Страницы меню навигации

Professional Photo

Декабрь – Народный календарь

1 Декабря - ПЛАТОН И РОМАН

В этот день примечали погоду. Говорили: «Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на Масленицу». Если случится в течение дня перемена погоды, то столько же раз последует и перемена зимней погоды.

Каков Платон да Роман, такова и зима. Платон да Роман кажут зиму нам.

Если на Романа комар летает по комнате — жди оттепели. Ворона на Романа по дороге бродит — к теплу.

2 Декабря - АВДЕЙ РАДЕТЕЛЬ

Авдей радел о хозяйстве, о мире в доме. Чтобы не пробралась в избу нечисть, надо было в этот день постучать обухом топора по всем косякам дверным и оконным рама.

Опасались в этот день выходить на улицу. Говорили: «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет».

3 Декабря - ПРОКЛ

На Прокла всякую нечисть под землей проклинают, чтобы наружу не  выходила.

С этого дня могла установиться зимняя санная дорога. Об этом проси­ли святого Прокла. Говорили: «До Прокла не жди от дороги прока», «Про-чливому хозяину на Прокла и Проклу — праздник».

В этот день примечали погоду:

Если на Прокла снег пошел — на Алену Леносейку (3 июня) пойдет дождь.

Каков Прокл, таков и июнь. Если в этот день пойдет снег, то и в июне дождь будет.

4 Декабря - ВВЕДЕНЬЕ

Введение во храм Пресвятой Богородицы — великий двунадесятый праздник.

Введенье ломает леденье, т.е. становится грудами лед. На Введенье толстое леденье. Введение пришло, зиму привело. На Введение зима вводится.

Если на Введенье мороз, то жди летом знойных дней.

Когда на Введенье мороз, то все грядущие праздники будут морозными.

На Введенье, если колокольный звон слышен издалека ясно, будет мо­роз, глухо — к сильному снегопаду.

Если до введенья выпадет снег, то он непременно растает. А если снег пойдет после Веденья, то ляжет зима.

С этого дня, как правило, по мнению русского народа, начинались Вве­денские оттепели, от которых совершенно раскисали дороги, поэтому час­то говорили: «Введенские морозы не ставят зимы».

Со дня Введения начинались зимние торги. В Москве первый зимний торг — торг саней — бывал на Лубянке. Здесь были лубяные и санные ряды. Сюда привозились расписные сани из разных мест. Галиц-кие сани с позолотой красовались на Лубянке как особенная редкость.

На Введенье пели:

Введете пришлои зиму в избу привело, в сани коней шпрягло, в путь-дорожку вывело, лед на речке вымело,

с берегом связало,

к земле приковало,

малых ребят,

красных девчат

на санки усадило,

по ледяшке с горки покатило.

5 Декабря - ПРОКОПИЙ

Прокоп по снегу ступает — дороги торит. С этого дня устанавливает­ся хороший санный путь. В этот день ставли зимние вехи, дорогу обознача­ли, чтобы путники с нее не сбились. Говорили: «Пришел прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает — дорогу копает».

На день Прокопия бывал во многих деревнях мирской праздник. Посе­ляне в складчину убивали мирского барашка и съедали его с зваными гос­тями. А в некоторых уездах вместо барашка угощали гостей рыбой.

Звенная осетрина. Для теста; 1,2 кг пшеничной муки, 400 г топленого масла, 6 яиц, 2 стакана молока, 13 г сухих дрожжей и щепотку соли.

Для фарша: 2 кг осетрины, 5 луковиц, 0,6 кг топленого масла, 0,5 ста­кана зелени укропа, 3 стакана крупы крупного помола, 3 яйца.

На молоке сделать опару и когда она поднимется —добавить масло, яйца, соль, остальную муку и дать тесту подняться. Между тем пригото­вить начинку: поджарить на масле осетрину с луком, прибавить рубленой зелени укропа, потом все порубить. Крупу растереть с сырым яйцом, вы­сушить и протереть через сито. Смешать 500 мл воды и 400 г масла, дове­сти до кипения, засыпать крупу, перемешать, посолить и поставить в духо­вой шкаф, чтобы она слегка разопрела, после чего смешать ее с рыбным фаршем.

Отдельно нарезать ломтиками осетрину и сделать кулебяку. Тесто раскатать, уложить на металлическое блюдо, на середину выложить по­ловину фарша, на него — ломтики рыбы, и сверху — остальной фарш, края защипать, смазать яйцом, посыпать сухарями и поставить в печь. Го­товую звенную осетрину накрыть, чтобы она отмякла. Подать со сливоч­ным маслом.

6 Декабря - АЛЕКСАНДР, МИТРОФАН

Если на Митрофана моросит, то и 6 июня дождь будет.

На Митрофана лед становится, санный путь открывается.

В день Александра Невского всегда вспоминали павших воинов. Гада­ли об ушедших на войну.

Гадание на пауке. Ловят паука и сажают его в крынку, которую завя­зывают. Через шесть (иногда — через восемь) дней смотрят, див ли он. Если он жив, то жив и человек на которого гадают. Паука сажают в гор­шок. Тот начинает плести паутину. Если он начинает плести паутину от самого верха горшка, то человек, на которого гадают, скоро вернется до­мой. Оба гадания были способом узнать, скоро ли вернется домой солдат с войны.

Гадание на булке или хлебе. Пекут три булки или три хлеба. В одну из булок кладут крест. Когда булки остынут, их «перемешивают», меняют ме­стами и раскладывают так: одну — на порог, одну — на лавку и последнюю — на полку у образов. Если крест окажется на пороге, то лицо, на которое гадают, скоро вернется; если у образов, то вовсе не вернется.

7 Декабря - КАТЕРИНА САННИЦА

С этого дня начинались в городах зимние гулянья на санях. В стари­ну к этому гулянью бывали особенные приглашения. В дом богатого и за­житочного семьянина, где была осенняя свадьба, сходились все родные смотреть, как поедут новобрачные. За молодыми снаряжался длинный по­езд всех родных. Здесь впервые показывалась молодая после свадьбы и, по старому обычаю, должна была раскланиваться со всеми соседями. Са­ни новобрачных всегда отличались: их или расписывали «красками с вы­водами» или золотили сусальным золотом. Боярские сани украшали волчьи и медвежьи меха. Поездом новобрачных управляли самые близкие родственники. Свекор и свекровь, отправляя свой невестку на гулянье, просили провожатых беречь молодую от всякой беды, а более всего от ли­хого глаза. У порога в сенях постилали овчинную шубу навыворот. Когда приезжали с гулянья, на этой шубе свекор и свекровь встречали свой не­вестку. Здесь провожатые сдавали с рук на руки молодых. Вечером устра­ивали пир.

Маленьким детям, именинникам, посылали в подарок козырные санки с куклами. Эта обязанность лежала на тещах и крестных матерях.

Святая Екатерина у русского народа почитается покровительницей брака и невест, а также помощницей женщинам при родах. Екатерина по­кровительствует беременным.

В ночь на ее день девицы, мечтающие о замужестве, гадают. Многие

постятся на Екатерину, чтоб иметь добрых женихов. Говорили: «На Екатеринин день и на Андрее гадают».

Гадания в ночь на день святой Екатерины. Ломали сучок яблони и клали его под подушку, чтобы привиделся суженый.

Катили каравай хлеба от ржаного колоса — к вещи, потихоньку взятой у понравившегося парня, а затем вокруг этой вещи кругами. Девушка ве­рила, что парень возле ее дома станет ходить кругами.

8 Декабря - КЛИМЕНТЬЕВ ДЕНЬ

На Климента любое важное дело начинать можно было только нато­щак.

Бабы прясть садились у окна — от белого снега и в светлице светлее становилось.

На Климент зама клин клином вышибает. На Климента мороз насыпал белых роз. Климент морозом у мужика слезу гонит. На Климент большой мороз заворачивает.

9 Декабря - ЮРИЙ ХОЛОДНЫЙ

На Руси два Егорья — холодный (9 декабря) да голодный (6 мая).

В жизни Древней Руси Юрьев день был очень важным днем в хозяйст­венном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В «Судебнике» говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьего дня и неде­лю по Юрьеве дне осеннем.

Царь Борис Годунов запретили вольные переходы крестьян, но об этом переходе сохранились пословицы, в которых предки наши высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы: «Вот тебе, бабушка, Юрь­ев день!» — или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день».

В этот день при отъезде куда-либо в дорогу служат молебствия о бла­гополучии на предстоящий путь.

К Егорьеву дню принято было конопатить окна и погреба.

До этого дня необходимо было раздать все долги. Не вернуть долг до Юрьева дня — всю жизнь в должниках ходить.

В этот день ходили слушать воду в колодцах. Есди тиха вода в колод­це, не колышется, то спокойная зима будет, а уж если колышется – жди вьюг да буранов.

На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.

Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори.

Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.

Крепки ряды Юрьевым днем.

Мужик болит и сохнет по Юрьев день.

Два Егорья: один холодный, другой голодный.

Юрий холодный оброк собирает.

Весной Георгий с летом, Никола — с кормом; в осень Георгий — с мос­том, Никола — с гвоздем.

Крепки ряды Юрьевым днем.

Мужик не тужит, знает, когда Юрья день.

10 Декабря - РОМАН ЧУДОТВОРЕЦ

Как видно из «Сказания о святых», Роману русский народ молился о разрешении бесплодства и бесчадия. Основанием этого верования послу­жило то, что этот преподобный, обладая даром чудотворений, по молитве своей испросил «многим женам неплодным чада родить».

Ко дню Романа рыбы должны были схорониться в зимовальных ямах и омутах, приготовиться к зимовке, зато на нерест начинали идти налим, сиг и ряпушка.

По тучам, по звездам гадают в этот день о будущей погоде.

Если на рассвете лицом к северному ветру встать, то с ветром уйдут бе­ды все и невзгоды.

В Романов день у лосей рога отпадают.

11 Декабря - СОЙКИН ДЕНЬ

В этот день чествовали птичку сойку-вещунью. У пташки этой на крылышках были, по представлениям русского народа, зеркальца, в которых можно увидеть своё будущее. Если в свой день прилетит она к окну, станет у него кричать, добрый то знак: сойка счастье возвещает.

12 Декабря - ПАРАМОН

Пришел Парамон — снег с крыши вон. В этот день сбрасывали с крыш снег, причем, по повериям, делать это было нужно веником и метлами, но никак не лопатами, чтобы крыша не прохудилась.

К венику на Руси относились с большим почтением, считая его наде­ленным особыми магическими свойствами, и помнили:

Если под печью лежит голик (веник) или сидит лягушка, то хлебы ис­портятся.

В одной избе разными вениками не мети: разойдется по углам богатство.

Смотрят на Парамона на утреннюю зарю. Багряная заря — к ветрам холодным, ясное утро — к ясному декабрю. А коли утро снежное — быть метелям свирепым.

Снег на Парамона — быть метелям до Николина дня. На Парамона земля каменеет, речка стынет.

С этого дня ходит зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам вставать велит, печи топить, каши варить.

13 Декабря - АНДРЕЙ ЗИМНИЙ

На Андрея второй раз выходят вечером на реки, озера и колодцы прислушиваться к воде.

Если вода стоит спокойно, то это означает, что зима будет теплая, без метелей. Если вода гудёт и стонет, то это предвещает бури, большие моро­зы и беды.

В этот день, как и вдень великомученицы Екатерины, девушки гадали о своих суженых. Многие из них по заведенному обычаю накануне дня апосто­ла Андрея соблюдали пост и молятся ему о даровании им хороших женихов.

В Полесье девушка, желая увидеть во сне своего суженого, сеяла лен в горшке, наполненном землею.

Прочитав над горшком «Отче наш» девять раз стоя, девять раз на ко­ленях и девять раз сидя, она говорила:

Святый Андрею,

Я на тебе лен сею,

Дай же мини знати,

За ком я буду той лен рвати.

На ночь клали девушки под подушку кусочек хлеба и говорили: «Суже­ный-ряженый, приходи ко мне поесть». Верили, что ночью должен во сне к ним прийти суженый.

Срывали в этот день ветку фруктового дерева — чаще всего, яблони, — и ставили ее в воду. Если на Рождество распускались листочки, то девушка должна была в этом году замуж выйти.

14 Декабря - НАУМ - НА УМ

В народе говорли: «Пророк Наум наставляет на ум», и в день его памяти отдавали детей в ученье приходским дьякам. Но не просто по­сылали в школу, а соблюдали определенный церемониал. Все семейство отправлялось с утра в церковь, где служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность учить побоями. Мать, стоя у двери, должна была плакать, иначе худая молва о ее без­душии пронеслась бы по всей деревне. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После сего учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось учение: «Аз-земля-ер-аз». Мать в этот момент должна была плакать еще сильнее и умолять учителя не мо­рить сына грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение. Учителя после трудов угощали и дарили ему подарки. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — собственноручно вышитым полотенцем. Проводы и угощения продолжались до ворот. На другой день ученика от­правляли к учителю с азбукой и указкой. Матушка снаряжала с сынком огромный завтрак и подарок для учителя (обычно это была домашняя птица).

Батюшка Наум, наставь на ум.

Один пророк Наум наводит на ум

15 Декабря - АВВАКУМ

В этот день отгоняли крикс-ночниц с оконниц, заговоры особые читали. ЗАГОВОРЫ ОТ КРИКС • КРИКА И БЕССОННИЦЫ У ДЕТЕЙ.

1-ый заговор. «Заря, зарница, вас три сестрицы, утренняя, полуден­ная, вечерняя, полуночная, сыми с раба Божия (имя) тоску, печаль, крик, бессонницу, подай ему сон со всех сторон, со всех святых, со всех небесных».

2-ой заговор. Заговор читается три раза.

Заря-зарница, красная девица, Утренняя заря Прасковья, Крикса, Фокса, Уйми свой крик и дай младенцу сон. Заря-зарница, молодая девица, Вечерняя заря Соломонея, Крикса, Фокса, Уйми свой крик и дай младенцу сон.

В этот же день читали и заговоры от ночиницы-бессоницы — сглаза.

Заговор от ночницы. Знахарка поздно вечером, чтобы никто не видел, несет ребенка под курошест. Раздев, три раза умывает его и каждый раз приговаривает: «Куры белыя, куры рябыя, куры желтыя, куры пестрыя, куры черныя, возьмите свои ночницы, а младенцу (имя) дайте доброе здо­ровье и сон». Умывши в третий раз, знахарка плюет три раза, произносит — «с гуся вода, а с младенца (имя)худоба» — и одевает ребенка в свежее платье.

16 Декабря - ИВАН БЕЗМОЛВНЫЙ

Иван молчит, добрая молва дело растит.

В этот день надо было молча, тихо постоять перед иконой Иоанна Без­молвного. Кто на Ивана Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет.

17 Декабря - ВАРВАРИН ДЕНЬ

К этому дню становилось как будто немного светлее от выпавшего сне­га, и потому говорили: «Варвара от ночи уворовала, да ко дню притачала».

Варвара считалась заступницей женщин. Ей молились беременные. Ее день был бабьим праздником.

На Украине говорили, что в этот день устанавливается зимняя погода: «На день святой Варвары зима мосты мостит». А в России есть другая по­говорка: «К Варварину дню зима дорогу заварит».

Наступает время сильных морозов.

Трещит Варюха, береги нос да ухо!

Варвара заварит, Савва засалит, Никола загвоздит.

Варвара ночи урвала, украла, день приточила.

На Варвару зима дорогу заварварит (заварит).

Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает.

Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит.

18 Декабря - САВВИН ДЕНЬ

Савва продолжал морозить реки да озера, продолжал Варварину ра­боту. А потому говорили: «Варвара мостит, Саввы гвозди вострит, Никола прибивает».

На день Саввы зима реки засалит.

На день Саввы — работать грех, святого подвижника обидишь.

На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у кого лошадь есть.

19 Декабря - НИКОЛА ЗИМНИЙ

Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых святых на Руси. О нем пели калики перехожие:

Ой! кто, кто Николая любит, Ой! кто, кто Николаю служит, Тому святой Николай

Во всякий час помогает.

Святителю Николаю полагается даже особая молитва о заступлении от всяких бед и несчастий. К его дню приурочивались зимой в старину так на­зываемые братчины, которые получили название Никольщин. Наши пред­ки собирались в церковь, служили святому Николаю молебны, ставили со­обща этому угоднику большую свечу и затем шли веселиться.

В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и хозяйственных договоров.

В день Николая особенно внимательно следили за погодой:

Никола загвоздит, что Егорий намостит.

Перед Николой иней — овсы хороши будут.

Иней на Николу — к урожаю.

Попроси Николу, и он скажет: Спасу.

Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле.

От Холмогора до Колы тридцать три Николы.

Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немило­стивому один в четыре года.

На день Николая зима ходит с гвоздем.

Подошел бы Николин день, а то будет зима на санках.

Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует.

Провезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель.

Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять.

Хвали зиму после Николина дня.

Цены на хлеб строит Никольский торг.

Никольский обоз для боярской казны дороже золота.

Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьют, а то­го Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют.

Николыцина красна пивом да пирогами.

Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют.

На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Николыцины валя­ются под лавкой.

Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится.

Николыцина не ходит с поклоном на барский двор.

Для кума Николыцина бражку варит, для кумы пироги печет.

На Никольщину зови друга, зови и ворога, оба будут друзья.

Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет.

У доброго мужика и на Никольщину торг стоит.

Никольский торг всему указ.

Городская Николыцина на санках по улицам бежит, а деревенская в из­бе сидит да бражку пьет.

Называла Николыцина барщину в гости пировать, а того Николыцина не ведала, что на барщину заказ положен.

22 Декабря - АННА ТЕМНАЯ

Почитая в высшей мере Пресвятую Богородицу, Церковь празднует не только рождение, но и зачатие Ее. Зачатие Пресвятой Богородицы празд­нуется 22 декабря. А поскольку матерью Пресвятой Девы Марии была свя­тая Анна, то в народе и день Зачатия стали называть Анна Зимняя.

22 декабря — самый короткий день в году, день солнцестояния.

На Зачатие Анны беременным бабам пост. Будущим матерям в тече­ние суток запрещалось приниматься за какую-либо серьезную работу.

С праздника Зачатия Анны зачинается зима: осень кончается, зима за­чинается. Начало настоящей суровой зимы.

Опока (кружевина) на деревьях на Зачатие Анны к урожаю.

На Зачатие Анны волки стадятся — в стаи собираются, — а разбегают­ся после выстрелов на Крещение.

23 Декабря - МИНА

Великомученик Мина у русского народа считается целителем глазных болезней. Основанием для такого верования послужило то, что этот угод­ник действительно обладал даром чудотворений и действительно исцелял болезни глаз. Русские люди верили, что Мина дарует не только физическое исцеление глазам, но и убирает с глаз пелену, мешающую отличать добро ото зла, правду ото лжи.

Со святого Мины — нас тьма мимо.

Со святого Мины — с очей пелена.

24 Декабря - НИКОНОВ ДЕНЬ

В этот день говорили: «Никон стоит у икон». Молились святому, про­сили успокоить душу, отогнать нечистую силу, которая в снеговых бурях да метелях кружила.

25 Декабря - СПИРИДОН СОЛОНОВОРОТ

Крестьяне говорили, что с этого дня солнце поворачивает налета, а зи­ма — на мороз. Спиридон, по их мнению, сам поворачивает солнце на лето и наблюдает, чтоб оно не скрывалось от людей. Солнце с этого дня наряжает­ся в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет на теплые страны. Зима ходит с этого же дня в медвежьей шкуре, стучит по крышам и будит баб ночью топить печи. Если зима гуляет по полю, то за ней верени­цами ходят метели и просят дела. Если ходит по лесу, то сыплет из рукава иней. Если по реке идет, то под следом своим кует воду на три аршина.

На Солоноворот медведь ворочается в берлоге с одного бока на дру­гой, а солнышко на прощанье нагревает коровам бочок.

Крестьянам запрещалось работать в этот день, они могли лишь зани­маться выяснением, каков будет урожай на будущий год.

Старики замечали, с какой стороны на этот день подует ветер, с той стороны будет дуть он до весеннего равноденствия. По погоде первых 12 дней, следующих за Спиридоном, судят о погоде каждого из 12 месяцев на­ступающего года.

В притолоку, как только солнцеворот пройдет, хозяйка втыкала серп, а хозяин ввечеру в порог вклинивал топор. Крестьяне верили, что сила ос­трого серпа и топора передастся двери и порогу, охранит дом от зла и нечи­стой силы. Острая сталь издавна была лучшим оберегом от нежити..

С Солнцеворота дня прибудет хоть на воробьиный скок.

В этот день кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше не­слись они.

«Спиридонов день, подымайся вверх» — приговаривают садовники, встряхивая яблони.

Если на Спиридона происходит перемена ветра, то на будущий год бу­дет хороший урожай гречихи.

26 Декабря - ЕВСТРАТ

Мученик Евстрат солнышку рад.

С этого дня начинали наблюдать погоду, считая, что каждый новый день покажет погоду очередного месяца следующего года: погода 26 де­кабря показывает погоду января, погода 27 декаюря — погоду февраля и т.д.

В этот день бывали, по мнению русского народа, ведьмины посиделки и сборища, на которых они решали, как схватить солнце да сжить его с бе­лого света. Нельзя в этот день сквернословить — не то ведьмы с неба упа­дут прямо на голову хулигана. Нельзя было и веник на крыльце оставлять — не то ведьмы утащат.

27 Декабря - ФИЛИМОН

Были самые темные дни в году, а потому, пока тьма господствовала на земле, продолжала бесноваться нечистая сила, к домам поближе подбира­лась, ухала, в двери скреблась. Только хорошего хозяина боялась, у кото­рого в доме все справно, работа вся сделана.

28 Декабря - ТРИФОН

Стал день прибавляться, и Солнце посылает на Землю своих деток — солнечные лучи, которые пронзают нечистую силу, отваживают ее от до­мов. Рано утром надо было в этот день вынести на огород горячие угли и высыпать их в него. Только так можно было испугать нежить.

29 Декабря - АГЕЙ-ИНЕСЕЙ

В этот день внимательно следили за погодой. Если в этот день будет на деревьях иней, то Святки будут теплыми. Если будет утром большой мороз, то он продлится до Крещенья. Снег к заборам привалит вплотную — плохое лето, останется промежуток — урожайное.

Агей-пророк сеет иней на порог.

30 Декабря - ДАНИЛА

Данила декабрь торопит. В Данилов день святым духом и ладаном за­пахло.

В день Данила хозяйка печку топила, чтоб на два дня тепла хватило.

На пророка Даниила иней — теплые Святки.

Гадание в ночь на Данилу. В эту ночь (ночь на день пророка. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила) клали под подушку три лавро­вых листка. На одном пишут — Ананий, на втором — Азарий, на третьем — Мисаиил. Ночью должен привидеться суженый.

31 Декабря - МОДЕСТОВ ДЕНЬ

Святой Модест известен в русском народе как хранитель скота, и потому в Сказании о святых ему назначается молитва на случай скотского падежа.

Чтобы определить свою судьбу в предстоящем году, ложились на ток, где молотят хлеб, и слушали: если под гадающим застучит, то он умрет, ес­ли зазвенит — быть свадьбе, а если слышится молотьба — богатым будет.

Вечером 31 декабря ставят 12 коробочек с солью или берут 12 луковиц с 12 же слоями «кожи», выдалбливают луковицы и насыпают их солью. Каждую коробочку или луковицу называют именем месяца будущего года. Утром 1 января смотрят, в какой коробочке размокла соль — тот месяц и будет дождливым.

Оставить комментарий