 числа до декабря 25 дня».

7 октября - ФЕКЛА ЗАРЕВНИЦА

Продолжают осенние замолотки. Начинают по утрам молотить с огнем—от этих огней святая Фекла и получила прозвание Заревницы. День этот также называют Заревницы из-за зарева от осенних огней.

На Феклу справляли именины овина. Хозяин собирал работников в овине, который назывался в этот день именинником, и угощал всех работников кашей. Поэтому и говорили: «На Заревницу хозяину хлеба вершок, а молотильщикам — каши горшок».

Овин без огня не высушишь в осеннюю слякоть, но развести огонь там было непросто (см. 4 октября), требовались опыт и искусство, а потому поручалось это делать опытным мужикам или старикам.

На Феклу женщины старались хоть немного попрясть: это сулило удачу в домашних делах.

Начинается заметная убыль дня: день убегает уже не куриными и не лошадиными шагами, а скоком жеребчиным. На Феклу ночи темны, а день убывает.

Русский народ верил, что на Феклу все, что завяжешь, — не развязать. То есть крепким счастье будет, а свадьба — доброй. Поэтому в этот день часто играли свадьбы.

8 октября - СЕРГИЕВ ДЕНЬ

Крестьяне по погоде Сергиева дня судили об установлении зимы. Первый снег, по их наблюдениям, выпадал за 40 дней до зимы. О первом снеге они говорили: «Если выпадет первый снег на Сергиев день, то зима установится на Михайлов день». Если на Сергия хорошая погода, то стоять ей три недели.

Сергий считался у народа хранителем кур. На каком именно основании Сергий «усвоено покровительство» над этими домашними птицами — понять трудно. Но Сергия называли «хранителем кур на продажу».

На Сергия рубят капусту. Говорили: «Капусту солят с первыми заморозками, раньше нельзя — закиснет». Заготавливали капусту всей семьей. Дети чистили морковь, старики ее резали. Кочаны очищали, секли, засыпали солью. Толки деревянной ступкой. Перемешивали.

А на капустном листе пекли хлебные лепешки. Когда клали хлеб на капустный лист, непременно просили благополучия зимой. Пекли в этот день и капустные пирожки.

Оладьи со свежей капустой. 3 столовых ложки пшеничной муки, 1 стакан кефира, 1 яйцо, 1 столовая ложка растительного масла, 1 стакан мелко нарубленной свежей капусты, соль. Тесто готовят, как и для обычных оладий, добавляют в него мелко нарубленную свежую капусту. Подают со сметаной.

Пирог с капустой и рыбой на старинный манер. Приготовить тесто из 1 фунта (400 г) пшеничной муки, 2 стаканов воды, 5 г дрожжей, 3-х ложек сливочного масла и 1 чайной ложки соли. 3 стакана квашеной капусты смешать с одной нашинкованной луковицей, посолить и, немного посыпав перцем, положить в кастрюлю. Добавить 3 столовые ложки сливочного масла, потушить под крышкой до мягкости капусты, доливая понемногу рыбного бульона, чтобы капуста не подгорела. 1,5 фунта (600 г) свежей белуги (или любой другой рыбы) порезать тонкими ломтиками, обланжировать кипятком и, перемешав с приготовленной капустой, начинить этим фаршем пирог и испечь при температуре 200°С в течение 25 минут.

Капустник с яблоками. Полкочана капусты нарезать кубиками, обварить кипятком, соединить с нарезанными ломтиками 2 яблоками, посолить, уложить в форму, залить стаканом сметаны, посыпать сухарями, поставить в духовку, запечь.

9 октября - ИВАН БОГОСЛОВ

В этот день судили о предстоящей погоде. Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день (21 ноября). Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, то скоро зима ляжет.

Если с дерева лист не чисто опадет, будет строгая зима.

Мокрый снег на озимв — тот же назем.

Не то снег, что метет, а что сверху идет.

Первый прочный снег падает в ночи.

Денной снег не лежит, а первый надежный выпадает ночью.

10 октября - САВВАТИЙ ПЧЕЛЬНИК

В этот день должно убирать улья в омшаник, потому что заканчиваются Пчелиные девятины. Пчеловоды заставляли детей молиться Савватию, так как бортничество и пчеловодство считалось делом, требующим особой нравственной чистоты, а дети до 12 лет, как известно, — безгрешны.

11 октября - ХАРИТОН

Недобрым этот день в народе слыл. Чтобы не сглазил кто да порчу не навел, надо было сидеть дома, по чужим дворам не ходить, домашней работой заниматься. Ни в коем случае нельзя было сор из избы выметать, потому что по выброшенному мусору можно было напустить беду в дом.

О человеке с тяжелым взглядом или «дурным глазом» говорили:

Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза.

Глаз не чист, не хорош, черен.

Недобрый глаз поглядел на нас (не гляди на нас).

12 октября - ФЕОФАНОВ ДЕНЬ

На Феофана Милостивого тепло возвращается. Сам же преподобный солнышко своим кафтаном укрывает, чтобы не замерзло оно.

На Феофана много звезд — к сухой осени.

Охотники в этот день гуляли по порошам, добывали именинного зайца и заканчивали день охотничьими байками при застолье. Вот одна из них:

«В одной деревне жил мужик. Он занимался охотой. Раз в зимнее время поехал за сеном. Наклал сена воз. Идет обратно домой, а у его было взя­то ружье с собой. Видит — бежит ласка. Он выстрелил. Убил ее, шкуру снял, положил на воз, а мясо бросил. Едет домой, вдруг слышит — сзади бе­жит кто-то. Обернулся— бежит ласка без шкуры за ним вслед и говорит: «Отдай мне шкуру». Три раза она к ему подбегала. Четвертый раз подбегает и говорит: «Отдай мне добром шкуру, а нет — сама возьму!» Он взял шкуру и бросил, и сказал: «Что за диво?!» Она ему отвечает: «Это не диво, а вот диво: не доезжая трех станций до Москвы, вот там у охотника случилось диво. Вот так диво! Сходи — узнаешь!»

Он вернулся домой и говорит своей старухе: «Ты суши, старуха, сухарей. Я пойду путешествовать». Вот он и пошел.

Пришел в одну деревню и напросился на постой у одного знакомого охотника. И разговорились они про свою охоту. Наш старик-охотник рассказал про ласку. А хозяин-то стал сказывать по свою охоту:

«Вот у меня есть три сына, все охотники. Раз мы пошли на охоту в осеннее время. Ходили мы целую неделю. Было у нас шесть собак взято с собой. Ничего не убили целую неделю. Я с печали такой огорчился да и брякнул: «Хоть бы черт попал навстречу — того бы убил!» А черт тут как есть. Я перепугался. Хотел выстрелить — ружье из рук у меня выпало; А черт говорит: «Ты хотел меня убить?» А я и отвечаю: «Да, убить». «Нет, не бей. Те­бе домой не попасть без меня». «А как не попасти? Неужто я далеко ушел от дому? » А черт отвечает: «Да, ты далеко ушел от дому. Тебе домой идти — век будет не сойти, помрешь на дороге; не видать дому». Я стал его просить: «Не выведешь ли домой?» А он мне говорит: «Ты, хотя со мной поступил неладно, да я выведу тебя домой. Садись ко мне на спину, да держись крипче. Да узнавай свое место. Узнаешь место да удержишься — и будешь дома жить, а нет — не видать родимого дому никогда!» Вот, я сел ему на плечи, он меня и понес. Я стал узнавать свое место. Узнал свой сад, схватился за дерево и закричал: «Старуха, сними меня с дерева!» А старуха говорит: «Что ты, батько, ведь ты держишься за полати!» А я отвечаю: «Как за полати? Да я держусь за дерево в саду». «Пробудись-ко, — говорит, — батько!» Я проснулся, и верно — за полати. Перекрестился тут, поглядел: все сыновья живы, и собаки лежат под лавкой, все тоже живы, благополучны».

Вот с того время оба старика и перестали ходить на охоту».

13 октября - МИХАИЛ СОЛОМЕННЫЙ

Вечером на Михаила Соломенного молодые бабы сжигали свои соломенные постели — одни в печах, другие в овинах от призора, недоброго глаза. С этой ночи спали уже на новых постелях. Между тем старушки сжигали только одни лапти, чтобы «зиме ходу дать».

Вобравшая в себя силу земную и солнечную, солома почиталась в крестьянском хозяйстве. На соломе русский человек рождался, на ней же и умирал. На соломе не только спали, ей занавешивали окна в доме зимой. А у хорошего хозяина и двор, и крылечко чистой соломой были застелены — от грязи.

Детей купали на пороге из решета — во избежание будущих болезней — как говорили, от призору.

Если снег упадет, зима не скоро настанет.

14 октября - ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ

Покров Пресвятой Богородицы — великий христианский праздник чудного явления Покрова Пресвятой Богородицы в X веке в Константинополе во Влахернской церкви, где хранились Риза Богоматери, Ее мафорий и часть Ее пояса.

Суеверные крестьяне говорили, что Матерь Божья засевает поля, а Покров собирает плоды.

14 октября (1 октября по старому-стилю) у наших поселян было сроком работ и наймов. Они говорили: «От Покрова до Евдокей. От Покрова до Крещенья. Приспей товарец к Покрову. Сдам на Покровской ярмарке. Подожди до Покрова: весь долг выплачу».

С этого дня начинались в селах свадьбы.

Выпадение снега в этот день считали счастливым предзнаменованием для обрученных. Тогда девицы говорили: «Батюшка Покров, покрой сыру землю и меня молоду». Иные : «Бел снег землю прикрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжают?»

Девицы молились в этот день о скорейшем выходе замуж. Они шли в церкви, ставили свечи перед иконой Покрова Богородицы и старались провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».

«Покров — Пресвятая Богородица,— приговаривали они,— покрой мой бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником».

Есть в народе простом примета, что если на Покров выпадает снег, то это предвещает много свадеб.

Покров — первое зазимье.

Покров не лето, а Сретенье не зима.

На Покров первое зазимье.

Если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна.

Откуда на Покров ветер, оттуда и холода придут.

Если на Покров выпал снег, то в Дмитриевский день (8 ноября) тоже будет снег.

Покров наголе — Екатерина наголе (7 декабря).

Покров, натопи избу без дров!

На Покров до обеда — осень, после обеда — матушка-зима!

Покров землю покроет то листом, то снежком.

Покров — конец хороводам, начало посиделкам.

Снег на Покров — к счастью молодым.

Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.

Спереди — Покров, сзади — Рождество.

Захвати тепла до Покрова (вычини избу), а не захватишь до Покрова — не будет такова.

Успенье засевает, а Покров собирает (сбор последних плодов).

Между Покрова и Родительской субботы зима не становится.

На Покров закармливают скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держат дома.

Придет Покров, девке голову покроет.

Отлет журавлей до Покрова — на раннюю, холодную зиму.

Коли белка в Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша.

СВАДЕБНОЕ ЗАСТОЛЬЕ. На свадебном столе кушанья, как ни во время ни одной другой праздничной трапезы, имеют символической значение. В первую очередь это имеет отношение к караваю, символу плодородия. На дворянских свадьбах вместо каравая к столу часто подавался свадебный пирог.

Дворянский свадебный пирог. 400 гр. сливочного масла растереть добела с 200 гр, сахара и 7 яйцами. Потом всыпать 120 гр. мелко истолченного миндаля, корицы, 10 гр. мускатного ореха, 10 г толченой гвоздики и немного имбиря, размешать все это как можно лучше, подсыпая 200 гр. муки, потом влить V2 стакана малаги и V2 стакана французского вина. Взять форму, намазанную маслом, положить в нее приготовленное тесто, поставить в духовку.

Ни один свадебный стол не обходился и без курника — русского свадебного куполообразного пирога с начинкой из курицы, которая также считалась символом плодородия.

Старинный курник из мелкой гречневой крупы и курицы.

В 1858 году в Россию приехал Александр Дюма-отец. Он с радостью знакомился с жизнью России — и с большой охотой угощался блюдами русской кухни. Самым отменным блюдом писатель называл русский курник, который готовила на даче под Ораниенбургом Авдотья Панаева. Он приказал своему секретарю записать подробный рецепт приготовления русского пирога с курицей и даже зарисовал дачу Панаевой — чтобы построить нечто подобное под Парижем.

Ниже мы приводим рецепт Авдотьи Панаевой.

Приготовить тесто сдобное или рассыпчатое, дать пирогу такую же круглую форму, как сказано выше, начинку же следующую:

Взять парную курицу, отварить ее в малом количестве, посоленной в меру, воды, потом вынув, разрезать ее на куски, вынуть кости.

1 1/4 стакана мелкой гречневой крупы перетереть с 1 яйцом, высушить, протереть сквозь решето; вскипятить 1,5 стакана воды с 2 ложками масла, всыпать крупу, размешать тотчас, чтобы не было комков, поварить минут 5, поставить не надолго в духовку, чтобы слегка просохла, смешать с 5 крупными, сваренными вкрутую мелко изрубленными яйцами и зеленью, посолить. Положить на раскатанное тесто половину каши, на нее разрезанные куски курицы, покрыть остальным фаршем, посыпать сверху укропом; перед тем, как сажать в печь, влить в середину крепкого куриного бульону, накрыть крышечкою из теста, защипать, сделать в ней отверстие, смазать яйцом, и тотчас в печь.

Непременным атрибутом свадьбы была головка сыра, также символизирующая благополучие.

Сыр домашний твердый (старинный рецепт). Взять простоквашу без сметаны, поставить ее в чуть теплую духовку, потом остудить совершенно творог, сложить в холщовый мешок или марлю. На другой день, когда сыворотка стечет, размешать творог с солью, разложить в маленькие мешоч­ки и держать под прессом двое суток; потом вынуть сыры из мешочков, тотчас накрыть их плотной холстиной, чтобы не доходил до них воздух.

Каждый день переворачивать сыры, пока не покроются плесенью и пока не будет слышен от них сильный и неприятный запах, что окажется не ранее двух-трех недель; в продолжение этого времени не отворять в той комнате окон. Тогда снять с сыров холстину на одну неделю. Когда плесень обсохнет, вымыть сыры в сыворотке, подогретой так, чтобы едва могла выдержать рука, и обмывая их, не скоблить плесень ножом или пальцем, но только обтирать их слегка ладонью. Переменять так согретую сыворотку несколько раз, пока сыры не будут чисты. Тогда опять в той же комнате разложить их на сухих чистых полках, но не накрывать уже их более; переворачивать их непременно два раза в день; можно иногда открывать окна или зимою топить. Когда высохнут, сложить их в сухую рожь. За 2 или 3 часа перед употреблением обмыть их в горячей воде, дать слегка обсохнуть.

Лучше всего приготовлять такие сыры вскоре после праздника Петра и Павла: они будут сверху сухи, а в середине так мягки, как сыр голландский и, при разрезании их, не будут рассыпаться, как прочие сыры.

На царских свадьбах вплоть до конца XVII века к столу первым блюдом подавался жареный лебедь, символ супружеской любви. В семьях обычных людей его заменял гусь.

Свадебный гусь по-сибирски. Гусь, 250 г пшена, 100 г сливочного масла, пряности, соль по вкусу. Вымыть, опалить и вычистить гуся. Натереть его солью. Крупу отварить до полуготовности, откинуть на дуршлаг, добавить сливочное масло, и этой кашей нафаршировать гуся. Зашить тушку суровыми нитками, положить на противень, поставить в духовку и запекать до готовности.

Гусь, фаршированный кашей и грибами. Молодого гуся очистить, снаружи и внутри солью, вынуть осторожно хребтовую кость. Кости и прочие отрезанные части залить водою, положить кореньев, сушеных грибов.

Когда бульон этот уварится, грибы мелко изрубить; 2 стакана грибного бульона смещать с изрубленными грибами, ложкой масла и немного мелко изрубленной зеленой петрушкой и укропом, вскипятить, всыпать тотчас, мешая, 600 граммов гречневой крупы, перетертой с одним яйцом и высушенной.

Подержать эту кашу на большом огне минут 10; когда каша погустеет и уварится, размешать ее ложкою, чтобы не было комков, посолить, нафаршировать ею гуся, запечь его в духовке.

В соус же положить муки, развести бульоном, вскипятить, снять лишний жир, облить гуся.

15 октября - КУПРИЯН И УСТИНЬЯ

Русский народ против наваждений и влияния нечистой силы почти всегда прибегал к молитве. По свидетельству Сказания о святых,, в нашем народе принято было об избавлении от злого очарования молиться святым Киприану и Иустине. От злого очарования просили девушки упасти Устинью, а парни — Куприяна

Если не уберечься, в этот день на человека могли напасть бесы. Бесы “насылаются” на людей различными колдунами, ведьмами; Если же они вдруг нападают на человека «по собственному почину», то выбирают преимущественно пьяниц, людей пренебрегающих своими религиозными обязанностями — не верующих в Бога, великих грешников, или тех, которые призывают их на помощь, в минуты злобы, гнева, отчаяния. Пьяницам бесы “представляются” нередко в своем «натуральном» виде целыми десятками, лишают их сна, поселяют отвращение к пище, наводят ужас, истощают тело и иногда доводят до самоубийства. Так русский народ объясняет припадки запойного бреда, или “белой горячки”.

Бесы не только могут являться людям, но и вселяться в них — по приказу колдуна или знахарки. Напускание может быть сделано словами (наговором), или бесы “пускаются по ветру”, передаются с пищей, питьем, поцелуем, дыханием, прикосновением.

Последствием вселения бесов являются тяжелые и длительные нервно-психические страдания, известные под общим названием “порчи”.

Смотря по преобладающему характеру болезненных явлений отличают не менее трех видов порчи: кликушество, беснование, икоту.

16 октября - ДЕНИС ПОЗИМНИЙ

ДЕНИС ПОЗИМНИЙ, ОСЕННИЕ ЛИХОРАДКИ

С этого дня ходят по земле осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучают. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, а может соринкой обернуться — и в глаз залететь. Против них есть отличное средство — надо носить всегда собой осиновую кору. Лютая ненависть была у лихорадок к осине.

Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко под ноги, а коли голова болит, то на полешке полежать надо.

Говорили: «Денис — лихого глаза берегись».

Во многих местах большой славой от порчи, в особенности при повальных болезнях, когда она бывает пущена по ветру, пользуются лук, соль, чеснок и редька. Русский народ верил, что соль и редька имеют способность выедать все слова, написанные на бумаге, а запаха лука и чеснока будто бы не любит нечистая сила. Носились чеснок и лук в таких случаях обыкновенно на нательном кресте.

В этот день произносили заговоры от сглаза. В этот день особенно старались избежать встречи с человеком с «дурным глазом».

ЗАГОВОР ОТ СГЛАЗА. «Избавь, Бог, от сераго, от синяго, от чернаго, от желтого, от всякаго глазу, от плохого часу».

Против порчи хорошим профилактическим средством считается вода, если ее трижды «перенять» с каменки в бане. Для этой цели, взятая в ковш вода выливается на каменку и, снизу, снова подхватывается в ковш. Этой водой окачиваются и пьют ее. При этом говорят: «Как на каменке, на матушке, подсыхает и подгорает, так на рабе Божьем (таком-то) подсыхай и подгорай».

Сглаз, порча и испуг, кроме заговоров, «перепугов», воды, спущенной с иконы, четырех углов стола и пропущенной через скобку двери, лечились и многими другими суеверными средствами.

«Изуроченных» нередко сбрызгивают веником водой из лохани или водой, в которую лили по «страстной» свече растопленное олово и свинец, испорченных посыпают четверговой солью и кормят их петушиными потрохами, испуганных поят землей из следа испугавшего их лица или пеплом от выстриженного и спаленного клочка его волос и т. п.

17 октября - ЕРОФЕЙ

С Еврофея холода сильней. С Ерофея зима шубу надевает. На Ероффев день один «ерофеич» душу греет. «Ерофеич» — это старинная русская настойка, которую, по легенде, изобрел в 1768 году цирюльник графа Алексея Григорьевича Орлова, которого все звали просто Ерофеич. С ее помощью он излечил графа от болез­ни желудка и вернул ему аппетит. У Ерофеича было одно средство от всех болезней — настоянная на душистых травах водка. «Ерофеич». На 10 литров водки положить 50 граммов любой мяты, по 50 граммов аниса, зверобоя, душицы, тимьяна, донника, майорана, тысячелистника, полыни, поставить все это.в большой бутыли литров на 10 на 12 суток в теплое место. После этого можно употреблять, слив с гущи или не сливая, как кому угодно; на гущу можно опять налить половинную пропорцию водки и поставить на месяц в тепле. Полагают, что в этот день лешие дурят по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю. К же весне же они вновь из земли выскакивают. Поэтому на Ерофея в лес не ходят и не ездят, даже в случае крайне нужды: леший бесится. Расставаясь с лесом, лешие будто с досады ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. О мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя.

18 октября - ХАРИТИНЫ - ПЕРВЫЕ ХОЛСТИНЫ

Отстал на Харитину от ночи день — запнулся валенком за пень.

В этот день садились за ткацкие станки, ткали холсты. Говорили: «Харитина ткала и пряла — весь дом одевала». С Харитины собирались по домам девушки, вместе ткали и вышивали, работу делали да песни пели

19 октября - ФОМИН ДЕНЬ

В этот день уже бывали полны амбары и погребы припасами на зиму, хлебом да овощами. Поэтому и говорили: «Фома — большая крома». Крома — богатый, зажиточный человек. А еще говорили: «Фома — ломит закрома, бери все задорма».

В тех районах, где было много хлеба, а леса истребили, хлеб ссыпали в специальные земляные ямы. Сухое зерно в таких ямах прекрасно сохранялось — в особенности от огня и воровства. Хлебная яма выкапывалась в земле — желательно, в глине — в виде кувшина, выжигалась соломой и обвивалась берестой. После наполнения мы наружное отверстие «зашивали» досками и засыпали землей. Иногда делали небольшой деревянный колпак над «зашитым» отверстием.

20 октября - СЕРГИЙ

С Сергия зима начинается, с Матроны устанавливается. Сергей инеем травы бьет, а Матрена (22 ноября), зиме вспять повернуть не дает. Если Сергий снежком покроет, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги. Если в этот день выпадет снег, а листья все еще висят на деревьях, то и снег скоро растает. Если земля снегом покроется — на Матрену на ноги зима встанет.

21 октября - ТРИФОН И ПЕЛАГЕЯ

Трифон и Пелагея шубу да рукавицы с полатей достают, чинят да заплаты ставят. Говорят: «С Тихона да Пелагеи все холоднее». Не гоже, что-бы зима врасплох застала, надо заранее теплую одежку готовить. «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет барановые». В старину рачительные хозяева торопились в этот день до ледостава опустить в омуты бочки с засоленными огруцами. Подо льдом температура воды никогда не падает ниже плюс четырех — рекомендуемого ныне в современных холодильниках «режима». Лучших условий для хранения овощей на Руси было не найти. Весной же бочки поднимали из воды — и на столе появлялись хрусткие огурцы. В это день также начинали выжигать новые поля в лесу, рубили починок — поляну для огнища.

22 октября - ЯКОВ СТУДЕНЫЙ

Заготавливали дрова в этот день для русской печи: «Яков пришел, холода принес». Поэтому говорили, что Яков дрова пилит, а день иногда называли Яковом Дровопильцем. Осеннее полено горит жарко: вешние и летние ему не чета, считалось, что спорины в них нету. Яков, брат Божий, крупицу пошлет (град, крупу). Позже всего — до сегодня — растут из грибов сыроежки. Именно они и закрывают грибной сезон. Сыроежки тушеные. Очистить грибы, вымыть их и вскипятить в соленой воде, откинуть на дуршлаг, переложить на растопленное масло в кастрюльке, накрыть крышкой, тушить на легком огне до тех пор, пока не выкипит весь сок. Тогда положить рубленную зелень, размешать, переложить на глубокое блюдо, подавать.

23 октября - ЛАМПЕЯ

В этот день выходили смотреть на месяц: куда он смотрит? Если на Евлампия рожки месяца смотрят на полночь — на север, то оттуда повеют метели со снегом и зима ляжет по суху; если рога на полдень — на юг, то жди грязи да слякоти и зима долго не станет. Коли на Евлампия грязь да слякоть, октябрь-грязник до Казанской (4 ноября) снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится. Евлампий лучину отщепляет, огонь вздувает, потемь стращает. Лучину устанавливали в специальные светильники с четырьмя специальными расщепами — светцы — под углом 10—15 градусов. Сгорала лучина за пять минут. Когда старшие занимались своими делами — пряли, готовили, мастерили что-то, самые младшие члены семьи постоянно меняли прогоревшие лучины на новые. Они ярко горели по очереди и светили. Заготавливали лучины заранее, а вот как — читай об этом 9 февраля.

24 октября - ФИЛИППОВА КАНИТЕЛЬ

Наступает канитель — распутица, на дорогах грязь, а по делам выезжать надо. Торопиться надо, некогда канителиться, хотя и сам Филипп к печи прилип, так дороги развезло.

25 октября - ПРОВ

Андрона русский народ считал мудрым звездочетом: «Андрон может шестом небо достать, совком звезды почернуть». В день Андрона Звездочета внимательно следили за появление звезд с полудня и до полуночи. И по ним определяли погоду. Говорили, что если звезд на небе много, будет хороший урожай гороха. Звезды яркие на Прова — к морозу. Тусклые звезды — к оттепели.

26 октября - ИВЕРСКАЯ

Празднование в честь Иверской иконы совершается во вторник Светлой седмицы, 12/25 февраля и 13/26 октября. Иверская икона Божией Матери была очень почитаема на Руси. Ей молились об избавлении от разных напастей, об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли

27 октября - ПАРАСКЕВА ГРЯЗНИХАПАРАСКЕВА ГРЯЗНИХА

ПАРАСКЕВА ГРЯЗНИХА, ПАРАСКЕВА – ЛЬНА ТРЕПАЛЬНИЦА Параскева называется в простонародье Грязнихой — из-за осеннего ненастья и грязи — или Порошихой — от порошей, т. е. от легкого снега, выпадающего на замерзшую после оттепели землю. На Грязнуху — не бывает сухо. Если на Параскеву на дорогах грязь, то до установления настоящей зимы еще четыре недели ждать. Говорили: «На Грязниху грязь — четыре смены до зимы».

28 октября - ЕФИМИЙ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ

ЕФИМИЙ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает. С этого дня зима начинает набирать силу. На Евфимия вносят и убирают пчел в теплые регионах России. С этого дня в дома возвращается кикимора, изгнанная летом, начина­ет девушкам да бабам мешать. Пряжу путать. Когда кикимора садилась за ткацкий стан, то становилась видна. Тогда надо было попросить святого Евфимия об изгнании нежити. Осенишь ее крестным знамением — она и исчезнет.

29 октября - ЛОНГИН ВРАТНИК

Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает. С этого дня зима начинает набирать силу. На Евфимия вносят и убирают пчел в теплые регионах России. С этого дня в дома возвращается кикимора, изгнанная летом, начина­ет девушкам да бабам мешать. Пряжу путать. Когда кикимора садилась за ткацкий стан, то становилась видна. Тогда надо было попросить святого Евфимия об изгнании нежити. Осенишь ее крестным знамением — она и исчезнет.

30 октября - ОСИЙ

На Осия — колесо с осью до весны расстаются, с осенью колесо прощается. Телегу в сараи ставили, сани вытаскивали. Устанавливался санный путь. Гадали по срипу тележных колес об урожае: если в этот день колеса едут тихо, не скрипят — к богатому урожаю. И еще в этот день не советовали мыться, а вот почему — неизвестно.

31 октября - ЛУКИН ДЕНЬ

Святой апостол и евангелист Лука был врачом и живописцем. Он написал Евангелие и книгу «Деяний апостольских». Именно он написал несколько икон Пресвятой Богородицы. Издавна русский народ считал Луку покровителем и наставником живописцев. Ему также молились о добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой, об исцелении глазных болезней, те, кто шел огород сажать.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

* *